Ожидаемые результаты: формирование положительной мотивации к нравственному поведению.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Оформление класса: плакат «Красив тот, кто красиво поступает», стенд «Азбука хорошего тона», выставка книг о вежливости, высказывания мудрых восточных мыслителей, иллюстрации из серии «Что такое хорошо, что такое плохо», тематическая презентация.
Ход классного часа.
(Слайд № 1) Сегодня наш классный час будет посвящен красоте. Во все времена и во всех уголках земного шара люди хотели и хотят быть красивыми, но красота понимается по-разному. Одни говорят, что красив человек своей внешностью, другие же утверждают, что человек должен быть красив своей душой, своими поступками, своим отношением к окружающим. Сегодня мы с вами покажем не на словах, а на деле, каким должен быть человек с красивой душой. (Слайд № 2) Русская пословица гласит: «Красив тот, кто красиво поступает».
–А сейчас послушайте одну историю и подумайте, о какой красоте идет в ней речь.
Истинная красота
(Слайд № 3) В одном доме жили две девочки-подружки – Карина и Даша. Карина считала себя очень красивой девочкой. Она всё время заботилась о своей внешности. Ей хотелось выглядеть лучше всех. У зеркала она проводила гораздо больше времени, чем другие девочки. Зато в классе она по праву считалась самой красивой ученицей. Даша же была девочкой скромной, стеснительной.Однажды подружки, весело болтая, возвращались из школы домой. Подойдя к перекрестку, они увидели старенького дедушку. Он стоял и, видимо, не решался перейти через дорогу. Карина собиралась пройти мимо, но Даша остановилась и спросила:– Вам помочь?– Помоги, пожалуйста, добрая девочка. Мои глаза совсем ничего не видят, и я не могу перейти дорогу.Даша взяла старичка за руку и заботливо перевела через дорогу.– Спасибо тебе, девочка. Ты красивая как солнышко.«Какая же она красивая, я намного красивее её», – подумала Карина, обиженная тем, что её красоту не заметили. А вслух она спросила:– Откуда вы знаете, что она красивая, вы же не видите?– Красоту этой девочки сможет увидеть даже слепой, потому что её красота идёт от сердца, – ответил дедушка.
- Кто из этих девочек действительно красивая по мнению старика? (Даша)
- Какой была Даша? (доброй, отзывчивой)
- Как вы думаете, случается ли такое в жизни, что человек, очень красивый снаружи, оказывается не таким красивым внутри? (да)
- Все верно, к сожалению, иногда так же бывает и с людьми. Красивые внешне люди не так красивы в своих поступках и делах. Не всегда яркое, красочное, броское бывает действительно ценным. Недаром русская народная пословица гласит: «Не все то золото, что блестит».
- Из чего же складывается красота человека? (из внешней красоты и внутренней - поступков и слов).
- Как можно научить человека быть добрым? (своим примером, своим отношением)
- Как вы думаете, о какой красоте идет речь в рассказе? (о внутренней красоте, о красоте души).
- Так что же такое истинная красота человека: это внешность или это внутренние качества человека? (рассуждения детей)
- Что нужно делать, чтобы про вас сказали, что вы красивый человек, у вас красивая душа? (быть милосердным, помогать слабым, быть честным, совершать хорошие поступки, не обманывать и т.д.)
- Что же такое «красота души»? (Это положительные внутренние качества человека)
(Слайд № 4) Действительно, не красивое лицо и модная одежда делают человека красивым и интересным для окружающих, а его хорошие поступки, правильные мысли, добрые дела. Красоту души можно сравнивать с самым драгоценным камнем, грани которого безграничны, если они состоят из прекрасных мыслей, чувств, помыслов и поступков.
(Слайд № 5) Выводом к нашему рассказу будут высказывания мудрых восточных мыслителей:
Красивым быть, не значит им родиться.Ведь красоте мы можем научиться.Когда красив душою человек,Какая внешность может с ней сравниться!Омар Хайям
Настоящая красота живет в сердце, отражается в глазах и проявляется в поступках.Ошо
(Видео) Исполнение песни «Чему учат в школе»
А сейчас, разделившись на группы, вы получите 1 задание «Соедини пословицы и поговорки так, чтобы получилось верное высказывание».
