kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект внеклассного мероприятия в 4-м классе, посвященное Году Литературы в России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Привлечь внимание обучающихся к вопросам развития литературы в современном мире.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект внеклассного мероприятия в 4-м классе, посвященное Году Литературы в России»

План-конспект внеклассного мероприятия в 4-м классе, посвященное Году Литературы в России

Тема урока: «Год Литературы в России» Цели: привлечь внимание обучающихся к вопросам развития литературы в современном мире; формирование у учащихся интереса к углубленному изучению литературы.

Ход урока

Организационный момент. - Встали все красиво, подравнялись. Здравствуйте, ребята, меня зовут Кристина Николаевна, я студентка педагогического института, прохожу практику, поэтому буду сегодня вести урок у вас, присаживайтесь. Проверти, всё ли у вас готово к уроку. - Ребята, тема нашего сегодняшнего урока написана на экране : 2015 Год Литературы в России.

Изучение нового материала.

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о литературе.

- Литература имеет огромное значение в истории развития общества. Человек всегда стремился к тому, чтобы передавать знания и делиться своими чувствами с другими людьми. Появление письменности можно считать первым шагом на пути к литературе.

- Выясним, что такое литература.

(написано на слайде) Определение значения этого слова начнем с корня. «Littera» в переводе с латыни значит буква, а «litteratura» – «написанное». Таким образом, литературу можно определить, как массив написанных текстов произвольного содержания.


Практическая работа учащихся

- Дети, а вы как думаете, что такое литература? Давайте дадим определение.


- Литература - это искусство отражения сокровищ культуры нации в зеркале цивилизации, проходящий через клубок времени.

- Литература – это произведения письменности, имеющие общественное значение.

- В широком смысле это – совокупность всех текстов, когда-либо написанных человеком.

- Но чаще всего под литературой подразумевается вид искусства, основная задача которого – написание художественных произведений.

- Действительно, всё, что вы сказали, верно. - А какие вы знаете виды литературы? (Художественная, научная, техническая и т.д.) - Давайте с вами вместе рассмотрим.

Художественная литература как один из основных видов искусства составляет специфическую, художественно образную форму отображения и творения объективной действительности, практически духовного освоение мира.

Документальная проза— вид литературы, для которого характерно построение сюжетной линии исключительно на реальных событиях, с редкими вкраплениями художественного вымысла. Документальная проза включает биографии чем-либо выдающихся людей, истории каких-либо событий, страноведческие описания, расследования громких преступлений

Мемуарная литература Мемуары — записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев.

Научная литература — совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода.

Справочная литература Литература вспомогательного содержания, используемая для получения наиболее общей, не вызывающей сомнений информации по тому или иному вопросу. Основные виды справочной литературы: словари, справочники, энциклопедии.

Учебная литература, делящаяся в основном на собственно учебники и сборники задач (упражнений), имеет немало общего со справочной: как и справочная литература, учебная имеет дело с той частью знаний по тому или иному вопросу, которая считается более или менее общепризнанной. Однако назначение учебной литературы иное: изложить эту часть знаний системно и последовательно

Техническая литература — это литература, относящаяся к области техники и производства (каталоги изделий, инструкции по эксплуатации, обслуживанию и ремонту, каталоги деталей и т.д.).

- Литература – это совокупность художественных, научных и др. произведений, закрепленных в письменной или печатной форме и имеющее общественное значение. Чаще всего под литературой понимают художественную литературу т.е. литературу как вид искусства. Литература формирует разум человека, его волю и психику, его чувства и человеческий сильный характер, а именно – формирует личность человека.

Физминутка.

- Давайте с вами поиграем в анаграммы (которая заключается в перестановке букв или звуков с целью образования нового слова) и выясним, какие вы знаете литературные термины, литературных персонажей. Всем задание понятно? (Все написано на слайде)

- Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получились или литературные термины, или имена писателей, или имена книжных персонажей.

1.МОТ → Т _ _ (Единица собрания сочинений.) Том 2.МОНЕ → Н _ _ _ (Капитан из книги Ж. Верна.) Немо 3. СИЛА → Л _ _ _ (Героиня многих басен И.А. Крылова.) Лиса 4.ТОВАР → А _ _ _ _ (Создатель литературного произведения.) Автор 5.СОКРАТ → С _ _ _ _ _ (Линейная частица произведения.) Строка 6.АТЛАНТ → Т _ _ _ (Выдающиеся способности писателя.) Талант 7. ФИРМА → Р _ _ _ _ (Предмет поиска поэтов.) Рифма 8. МАГ ТАЗОВ → Г _ _ _ _ _ _ _ (Народный поэт Дагестана.) Гамзатов Расул 9. МАК + ШАР → М _ _ _ _ _ (Русский детский поэт.) Маршак С.Я. 10. РАК + СЛОН → К _ _ _ _ _ _ (В меру упитанный персонаж Астрид Линдгрен.) Карлсон 11. РЕПА + ЛИК → Р _ _ _ _ _ _ (Ответное небольшое высказывание одного из действующих лиц пьесы.) Реплика 12. ОМОН + ГОЛ → М _ _ _ _ _ _ (Развёрнутое высказывание одного из действующих лиц пьесы.) Монолог Молодцы. Справились с заданием.

