Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока развития речи»
Урок развития речи с элементами этики
Тема:«Дари маме теплоту своего маленького сердца»
Цель: - раскрыть образ матери; вызвать эмоциональное состояние по
отношению к маме; - развивать устную и письменную речь;
- воспитывать чувство уважения к маме, показать, как нужны мамам
любовь и внимание своих детей.
Оборудование: пословицы о маме, наглядный материал (Солнышко, Тучка, Дерево),
рисунки детей, иллюстрация «Мама»,презентация, музыкальные записи
«Облака», «Песенка мамонтёнка», «Частушки»; микрофон, фотографии мам,
карточки с пословицами, солнышки с пожеланиями, видеозаписи, «Полянка»,
цветы, портрет писателя Ю.Яковлева.
Ход урока
Организационный момент(Мобилизирующее начало)
Доброе утро солнцу,
Доброе утро небу,
Доброе утро приветливым лицам,
Доброе утро всем, всем, всем!
Мотивация целей и задач урока.
- Сегодня у нас необычный урок развития речи. Сегодня на уроке мы поговорим о человеке, который дал нам жизнь, который спасает нас от всех невзгод. Кто жалеет нас, когда нам плохо, кто по ночам качает нас в колыбели, кто поет нам колыбельные песни Видеоклип!!!( Мультик)!!!
- О ком пойдет речь на уроке? (о маме)
- С кем или чем можно сравнить маму?
- Какие чувства выражает слово «мама»? (любовь, доброта, радость...)
- Всеми этими качествами обладают наши мамы.
- Любите ли вы своих мам?
- А какие слова вы можете найти для своих мам?
!!!(Работа с незаконченными предложениями).Слайд №3!!!
- Закончите предложение, выразив свои чувства по отношению к маме.
!!!Я люблю маму, а мама...
По сравнению с другими, моя мама....
-Самое дорогое у человека - мама. Она нам дает жизнь, кормит нас молоком.
- Ребята, давайте сегодня посмотрим на своих мам совсем по-другому и постараемся увидеть в них то, на что раньше не обращали внимание.
-Сегодня на уроке мы постараемся понять, почему слово «мама» - это самое тёплое, родное слово, и что нужно делать, чтобы наши мамы были самыми счастливыми на всей Земле.
Новая тема. Основная часть урока.
Слушание и анализ текста.
Начнём разговор о маме с чтения самого тёплого сочинения- текста ЮрияЯковлевича Яковлева «Мама».Портрет писателя!!!Портрет мамы!!!
Мама…Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе, такой знакомый, такой родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.
Мама… Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Когда ты ещё не умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом мама научила тебя говорить, ходить…
Мама прочла тебе первую книжку. Мама учила видеть и открывать мир…
Мама всегда рядом с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы. Каждый день твоего и моего детства связан с мамой. Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она всегда рядом.
Любовь к матери проходит у нормального человека через всю жизнь.
Помни, что нет большего горя на свете, чем потерять родную мать. Не причиняй ей страданий. Береги её, как можешь.
С чего начинается Родина? Я задаю себе этот вопрос и сам отвечаю на него: Родина для каждого их нас начинается с мамы.
Вопросы к тексту:
- Чей голос всегда живёт с человеком?
- Кто первый понимает тебя, даже без слов?
- Кто научил тебя ходить, говорить, читать, писать?
- Кто открыл тебе окружающий мир?
- С чего начинается любовь каждого человека к своей Родине?
Два слова: Родина и мама…(на доске). Оба имеют глобальное значение.
Работа с фотографиями мам.
На сегодняшний урок вы принесли фотографии своих мам. Посмотрите на эти родные лица.
- Какими вы видите своих мам?
(На доске записываются слова, сказанные детьми.)!!!
красивая
нежная весёлая
Мама
умнаялюбимая
добрая самая лучшая
молодая
Вывод:- Для каждого человека своя мама - самая красивая, самая лучшая.
Рассказывание стихотворения.
Чтение стихотворения о маме (Кирилл)
Много мам на белом свете, Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна, Всех дороже мне она!
Кто она? Отвечу я: - Это мамочка моя!
4. Игра «Мамины руки»
- Ребята, а кто из вас когда-нибудь обращал внимание на мамины руки?
- Какие руки у ваших мам?
- Что они умеют делать?
(Дети подходят к мамам, берут их за руки и, смотря на них, рассказывают о маминых руках.)Слайд!!!