(Слайд № 6) I группа
Хороша очами,
а) а внутри пустота.
Снаружи красота,
б) не судят.
По обложке
в) да нехороша речами.
(Слайд № 7) II группа
Красив тот,
а) а человек платье.
Не платье красит человека,
б) а гонись за добротой.
Не гонись за красотой,
в) кто красиво поступает.
(Слайд № 8) III группа
Красота без разума
а) а о человеке — по платью.
Не суди об арбузе по корке,
б) а тот красен, кто душой прекрасен.
Не тот красен, кто с лица ясен,
в) пуста.
- Молодцы, дети. Вы справились с заданием. А теперь давайте объясним смысл данных пословиц.
По обложке не судят.
Не гонись за красотой, а гонись за добротой.
Красота без разума пуста.
Второе задание группам: «Волшебные поступки»
I группа
Девочка жаловалась маме: «Во дворе мальчишка такой невежа – зовет меня Галька». – А ты как его зовешь? – спросила мама? – Я его вообще никак не зову, – ответила Галя, – я ему просто кричу: «Эй, ты!» Скажите, права ли Галя? Почему?
II группа
Мальчик крикнул прохожему: «Сколько сейчас часов?» Ответьте, какие ошибки допустил мальчик и как он должен был спросить?
III группа
Однажды я выходила из магазина. В одной руке у меня была сумка, в другой – бидон с молоком. Незнакомый мальчик открыл передо мной дверь и держал ее, пока я не прошла. Мне захотелось сказать ему спасибо, но я не знаю, правильно ли это. Ведь мальчики обязаны пропускать девочек в дверях. А как вы думаете?
Третье задание « Спешите видеть» Надо рассмотреть картинку и ответить на вопрос.
(Слайд № 9) I группа
Мальчики стоят на дорожке. Женщина с коляской пытается их объехать. Бабушка что-то говорит им. Как правильно поступить мальчикам в данной ситуации?
(Слайд № 10) II группа
Девочка несет корзину с фруктами. Ей тяжело. Девочку догоняет мальчик. А как бы вы поступили на месте этого мальчика?
(Слайд № 11) III группа
Мальчик тайком в раздевалке ест конфеты. Как вы думаете, захотят ли дети дружить с ним после этого? Почему?
В продолжение нашего разговора послушайте такие строки:
(Читают ученики)
Что такое красота -
Спор зашёл случайно.
Это спорили глаза
И душа печально.
Этот спор бы никогда
Не имел финала,
Но ГАРМОНИЯ тогда
Мимо пролетала.
Выслушав, сей глупый спор
И присев тихонько,
Рассудила она так,
И сказала только:
«Красота только тогда
Совершенной станет,
Когда внешность и душа
Спорить перестанут».
- Как вы понимаете эти строки? (Внешняя и внутренняя красота человека должны быть в гармонии).
(Слайд № 12) Мы все убедились, что наши дети могут называться красивыми людьми. И хотелось бы, дети, чтобы ваши поступки были красивыми не только сегодня в классе, но и всегда, в жизни. Ведь если каждый из нас будет совершать красивые, добрые поступки, то, наверное, весь мир станет чуточку прекраснее, благороднее, добрее.
Исполнение песни «Дорогою добра»
(Слайд № 13) В каждом человеке много хороших, добрых качеств. Очень важно проявлять их в своих поступках, в отношениях с людьми и стремиться к добру. Я желаю вам быть гармоничными и красивыми, и внешне, и внутри. Быть внимательными, дружелюбными, доброжелательными друг к другу, готовыми всегда прийти на помощь, быть всегда красивыми душой!
(Слайд № 14) Игра «Берем не берем»
Рефлексия. Музыка.
Я предлагаю вам почувствовать себя изнутри. Закройте, пожалуйста, глазки. Представьте, что перед нами сказочная картина: дивный лес, удивительные животные и птицы. Они, доверчиво подходят к нам. Земля наполнена светом чудесного сияния солнышка. Лучи солнца согревают всех на Земле. Свет солнца дарит мир всему окружающему (пауза). От лучиков солнышка все становятся ласковыми и дружелюбными. Свет солнышка соединяется с нашими добрыми и нежными чувствами (пауза). Эти чувства мы посылаем своим родным и близким, своим друзьям и знакомым (пауза). Мы спешим совершать красивые поступки. Откройте глазки.