- Дети вы знаете и слышали, что 2015 год объявлен Годом Литературы.

- 12 июня 2014 года президент России В.В. Путин подписал Указ «О проведении в Российской федерации Года Литературы». Союзом художников Москвы разработан и выполнен логотип проекта. Давайте рассмотрим его с вами. - (на слайде). Официальный логотип выполнен в цветах российского флага, на нем изображены узнаваемые профили русских писателей: Александра Сергеевича Пушкина. - Что вы знаете об А. С. Пушкине? Русский поэт, драматург и прозаик. С его творчеством начался расцвет русской литературы, выдвинувший ее на одно из первых мест в мировой литературе. - Николая Васильевича Гоголя (Н. В. Гоголь знаменитый русский писатель, гениальный сатирик. С его творчеством вы познакомитесь в старших классах. Прочитаете такие его повести «Нос», «Тарас Бульба», пьеса Ревизор и др.) и Анны Андреевны Ахматовой. (Русская поэтесса. с её творчеством вы также познакомитесь немного позже. с ее стихотворениями, поэмами например, с поэмой «Реквием», «Поэма без героя».

- Почему литературе уделяется столь большое внимание? Как вы считаете связано ли это с упадком чтения литературных произведений.

- Учащиеся по очереди высказывают своё мнение Я думаю, что литературе уделяется большое внимание, потому что чтение литературы – это главное умение человека в жизни, без него он не может постичь окружающий мир. Книги раскрывают перед нами сложный мир жизненных явлений, учат разбираться и правильно оценивать их. Они рассказывают о Родине, о ее людях, труде, животных и многом другом. Из них мы узнаем о прошлом и настоящем человечества, книги обогащают наш ум, помогают преодолевать трудности.

- Молодцы! Давайте теперь выполним очень интересное задание и проверим, что вы читали, много ли вы читаете.

- Я сейчас буду говорить название сказки, но оно перевернуто на противоположное по значению. Ваша задача угадать какая сказка задумана.

1. Пес в рукавицах (Кот в сапогах – одна из самых знаменитых сказок французского писателя Шарля Перо). 2. Кикимора с арбузом (Принцесса на горошине – датский поэт Г. Х. Андерсен). 3. Серенький кустарник (Аленький цветочек – сказка русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова) 4. Ржавый замочек (Золотой ключик – или приключения Буратино повесть сказка Алексея Николаевича Толстого) 5. Зеленый ботинок (Красная шапочка – народная европейская сказка. Литературно обработанная Шарлем Перо, позже была записана Братьями Гримм) 6. Прекрасный лебедь (Гадкий утёнок – датский поэт Г. Х. Андерсен)

- Как вы думаете, объявив 2015 год – Годом Литературы, какие цели преследовал президент? (Привлечь внимание к литературе, объединить всех, доказать, что читать очень полезно.) Государство, вузы, школы, библиотеки и СМИ хотят привлечь внимание общества к литературе и напомнить, что читать нужно, полезно и модно. Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Ведь человек, в высоком смысле слова, становится человеком благодаря литературе. Все ценности он черпает из книг. Книги заставляют человека мыслить, воспитывать собственное мнение, развивают воображение.

- Ребята, что будет, если мы перестанем читать книги? (Если люди перестанут читать, они будут мыслить совсем по-другому. Человек станет получать меньше знаний. А всё свободное время будет проводить в Интернете и у телевизора. Только с человеком, который много читает, всегда есть о чём поговорить. Только читающий человек может и будет грамотно писать. Без книг мы остались бы дикарями!)

- Что нужно сделать, чтобы люди больше читали? (Нужно больше создавать интересных книг. Можно в Интернете разместить рекламу какой-нибудь интересной книги. Надо чтобы родители заставляли детей читать книги.)

- Какова роль чтения в современном мире? (Учащиеся по очереди высказывают своё мнение - Книга играет не последнюю роль в жизни человека. - Книга помогает человеку отвлечься от современной суеты, погрузиться вместе с героями в какой-то свой мир. Книга помогает в поиске информации. - Чтение развивает мышление, пополняет словарный запас, учит жизни, улучшает наши грамматические способности. Книги хранят историю. Из-за новейших разработок книга стала непопулярной, но поколение наших родителей выросло на книгах. Всё равно маленький ребёнок начинает читать и составлять предложения с помощью книги. Ведь маленького ребёнка не посадят за компьютер, а дадут книгу. - - Современная книга играет огромную роль в развитии человека. Она помогает формировать взгляд на мир, учит отличать добро от зла, помогает развивать чувство прекрасного. В отличие от фильмов, где от зрителя требуется лишь смотреть и наслаждаться красивой картинкой, книга заставляет задуматься, пропустить через себя все то, что автор вложил в свои строки. Именно поэтому так важно заботиться о качестве книг.)

Физминутка.

