- На уроке литературного чтения мы читали сказку и говорили, что ЛЮБОВЬ – есть сила жизни. На это занятие тоже пришла ЛЮБОВЬ, но только в другой сказке. Послушайте, пожалуйста.
Бабушкина сказка
Тихим летним вечером сидели на крылечке бабушка Настя и ее внучка Катя. И вот какую сказку рассказала ей бабушка.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей жить без подружки. Вот и обратилась она к старому седому волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет.
Утром когда алое солнце осветила землю, пришла Любовь в условленное место, к трем соснам, что стояли на краю леса. Пришла, видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот, выбирай, - сказал дедушка-волшебник, - они все хороши, и ты в жизни встретишься с ними, а может и дружить будешь. Но выбери одну их них, она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой: у одной, как небо, синие, у другой, как изумруд, зеленые, у третьей, как яхонт серые, у четвертой, как незабудки, голубые. Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени…
А вы, ребятушки, кого бы выбрали в подружки?
А потом я доскажу бабушкину сказку.
Подошла Любовь и протянула руку Доброте.
- Вот она Доброта! Любовь взяла Доброту в подружки на всю жизнь! А сегодня она пришла к нам на занятие, которое называется
«Жить – добро творить» На этом занятии мы попытаемся узнать, для чего людям нужно добро, какие добрые качества бывают.
2. Работа на дереве-корнеслове.
- Доброта принесла мне целую корзину слов:
- В русском языке есть слова, состоящие из двух слов, одним из которых является ДОБРО. Прочитаем их. (Учитель прикрепляет карточки с названными словами на дерево-корнеслов. Дети объясняют их значение.) ДОБРОДУШИЕ, ДОБРОЛЮБИЕ, ДОБРОМИРИЕ, ДОБРОВОЛЕЦ, ДОБРОСЕРДЕЧИЕ, ДОБРОНРАВИЕ… (см. в словаре Даля)
- Все эти слова обозначают добрые качества человека и его дела. А какие хорошие качества есть у вас? (Ответы детей: я добрый, заботливый, благодарный, отзывчивый, умный, радостный, веселый, терпеливый…)
3. Чтение учителем китайской сказки
- Кто-то из вас сказал, что он умный, и мне вспомнилась китайская сказка «Добро без ума». Переверните листочки найдите сказку. Я буду читать, а вы следите и думайте чему учит эта сказка.
«Добро без ума».
(китайская сказка)
В одной стране жил император. Когда он узнал, что мальчишки стреляют в птиц, он объявил: «Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса».
Услыхав об этом, мальчишки наставили в лесу множество силков. (петля для ловли птиц) Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец и спросил:
- Зачем столько птиц?
Император ответил:
- У меня доброе сердце, и я спасаю птиц от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.
- Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.
- Каких птенцов? - спросил император.
- Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. У Вас доброе сердце, но никто им не принес столько зла, сколько Вы.
- Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорчённый император.
На это мудрец заметил:
- И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо.
Учитель:
- Чему учит нас эта сказка? (Ответы детей)
- Верно, что добро надо делать с умом. Например, мы сейчас часто встречаем на улицах нищих людей. Одни из них просят помощи, потому что им действительно не хватает денег на еду. Другие, чтобы купить себе спиртное, их видно по внешнему виду. Стоит ли помогать таким людям, зная что наша помощь приблизит их к гибели? Может, лучше помогать людям не деньгами, а продуктами, вещами, лекарствами? Как вы думаете? Человек не может жить, не совершая добрых дел. И добрым быть всегда возможно, так считает автор стихотворение С. Лебедев. Послушаем его
4. Чтение стихотворения:
Добрым быть всегда возможно!
Трудно ли сегодня добрым быть?
Можно ли друг другу радость подарить?
Человек упал, не может встать
Можешь руку ему дать?
В спешке друг забыл обед,
Поделюсь я с ним – проблемы нет!
Для любимой бабушке своей
Нарисую розы в юбилей.
Трудно зиму пережить пичужке,
Зернышек ей положу в кормушку.
Сделать для скворцов скворечник
Разве трудно – нет, конечно!
Поделись всем, чем владеешь ты,
Станет мир теплей от доброты.
Добрым быть всегда возможно,
Радость с другом разделить несложно!
С Лебедев
5. Рассказывание о своих добрых делах
- А сейчас буду проходить мимо вас, а вы назовите мне, совершённое вами одно доброе дело. (Дети называют свои добрые дела).
- Молодцы, я обогатилась добрым духом – теперь я такая счастливая! У меня в классе одни добриночки и добрёнки!
6. Физкультминутка
7. Хоровая речевая разминка.
- Добринка очень любит хоровое чтение, поэтому ей хочется поучаствовать в нашей второй речевой разминке.
На улице Мира.
На улице Мира –
Работа с утра.
Там с детства проходят
Науку добра.
На улице Мира –
Из радуги мост,
Он с улицы Мира
Проложен до звёзд.
Н. Добронравов
Добринка:
- Какое прекрасное стихотворение! Мне тоже захотелось на улицу Мира.
Во – первых, я никогда не видела мост из радуги, по которому можно дойти до звёзд. А во – вторых, я впервые слышу о науке добра… это что за наука? Где её изучают?
- Ребята, скажите, пожалуйста, где находится эта улица Мира, на которой все изучают науку добра? И что за эта наука? (Ответы детей)
Учитель:
-Это не в прямом смысле, дети. Улица Мира – это, прежде всего, внутренний мир человека, его душа, совесть, воля, дух, сердце. Науку Добра постигают в жизни с самого детства, совершая добрые поступки, делая добрые дела на общее благо, а не только для себя лично. Каждый человек рождается, чтобы творить добро. И эта добрая наука открывает человеку знания о мире. И тогда мир для него становится ярким, многоцветным, радужным.
- Значит, добро – это дружелюбное отношение человека к человеку и прекрасному миру природы.
Добринка:
«Добро – это целая наша Земля!»
Учитель:
- Добриночка, недаром говорят: «Добром Земля держится. Мир - добром стоит». Наука добра в том и заключается, чтобы уметь делать добро на Земле, потому что Земля – наш дом.
- Но, чтобы человек смог освоить науку добра, надо…
8. Притча «Верное решение»
-Послушайте притчу и узнайте, что надо делать.
Верное решение
(притча)
Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Зуси - такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Зуси - такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья Зуси такая большая, одних детей десяток. Так Зуси добрался до того единственного, кого он в силах изменить, будучи таким маленьким - самого себя.
- Но, чтобы человек смог освоить науку добра, надо изменить самого
себя - самому сначала стать добрым. Какие качества для этого надо развивать в себе?
- Давайте их запишем на этажах дома. И назовём его домом Добра. Этот дом может расти, если будет наполняться только добрыми качествами.
- Так почему нужно быть добрым? Потому что добро – это основа жизни.
9. Украшение цветочками дерева добра
- Говорят, что добрые дела украшают жизнь. В книге «Властелин колец» рассказывается о волшебном дереве, на котором распускались необыкновенной красоты цветы, если люди совершали добрые дела. А вы хотите, чтобы такое дерево расцвело у нас?
(Учитель прикрепляет на доску большое бумажное дерево)
-Украсим это дерево цветами. Каждый цветок – это ваше доброе дело. Каждый из вас украсит дерево одним цветком. Но с каждым днём цветы на дереве будут прибавляться: после каждого доброго дела вырежьте цветок и прикрепите его на дерево.
(Учащиеся работают под музыку. В конце урока все любуются деревом добрых дел.)