Внешнюю красоту можно увидеть глазами, но есть еще и красота невидимая, внутренняя. Это красота человеческих желаний, чувств и мыслей, переживаний. Внутреннюю красоту можно почувствовать сердцем.
(Слайд № 15) Перед вами СЕРДЦЕ – вместилище внутренней красоты человека, его души. Я предлагаю вам наполнить его качествами, которые, по вашему мнению, должны быть у человека, обладающего внутренней красотой. Назовите эти качества. (Доброта, отзывчивость, внимание, любовь, уважение, сочувствие, благодарность, помощь, забота и тд)
- Молодцы, дети! Наше сердце получилось очень красивым и добрым. На этом наш классный час закончен. Всем спасибо. (Слайд № 16)
Рецензия
на классный час «Красив тот, кто красиво поступает»,
проведённый учителем начальных классов I квалификационной категории МОУ «Днестровская средняя школа №2» Черевко О.Г.
Общие сведения об анализируемой форме внеурочной воспитательной работы. Дата: 29.11.2022 г.
Подготовленность и оформление классного помещения к проведению мероприятия: плакат «Красив тот, кто красиво поступает», стенд «Азбука хорошего тона», выставка книг о вежливости, высказывания мудрых восточных мыслителей, иллюстрации из серии «Что такое хорошо, что такое плохо».
Цели классного часа:
1.Формирование у учащихся умения анализировать и оценивать свои поступки и поступки других людей.
2.Развитие коммуникативных способностей школьников, умения общаться в коллективе.
3.Воспитание нравственных ценностей, ответственности за свои шаги в жизни, уважения друг к другу.
4.Созданре условий для развития детских представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо посредством бесед, показом презентации, высказываний мудрых восточных мыслителей и конкурсов.
Развивающие:
- развивать познавательную активность.
Воспитательные:
- воспитывать стремление совершать добрые дела и поступки.
Задачи:
- Создать ситуацию для воспитания правил хорошего тона, таких качеств как вежливость, доброта, воспитанность, умения видеть в человеке прекрасное;
- Раскрыть сущность понятий «отзывчивость», «красота души человека»;
- Формировать понятия о хороших и плохих поступках;
2. Содержательность проведённого мероприятия.
В ходе мероприятия, для придания ему увлекательного характера и активизации познавательной деятельности учащихся, учитель Оксана Георгиевна использовала следующие методические приёмы: разнообразные виды деятельности, музыкальное сопровождение мероприятия, красочная и содержательная презентация. Данные методические приёмы оказали положительное влияние на заинтересованность учащихся темой внеклассного мероприятия, вызвали интерес у ребят и стимулировали желание принять активное участие.
Ход классного часа строился на основе беседы с учащимися, опираясь на их знания, полученные на уроках литературного чтения, а также учитывался личный опыт. На каждом этапе детям предлагалось выполнить задание, что сразу заинтересовывало учащихся. Они с удовольствием их выполняли и справлялись в полном объёме. Ребята активно участвовали в конкурсах, соединяли пословицы и поговорки о красоте души внешней и внутренней, приводили интересные примеры из жизни, делали выводы и обобщения, высказывали свои мысли по поводу услышанного. В конце мероприятия Оксана Георгиевна подвела итоги. В ходе проведения мероприятия учительница полностью реализовала цели и задачи поставленные первоначально. Классный час прошёл эмоционально и эффективно.
Роль личности классного руководителя и его педагогического профессионализма в качественном проведении внеклассного мероприятия.
В ходе классного часа использовалось много интересного и познавательного материала, сам учитель был достаточно активен, позитивно настроен, что в свою очередь создавало благоприятную атмосферу в течение всего мероприятия. Это свидетельствует о высоком уровне подготовки самого учителя. Оксана Георгиевна общалась с ребятами тактично, отмечалось проявление уважения к личному достоинству учеников. Культура речи соответствовала общепринятым нормам (как фонетическим, так и грамматическим). Личность учителя и используемые методические приёмы положительно воздействовали на эмоциональную заинтересованность учащихся и усвоение ими обсуждаемых вопросов.