- Ребята, когда вы рассказывали о своих мамах, я увидела, как сильно вы любите их.
5. Игра «Микрофон»
- А за что вы любите маму?
- Почему мама для вас самая дорогая?
- Что вам больше всего дорого в маме?
- За что вы благодарны маме?
Выразительное чтение стихотворения (читают несколько человек)
От чистого сердца простыми словами (Ваграм)
Сегодня, друзья, мы толкуем о маме.
Мы любим её, как хорошего друга,
За то, что у нас с нею всё сообща,
За то, что когда нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть у родного плеча.
Мы любим её и за то, что порою (Амина)
Становятся строже в морщинках глаза.
Но стоит с повинной прийти головою-
Исчезнут морщинки, умчится гроза.
За то, что всегда без утайки и прямо (Андрей)
Мы можем доверить ей сердце своё.
И просто за то, что она - наша мама,
Мы крепко и нежно любим её.
Работа с пословицами(в группах)
-Испокон веков в народе образ матери был самым дорогим для каждого человека. Не случайно столько пословиц и поговорок существует в народе. И во многих пословицах образ матери сравнивается с солнышком.
-На карточках пословицы. Если вы правильно соберёте и объясните их,
то мы сможем вырастить для мам вкусные яблочки.
Звучит песня «Умка»!!!
!!!Работа в группах.!!!
А) Сердце матери лучше солнца греет;
В) При солнышке - тепло, при матери - добро.
Г) Мама в доме - что солнышко на небе.
Д) У ребёнка заболит пальчик, а у матери сердце.
(Приклеить яблоки на дерево)
8. Работа с наглядностью(«Солнышко и Тучка»)
- А какие глаза у мамы? (ласковые, нежные, любящие, грустные, печальные, лучистые, улыбающиеся)
- Можно сказать, что мама – солнышко в доме, которое согревает всех своим теплом?
- Вот почему у нас на доске сияет солнышко.
- Но посмотрите, рядом с ним, почему-то, оказалась тучка. Как вы думаете, почему?
- Да, иногда дети огорчают своих мам. Нет, не потому, что они их не любят. И не потому, что они жестокие. А просто необдуманно, случайно. Это может произойти от обидного слова детей или плохого поступка.
- А у вас были такие случаи, когда вы обижали маму?
- Помните ли вы об этом?
- Жалеете о своём поступке?
Вывод: - Будьте внимательны к своим мамам! Не обижайте их. Помните, что каждая ваша обида останется у мамы ранкой на сердце или седым волоском. А ведь каждый из вас хочет, чтобы мама всегда оставалась молодой, красивой и здоровой!
- Это хорошо, что вы осознали свои ошибки. Поняли, что надо быть внимательными к мамам, не заставлять их огорчаться, плакать.
- Поэтому тучка отошла от солнышка и больше не закрывает его. Старайтесь, чтобы в вашем доме никогда не было тучек.
(С доски убирается тучка)!!!
- Тучка исчезла, но солнышко не раскрыло своих лучей, и потому оно светит, но не греет. А оттого и полянка у нас какая-то грустная, некрасивая.
- А знаете, почему?
- Потому что ребята говорят о своей любви к маме, а сами ничего не делают для неё и похожи на такое солнышко с нераскрытыми лучиками. Они не согревают своих мам теплом своего сердечка.
9. Частушки.- Давайте послушаем весёлые частушки, которые рассказывают нам о маминых горе-помощниках. (Косынки, платочки)Выходить по очереди вперёд!!!
1. Ставьте ушки на макушке, слушайте внимательно. Вика
Пропоём мы вам частушки очень замечательно.
2.Сам почистить раз в году я решил сковороду. Руслан
А потом 4 дня не могли отмыть меня.
3.Целый день 8 марта Лена пол мела с азартом, Сабрие
А девятого числа веник в руки не взяла.
4.В кухне веник я нашёл и квартиру всю подмёл, Даня
Но остались от него две соломинки всего.
5.Маме утром наша Мила две конфетки подарила, Света
Подарить едва успела – тут же их сама и съела.
6.Мы старались, сор мели, и стирали, и пекли. Сейтосман
Вот порадовали мам – жаль, что всё приснилось нам.
7.Говорит лентяйке мать: «Убери свою кровать!» Диана
А лентяйка: «Маменька! Я же ещё маленька!»
8.С мамой за руку хожу, маму крепко я держу. Илья
Чтобы мама не боялась, чтоб она не потерялась.
9.Чтобы маму на работу злой будильник не будил, Владик
Я ему сегодня ночью три детальки отвинтил.
10.Часто делаем ошибки, но с любовью каждый раз Лиля
Дарим вам свои улыбки точно так же, как сейчас.
11.Я со штангой тренируюсь, начал мышцы я качать. Азиз
Но вот мамочкину сумку не могу никак поднять.
12.Мы пропели вам частушки – хорошо ли, плохо ли. Витя
А теперь мы вас попросим, чтобы нам похлопали.
- Да, мало осознавать свои ошибки и говорить о своей любви к маме. Надо делами доказывать свою любовь.
10 . Игра «Полянка»
- Ребята, как же нам оживить нашу полянку, чтобы солнышко раскрыло свои лучики и подарило нам своё тепло?
- У вас на столе лежат цветы. Если вы сможете сказать, какими добрыми делами можно доказать свою любовь к маме, согреть её сердце, то вы сможете украсить нашу полянку цветами (Назвал слово – положил цветок на полянку) Но не повторять!
(Помогать маме в делах, хорошо учиться, слушать её советы и выполнять их, заботиться о ней, не грубить ей, не лениться, не капризничать…)
После того, как все цветы появились на полянке, солнышко раскрывает свои лучики. На них написано:
«Дари маме теплоту своего маленького сердца»
- Солнышко раскрыло свои лучики и дарит своё тепло всем сидящим в нашем классе.
-А чтобы это тепло не убывало, а сохранялось навсегда, солнышко дарит вам свои лучики, свои маленькие солнышки, которые будут светить вам в доме. И от этого ваш дом будет тёплым, уютным, родным. Никакая тучка не сможет закрыть солнышко вашего дома!
Звучит музыкальное сопровождение- мелодия песни «Облака»
(Учитель раздаёт маленькие солнышки, на которых написаны пожелания детям)
Итог урока и релаксация.
Волшебные пожелания солнышка(дети читают по очереди)
Дари маме улыбку.
Говори маме добрые слова.
Помогай маме дома.
Учись хорошо и радуй маму учёбой.
Всегда слушай мамины советы.
Благодари маму за заботу.
Не огорчай маму капризами.
Доказывай любовь к маме делами.
Помни, что твоя мама - лучше всех.
Береги сердце мамы.
Помни о маме всю жизнь.
Чаще целуй свою мамочку.
Не прибавляй маме седых волос.
Старайся, чтобы мама была счастливой.
Береги мамины руки.
Будь ласковым ребёнком.
Не допускай, чтобы мама плакала.
Береги здоровье мамочки.
- Сегодня также слова благодарности хочется высказать и дорогим нашим бабушкам. Несколько солнышек раздать бабушкам и гостям!!!
Чтение стихотворений
1.Подарю я солнышко бабушке своей, Лиля
Чтоб в глазах грустиночек не было у ней,
Засветилась радостью этим ясным днем
Каждая морщиночка на лице родном.
Я цветочек аленький также подарю
И скажу ей: «Бабушка, я тебя люблю!»
2.Пусть звенят повсюду песни про любимых наших мам. Дима
Мы за всех за нас, родные, говорим «спасибо» вам!
Исполнение песни о маме (Песня «Мамочка милая, мамочка моя»)видеоклип
1 . Зореньки краше и солнца милей
Та, что зовётся мамой моей.
Мамочка, милая, мама моя,
Как хорошо, что ты есть у меня!
2. Ветер завоет, гроза ль за окном,
Мамочка в доме – страх нипочём.
Мамочка, милая, мама моя,
Как хорошо, что ты есть у меня!
3.Спорится дело, веселье горой –
Мамочка, значит, рядом со мной.
Мамочку милую очень люблю,
Песенку эту я ей подарю.
- Дорогие ребята!.Будьте всегда внимательными и ласковыми к вашим мамам и бабушкам. Берегите их. Подойдите к ним и расскажите, как крепко вы любите их, потому что они самые лучшие! (Дети подходят к мамам, вручают им открытки)
Организованный конец урока
- Вам, дорогие наши мамы и бабушки, мы желаем крепкого здоровья, безграничной радости, долгих лет жизни без слёз горя и печали.