- Сейчас мы выполним одно шуточное задание, но несмотря на это оно требует вашего внимания, знание, мышления и воображения. Готовы?

Дантист – это литературовед, специализирующийся по творчеству Данте, или зубной врач? (Зубной врач) Гримёр – это исследователь творчества братьев Гримм или работник театра? (Работник театра, занимающийся гримировкой артистов) Критик – это житель греческого острова Крит или человек, занимающийся истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности? (Человек, занимающийся критикой. А житель острова Крит – критянин) Он – критик, она – Кто? (Критикесса) Всего лишь два каких предлога необходимы прозаику для создания всех его произведений? (Про-за – проза) Сколько лет было А.С. Пушкину, когда он родился? (Ноль) Глубокий смысл басни Крылова «Ворона и лисица» состоит в том, что лишь потеряв сыр, ворона обрела ... Что? (Свободу слова) И Мазай, и Пихто - они кто? (Каждый из них – дед) Какая очень известная сказка ... портит детям зубы? («Золотой ключик» – это конфеты-ириски, отлично вытаскивающие пломбы) Какой сказочной героиней Ш. Перро может полакомиться не только волк, то и все детишки? («Красной шапочкой», ведь это шоколадные конфеты) Какой сказочный герой ещё с советских времён утоляет жажду российских ребятишек? («Буратино» – газировка)

- Оказалось, что в этом году очень много юбилейных дат, праздников, памятных дней, связанных с литературой. (читают на слайде)

- Давайте с вами посмотрим эти даты 155 лет со дня рождения писателя, драматурга Антона Павловича Чехова (29.01.1860-15.07.1904). Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира. 200 лет со дня рождения Петра Петровича Ершова (06.03.1815-30.08.1869), русского писателя. Известность принесла Ершову сказка «Конек-Горбунок», написанная им еще на студенческой скамье. 210 лет со дня рождения Ганса Христиана (Ханса Кристиана) Андерсена (2.04.1805-4.08.1875), датского писателя-сказочника. Автор всемирно известных сказок для детей и взрослых 105 лет со дня рождения Александра Трифоновича Твардовского (21.06.1910-18.12.1971), русского поэта. Автор стихотворений и поэм «Путь к социализму», «Страна Муравия», «Дом у дороги», «За далью – даль», «По праву памяти». Подлинную славу Александру Твардовскому принесли произведения, созданные в годы Великой Отечественной войны, прежде всего поэма «Василий Теркин».

- Также существуют книги – юбиляры, например: Пушкин А.С. 185 лет «Сказка о попе и работнике его «Балде» (1830) Андерсен X.К. 180 лет «Дюймовочка» (1835) 90 лет Чуковский К.И. «Доктор Айболит» (1925) Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо» (1925) Маршак С.Я. «О глупом мышонке» (1925) 60 лет - «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (1955) Михалков С.В. «Дядя Степа – милиционер» (1955)

- Дети посмотрите сколько книг юбиляров. И мы должны все эти книги сохранять, относиться к ним очень бережно.

- Дети, а скажите мне почему нужно беречь книги? (Учащиеся по очереди высказывают своё мнение - Книги надо беречь, они дают нам много знаний. С помощью книг мы окунаемся в другой мир — мир фантазий, интриг, знаний, смеха, добра или зла. Порой книги открывают нам то, что мы не знаем, о чем даже не подозреваем: тайны океана или космоса, строение растений или мельчайшей клетки. Книги развивают нашу речь. С их помощью мы учимся читать и писать. Все должны читать книги, чтобы больше знать, накапливать опыт, оттачивать мастерство в той или иной профессии. А чтобы передать это будущим поколениям, нужно книги беречь. - С помощью художественной литературы вы сможете глубже понять психологию, воспользоваться алгоритмом решения самых типичных житейских проблем. Научная литература ускорит процесс вашего развития, вам не придется изобретать велосипед – вы имеете возможность использовать отлаженные способы работы в любой сфере. Это сокращает путь для совершения открытий – человек может вывести науку на новый уровень, используя все предыдущие наработки. Приняв и проанализировав всю эту информацию, вы развиваетесь в личностном плане, становитесь интересным собеседником, а следовательно, получаете шанс найти общий язык со множеством людей, которые не заинтересовались бы вами при других условиях. - Литература дает колоссальный, обширнейший, глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом делает человека мудрым!)

Рефлексия - Чему был посвящен наш классный час? - Что же представляет собой литература? Как вы поняли? - Что узнали нового? - Что для себя запомнили?

- Я хочу закончит сегодняшнее мероприятие словами великого классика М. Горького (на слайде написано) «любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку». Я думаю, что все цели и задачи, которые поставило перед собой государство будут выполнены и Год Литературы станет ярким, объединяющим общество - проектом. Я вам желаю не останавливаться на достигнутом, быть творческими, активными, больше читать и повышать свои интеллектуальные способности.

Урок закончен. Спасибо за урок. До свидания!





















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лушникова Кристина Николаевна

Дата: 22.01.2023

Номер свидетельства: 623758


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства