Этап | Содержание |
1. Оргмомент | Придумано кем – то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера! Доброе утро всем, кто нашел время и пришел или приехал на наш семинар! Уважаемые коллеги! Надеемся, что наша встреча будет полезна и интересна всем присутствующим. |
2. Актуализация знаний | Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании,- это ускорение темпов развития. Кто-то из вас работает в школе недавно, а у кого-то за спиной не один год педагогической практики. Меняются учебники, требования к образовательным программам, меняется представление о результатах обучения. Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, теперь вопрос “Сколько?” уходит, а требования предъявляются другие. Судить о школе будут не по количеству “4” и “5”, а по сформированности личности в целом. Эта сформированность оценивается такими вопросами: - каким ученик стал после того, как прошел через наши уроки? - какие умения у него появились? -как он умеет вести себя в жизни? - насколько он готов к применению в практике тех знаний, которые получил? Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, и в профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий – УУД. Вспомним, что такое УУД. СЛАЙД 1. Что такое УУД? В широком смысле УУД– это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.В узком смысле УУД- это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. |
3.Формулировка проблемы Самооценка | Как разобраться в видах УУД? Что должен делать педагог, чтобы формировать эти УУД? Как и чем измерить УУД? Уважаемые коллеги, я предлагаю вам оценить свои знания по данным вопросам. Для этого мы будем использовать методику «Дерево» (Приложение1). Представьте себе, что дерево-это те проблемы, которые возникают в вашей педагогической деятельности в связи с введением ФГОС. Отметьте, пожалуйста, тот уровень, на котором вы находитесь в данный момент, решая эти проблемы.Сегодня мы еще не раз будем обращаться к данному дереву и этим человечкам. |
4.Сообщение темы мастерской | Тема, которую мы сегодня рассматриваем «МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ УУД НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»СЛАЙД 2 Тонработы задают слова Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте и хоть криво, да сами». |
5. Постановка цели и задач | Исходя из вопросов, которые мы поставили, давайте сформулируем наши задачи: СЛАЙД 3. Проблемные вопросы | Задачи | Как разобраться в видах УУД? | - Рассмотреть виды УУД, разобраться в их содержании | Как оценить сформированность УУД? | - Познакомить с подходами к оценке УУД | Исходя из задач,формулируемЦель: научиться распознавать и оценивать уровень сформированности УУД. |
6. Сообщение плана работы | Продолжить путь нам предстоит, работая в командах, потому что вместе учиться полезнее и интереснее. Вместе вы сможете успешно преодолеть все трудности, потому что команда – это на самом деле сила! А заодно на практике освоим такие технологии, используемые в рамках формирования УУД, как - учебное сотрудничество, работа в группах и т.д. Наша работа будет состоять из теоретической части и практической. Каждая команда в ходе мастерской будет детально работать как над вопросами формирования универсальных учебных действий в целом, так и над одним видом УУД.После того, как работа в командах завершится, состоится презентация достижений команд, обмен опытом между командами. Кроме того, командам предстоит объединиться и создать единый итоговый продукт.План работы такой: 1) Вначале мы разберемся в видах УУД, используя для этого методический практикум 2) Примем участие в практической работе по моделированию оценки сформированности некоторых видов УУД.3) Создадим продукт нашей работы, обсудим результаты работы. |
7. Практическая часть:методический практикум (работа в группах) | Итак, начнем свою работу.Работу в группах начнём с распределения ролей.Основные роли: (ТАБЛИЦА) Организатор – человек, который следит за тем, чтобы всем в группе было комфортно, за тем, чтобы все были услышаны, за тем, чтобы группа не отклонялась от темы. Вторая роль – секретарь- помощник– тот, кто записывает ВСЕ мысли группы, Третья роль – спикер группы, тот, кто будет высказывать мнение группы, именно группы, а не свое! Четвертая роль – это человек, который следит за временем, за тем, чтобы к исходу его группа смогла получить результат. Пятая роль – человек, который будет оформлять мысли на бумаге. Развитие УУД – это процесс. И процесс довольно длительный. В начальной школе он проходит 3 этапа. 1 этап – выполнение учебного действия по образцу. Задание, которое предлагается ученику, требует для своего выполнения того или иного способа действия. Этим способом ученик пока не владеет, не знает ни алгоритма его выполнения, ни названия способа. Однако, он может выполнить его, опираясь на предложенный учителем образец выполнения, близкую аналогию. Этот этап получил название «Представление». |
1)Фронтальная работа по информационной карте | Примером на этапе «Представление» будет первое задание для вас: Время на выполнение – 1 минута. Ответьте на вопросы: 1.Какие УУД позволяют сделать учебный процесс осмысленным, помогают ориентироваться в нравственных нормах? (Л) 2. Какие УУД позволяют эффективно решать конфликты и плодотворно сотрудничать? (Р) 3. Какие УУД обеспечивают возможность ставить цель и искать способы ее достижения? (П) 4. На какие группы можно распределить познавательные УУД?(Общеучебные, Логические, Постановка и решение проблемы)5. К какому виду УУД относится планирование? (К) ЭтапПредставление – «ответьте на вопросы» |
Самопроверка | Посмотрите на экран и сверьте свои ответы, сделайте выводы.СЛАЙД 4.ВИДЫ УУД Из ответов следует, что все УУД делятся на личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. |
2)Блицконт рольная | 2-й этап – осуществление способа действия при выполнении учебной задачи. Кратко этап обозначается как «Способ». На этом этапе ученик знает и выполняет определенную последовательность действий, приводящую к нужному результату, может описать эту последовательность словами, не опираясь на конкретный предметный материал.2 задание покажет, насколько мы, педагоги, хорошо разбираемся в видах УУД. Рассмотрите информационную карту.Время на выполнение – 2 минуты.«ВСТАВЬ СЛОВО» -какие действия относятся к (Л Р П К)? Сделать в виде таблицы. Этап – «Вставь слово», делают таблицу, проверка на СЛАЙДЕ. Если вам трудно – Приложение 2. Подсказки «Такие разные УУД». |
Оценка работы | Посмотрите на экран, сравните свои ответы с предложенными. Оцените свою работу (критерии?? – на слайде 5). Сделайте вывод. |
Продолжаем тему: творческая работа | 3-й этап развития УУД–«Применение способа» в контексте учебной деятельности или ее этапа. На этом этапе ученик готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап ее реализации. Третье задание: СИНКВЕЙН своего УУД. 3.Этап – «Синквейн», результаты в виде цветов. Время на выполнение –2 минуты.СЛАЙД 6. (Что такое синквейн) |
Оценка работы | Представление своей работы на листках- цветочках. Спикеры озвучивают синквейны. |
Промежуточная рефлексия | Предлагаю всем вернуться к нашему дереву (Приложение1)и человечкам. Представьте, что дерево – это ваши знания об УУД. Оцените, пожалуйста, ваше местонахождение после участия в методическом практикуме. |
Практическая работа в группах: учимся находить и определять УУД | Учимся определять и находить УУД. Для того, чтобы планировать работу, направленную на формирование УУД, необходимо научиться "видеть" действия разных видов, находить их в той или иной учебной и внеучебной ситуации, потому что умение найти УУД в предлагаемом материале - один из важных шагов на пути выстраивания всей системы работы по формированию УУД. Это подобно ситуации с овладением грамотным письмом, - чтобы грамотно вставлять "жи-ши, чу-щу,ча-ща" в словах, надо уметь выделять их. Тоже и с УУД. Итак, на этом этапе мы будем анализировать ситуации, искать в них разные виды УУД. Не проблемный вопрос: Можно ли развивать УУД только на учебном материале? УУД могут быть сформированы как в процессе определенной учебной деятельности, так и в мероприятиях воспитательной направленности. Уважаемые коллеги, где в повседневной жизни мы учимся? (Ответы: на рыбалке, на даче, в лесу)- Конечно, и наши дети все больше информации получают из телевизионных передач и от своих сверстников, потому что проводят много свободного времени вне школы. Чему они учатся, какой опыт получают, организуя свою жизнь при помощи мобильных телефонов, и просто… сидя на лавочке? Как вы думаете, а что можно делать на лавочке? Замечательно! Чему учит лавочка (СЛАЙД 7 – коллаж)?Задания:1. Ответить на вопросы: * Что можно делать? * Что можно узнать? * Как надо себя вести? * Какие универсальные действия можно сформировать? А чему научит нас наша мастерская?На последний вопрос мы ответим в конце нашей работы. Работа в группах. Сказки и стихи.Работаем в таблицах: ищем УУД, какие используем, чему полезному можем научить ребенка. Спикер озвучит результаты. Какие универсальные учебные действия мы можем «найти» в данной сказке? ( каждая группа ищет свои УУД) Что надо будет сделать? - - Прочитать сказку. Определить какие универсальные действия сформированы у героев? Подумать какие УУД необходимо сформировать? Используйте Приложение 2(Такие разные УУД) Что полезного в плане формирования УУД может быть транслировано ребенку через данную сказку? Поясните. Подумайте, чему нужно научиться? Сказки давать согласно УУД:Курочка Ряба – РУУДКораблик – ЛУУДКто сказал Мяу? – КУУДРепка - ПУУД Какие универсальные действия сформированы у героев? Презентация работы. Умеют взаимодействовать - КУУД Планировать деятельность - РУУД Быть лидером - ЛУУД Применять знания в новой ситуации - ПУУД Распределять роли – КУУД СЛАЙД 8. Что необходимо сформировать? - Например: Лягушонку-эгоисту, необходимо научиться принимать точку зрения других, работать в группе, владеть собой Кто сказал "Мяу" | Регулятивные - целеполагание, Познавательные -поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно - следственных связей; Коммуникативные -постановка вопросов. | Способ нахождения ответа на интересующий вопрос, умение общаться, устанавливать коммуникативные связи | Кто сказал "Мяу" | Сказка отражает такие УУД: создание проблемной ситуации, познавательный поиск, коммуникативные связи. | Создав проблемную ситуацию, сказка знакомит ребят через образ щенка с окружающим животным миром: кто как говорит | Название | Какие УУД она отражает | Что полезного "транслирует" детям | Итак, мы ещё раз убедились: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!». Данная ситуация легко проецируется на действия наших учеников. Например, когда дети идут в столовую. Мы показали, что учиться можно везде и всегда, и что формирование универсальных учебных действий несложно, а очень интересно. |
Моделирова ние подходов к оценке УУД – Практическая работа: приемы- театрализация, моделирование., работа в группе. | Как и чем измерить УУД? Как оценить обобщенные способы действий? Наверно, многие из вас неоднократно задавали себе этот вопрос и, конечно же, искали ответы из различных источников. СТИХИ о ФГОСАХ. Участникам мастер-класса предлагается выразительно прочитать стих, можно добавить атрибутику. Участники оценивают работу друг друга. (Проблема: а как вы оценивали, какие критерии?) Данное задание направлено на формирование учебно-коммуникативных умений, умения выставить взаимооценку. В качестве примера – модель УУД «Самопрезентации». СЛАЙД 9. I.Основание для моделирования УУД «Самопрезентации»: 1.Работа человека на аудиторию (больше 1 чел.) 2. «Выдает» заранее подготовленную информацию (знаниевый уровень) 3.(Позиционный) уровень изложения информации 4.Человек работает на внешний заказ аудитории. В самой модели заложена шкала выраженности УУД. За счет метода организуется мышление. Задачи-действия учителя по формированию умения ребенка самопрезентовать себя: 1.Создание мест для публичного выступления 2.Организация форм работы, которая провоцирует детей на разные виды выступлений 3.Создание ситуаций, развивающих способность к нестандартному решению. Основание для моделирования УУД «Самопрезентации»: | Задачи-действия учителя по формированию умения ребенка самопрезентовать себя: | Моделирование оценки сформированности УУД «Самопрезентации» | 1.Работа человека на аудиторию (больше 1 чел.) 2. «Выдает» заранее подготовленную информацию (знаниевый уровень) 3.(Позиционный) уровень изложения информации 4.Человек работает на внешний заказ аудитории. | 1.Создание мест для публичного выступления 2.Организация форм работы, которая провоцирует детей на разные виды выступлений 3.Создание ситуаций, развивающих способность к нестандартному решению. | В самой модели заложена шкала выраженности УУД. Выражается в баллах или уровнях. За счет метода организуется мышление. | II.Моделирование УУД «Волевая саморегуляция»: 1.Рефлекторно реагирует (ты дурак, сам дурак) 2.Реагирует рефлекторно, но потом осознает, приносит извинения 3.Сначала думаю, потом делаю 4.Я могу предупреждать ситуацию, влиять на состояние эмоций, строит позитивные эмоциональные отношения.Действия-задачи учителя по формированию волевой саморегуляции: 1.Дети должны иметь представление о разных видах и типах поведения ( как скотина…) 2.Найти словесные конструкты, которые помогут подобрать положительные слова, которые выражают положительные эмоции 3.Инициативные, ответственные действия 4.Включение в активное пользование правилами. Действия-задачи учителя по формированию волевой саморегуляции: | Моделирование оценки сформированности УУД «Волевая саморегуляция»: | 1.Дети должны иметь представление о разных видах и типах поведения (как скотина, как ангел…) 2.Найти словесные конструкты, которые помогут подобрать положительные слова, которые выражают положительные эмоции 3.Инициативные, ответственные действия 4.Включение в активное пользование правилами. | 1.Рефлекторно реагирует (ты дурак, сам дурак) 2.Реагирует рефлекторно, но потом осознает, приносит извинения 3.Сначала думаю, потом делаю 4.Я могу предупреждать ситуацию, влиять на состояние эмоций, строит позитивные эмоциональные отношения. | Работа в группах. Решение проблемы: каждая группа выбирает один из критериев своего УУД и разрабатывает модель отметки в баллах или уровнях. (Приложение 3.Подсказки в таблице Текст) Работа на ЧЕЛОВЕЧКАХ. Курочка Ряба Кораблик Кто сказал Мяу? Репка |
