По страницам творчества Эдуарда Николаевича Успенского
По страницам творчества Эдуарда Николаевича Успенского
Материал подготовлен к юбилею детского писателя Эдуарда Успенского. Я продолжаю знакомить учащихся с авторами детских произведений, чтобы читая или слушая поизведение, дети знали его автора.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«По страницам творчества Эдуарда Николаевича Успенского»
Тема: По страницам творчества Эдуарда Николаевича Успенского
Цель:
Познакомить обучающихся с творчеством Э.Успенского.
Развивать навыки беглого чтения, умение отвечать на вопросы по прочитанному, развивать память, внимание, мышление. Пополнять словарный запас. Развивать интерес к чтению дополнительной литературы.
Воспитывать чувство взаимопонимания, дружбы и взаимоуважения; готовности прийти на помощь
Оборудование: презентация, мультфильм «Разноцветная семейка», картинки-паззлы, выставка рисунков, выставка книг, портрет писателя.
Ход урока
Организационный момент.
Урок совсем обычный, а, может, необычный,
А, может, не урок совсем хочу вам преподать.
Он может быть веселым, коль думается вместе,
Коль дети с чувством юмора мне будут помогать!
О всех произведениях писателя Успенского
Сейчас урок – мозаику мы будем составлять…
Сообщение темы урока.
- Ребята, скажите, а что такое мозаика?
- Сегодня на уроке мы будем побеседуем о творчестве Э.Н.Успенского, о литературных героях, которых он создал. Наш урок, как и мозаика, будет составлен из отдельных кусочков. А цельной наша картина получится, когда мы соединим отдельные части урока своим активным участием.
Изучение нового материала
Мозаика первая. Знакомство с биографией писателя. (Презентация)
Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в Московской области. Рос Эдик озорным мальчишкой, получал плохие отметки и всякий раз решал, что с понедельника начнет учиться на «5». Наступал понедельник, случались какие-то дела и … двойки появлялись снова. Выручил случай. Однажды, спрыгнув с крыши он сломал ногу и попал в больницу. Эдик попросил родителей принести ему учебники. К несказанному удивлению окружающих, стал серьезно заниматься уроками. Да так упорно, что смог поступить в авиационный институт и стать инженером. Три года он проработал по специальности, а потом вдруг понял, что делает в жизни что-то не то. Эдуард Николаевич работал в пионерском лагере вожатым, читал книги и, когда книжки интересные закончились, ему пришлось сочинять самому.
В детстве у него было три любимых игрушки: крокодил Гена, кукла Галя, плюшевая игрушка с большими ушами, хвостом пуговкой, в общем не поймешь- не то заяц, не то собака.
В 1966 году эти игрушки стали главными героями знаменитого произведения «Крокодил Гена и его друзья»
В нем свою плюшевую игрушку Успенский назвал «Чебурашка» («Песня Чебурашки»)
Мозаика вторая. «Собери паззл»
Учитель объединяет детей в группы
Группам раздаются конверты. В конверте разрезанная картинка. За минуту нужно собрать сюжет и произведение.
Мозаика третья. «Литературная викторина»
1.Что свалилось на голову Чебурашки при открытии дома Дружбы?
а) бревно
б) крыша
в) цветочный горшок
г) кирпич
2. Где жил Чебурашка?
а) в пустыне
б) в тропическом лесу
в) на необитаемом острове
г) на Мадагаскаре
3.Чем дядя Фёдор обогревал дом?
а) углём
б) хворостом
в) дровами
г) маленьким солнышком
4. Кто научил Матроскина разговаривать?
а) профессор Сёмин
б) знакомая кошка
в) старая хозяйка
г) дядя Фёдор
5. Кто вытащил Шарика из реки?
а) Матроскин
б) Гаврюша
в) Бобрёнок
г) Дядя Федор
6. На чём прилетела тётя Тамара в Простоквашино?
а) на самолёте
б) на боевом вертолете
в) на дельтаплане
г) на ракете
7.Что готовили по колдовской книге почтальон Печкин, Матроскин и Шарик, чтобы дядя Фёдор забыл девочку Катю?
Каждой группе раздается по листку с текстом, за минуту они должны найти лишнюю строчку в тексте.
У одних родителей мальчик был. Звали его дядя Фёдор. Потому что он был очень серьёзный и самостоятельный. Он в четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил. А по выходным занимался карате. В общем, он был очень хороший мальчик. И родители были хорошие — папа и мама
«Дорогие мои родители! Папа и мама! Бабушка и дедушка! Я вас очень люблю. И зверей я очень люблю. И этого кота тоже. А вы мне не разрешаете его заводить. Велите из дома прогнать. А это неправильно. Я уезжаю в деревню и буду там жить. Вы за меня не беспокойтесь. …»
В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверёк. Был он беленький и пушистый. Звали его Чебурашка. Вернее, сначала его никак не звали, пока он жил в своём тропическом лесу. А назвали его Чебурашкой потом, когда он из леса уехал и встретился с людьми.
Теперь Гена, Галя и Чебурашка почти каждый вечер проводили вместе. После работы они собирались у крокодила дома, мирно беседовали, пили кофе и играли в крестики-нолики. Иногда даже болтали по мобильному телефону с друзьями из Мадагаскара. И всё-таки Чебурашке не верилось, что у него наконец появились настоящие друзья.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Мозаика шестая. «Блиц-турнир»
Внимательно выслушав вопрос, поднимаете руку, если готов ответ. Ответы на вопросы на скорость:
Сколько лет Дяде Федору? (шесть)
Почему Дядя Федор ушел из дома? (кота не разрешили оставить)
Какой породы был Шарик? (дворняжка)
Какой дом искал дядя Федор? (с телевизором, окна большие)
Какой дом искал Матроскин? (с печкой)
А Шарик? (с будкой)
Откуда у Дяди Федора появились деньги? (клад нашли)
Что купил Матроскин? (корову Мурку)
Что купил Шарик? (фоторужье)
А Дядя Федор? (трактор)
Почему галчонка назвали Хватайкой? (хватал разные вещи и прятал на шкаф)
Чем заправляли трактор Митю? (едой)
Почему трактор останавливался у каждого дома? (пахло пирогами)
Кто мог окучивать картошку задними лапами? (Шарик)
Что послал почтальон Печкин маме и папе дяди Фёдора для опознания мальчика? (пуговицу)
Какую награду получил почтальон Печкин от родителей дяди Фёдора? (велосипед)
Как звали корову, которую купил кот Матроскин? (Мурка)
Чьи это слова: «хорошими делами не прославишься»? (старуха Шапокляк)
Сколько зол в день делала старуха Шапокляк? (пять зол)
Назовите имя собаки, которой крокодил Гена и Чебурашка помогали найти друга. (Тобик)
Сколько лет крокодилу Гене? (50 лет)
Откуда взялся Чебурашка? (его привезли из южной страны в коробке с апельсинами)
Как называла свою крысу старуха Шапокляк? (Лариска)
Какой дом решили строить крокодил Гена, Чебурашка и их друзья? (дом дружбы)
Как звали девочку-подружку крокодила Гены и Чебурашки? (Галя)
Итог урока. Рефлексия.
- Как вы считаете, получился ли у нас урок - мозаика?
- Учебник «Литературное чтение» - это тоже мозаика. Он состоит из отрывков многих произведений. Уроки литературы слишком коротки, чтобы прочесть произведения полностью. Но как же интересно узнать, чем закончится та или иная история. Что же делать? (Ответы детей)
Выход есть! Берем книги в библиотеке, покупаем в магазинах, обмениваемся с друзьями, читаем в интернете.
Для тех, кто хочет много знать, любит читать, дорога в Страну знаний всегда открыта.