Создание продукта | Представление своей работы на листках- человечках. Художники собирают общую газету, где есть человечки и цветы. |
Рефлексия | Пока художники работают, проанализируем работу нашего семинара. С чего она началась а и как она строилась на протяжении всего семинара? Какие УУД мы формировали на каждом этапе?СЛАЙД 10. Рефлексия - Оргмомент. Мотивация к деятельности. На данном этапе необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. (Личностные УУД)) - Актуализация знаний. Постановка проблемы. Самооценка. На данном этапе происходит формирование умений ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, оценивать свои знания (Познавательные УУД, Регулятивные УУД) - Формулировка темы семинара, цели и задачи. Ознакомление с планом работы. (Регулятивные УУД) - Изучение предложенного материала. (Познавательные УУД) - Выполнение заданий мет. практикума самостоятельно, в группах по определению действий, относящихся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД. - участие в практической работе по моделированию критериев оценки УУДКоммуникативные УУД, Познавательные УУД. Регулятивные УУД. Личностные УУД) - Подведение итога. Рефлексия. Самооценка. Коммуникативные УУД, Познавательные УУД. Регулятивные УУД. Личностные УУД) Попутно мы оперировали различными пед.приемамипо формированию УУД: …написать какие...(Познавательные УУД) Этапы занятия | Виды деятельности | УУД | Педагогические приемы | Оргмомент. Мотивация к деятельности | На данном этапе необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. | ЛУУД | Дай себе помочь | Актуализация знаний. Постановка проблемы. Самооценка | На данном этапе происходит формирование умений ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, оценивать свои знания | ПУУД, РУУД | Идеальный опрос | Формулировка темы семинара, цели и задачи. | Ознакомление с планом работы | РУУД | Вход в урок. | Изучение предложенного материала | Выполнение заданий мет. практикума по определению действий, относящихся к разным видам УУД, учимся находить и определять УУД | ПУУД | Работа в группах, Фронтальная работа Блицконтрольная Синквейн, Знакомство с критериями | Практическая работа | Участие в практической работе по моделированию критериев оценки УУД | КУУД, ПУУД, РУУД, ЛУУД | Театрализация, Моделирование, Работа в группе, Выход за пределы | Подведение итога. Рефлексия. Самооценка. Создание продукта работы. | Творческое выполнение общего продукта по итогам работы мастерской. | КУУД, ПУУД, РУУД, ЛУУД | Работа в группах, Резюме |
|
Самооценка | Предлагаю в очередной раз вернуться к нашему дереву, символизирующему УУД (Приложение 1). Найдите человечка с номером, соответствующим вашему состоянию, вашей компетентности в этом вопросе на данный момент. Оцените уровень своих знаний по теме семинара и готовность эти знания применять. |
Подведение итогов | Вернемся к цели и задачам нашего семинара СЛАЙД 11 (повтор Слайда 3), читаемКакие задачи мы решали на семинаре?Задачи: Данные задачи выполнены, следовательно ЦЕЛЬ ( научиться распознавать и оцениватьуровень сформированности УУД) нашей мастерской достигнута. |
Мотивация на плодотворную работу | В заключение нашей встречи я хочу рассказать вам одну притчу. Проводился международный чемпионат лесорубов, и к финалу осталось только двое рубщиков. Их задача была повалить за определенное время как можно больше деревьев. В 8.00 по свистку лесорубы заняли свои позиции. Примерно через час лесоруб под №1 услышал, как его соперник на время остановился. Это был шанс его обогнать, и №1 удвоил усилия. Через какое-то время по звукам лесоруб услышал, что №2 снова решил передохнуть, и тогда №1, наоборот, поднажал еще больше. Так продолжалось целый день, пока лесорубы не услышали сигнал к окончанию соревнования. Каково же было удивление 1 лесоруба, когда он узнал, что его соперник срубил за это время гораздо больше деревьев. - Как так могло получиться? — удивился он. — Каждый час я слышал, что ты на 10 минут прекращал работу. Как ты умудрился нарубить больше древесины, чем я? Это невозможно, ты же все время останавливался. - Все очень просто, — ответил второй лесоруб. — Каждый час я действительно останавливался минут на десять, чтобы наточить свой топор. Уважаемые коллеги! Наш коллективблагодарит вас за работу в семинаре и желает вам быть всегда в роли 2 лесоруба, который находит в себе силы оставить на некоторое время учебную деятельность и наточить топор знаний, чтобы плодотворно работать дальше и совершать каждодневный подвиг – учить будущее поколение!!! Спасибо за работу. |