«патриотическое воспитание детей, как часть духовно-нравственного развития в рамках реализации программы «рухани жаңғыру»
«патриотическое воспитание детей, как часть духовно-нравственного развития в рамках реализации программы «рухани жаңғыру»
Педагогический совет:
"Патриотическое воспитание как одно из основных направлений деятельности школы по формированию у обучающихся гражданского сознания в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру»"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««патриотическое воспитание детей, как часть духовно-нравственного развития в рамках реализации программы «рухани жаңғыру»»
ГУ «Архиповская средняя школа отдела образования акимата Мендыкаринского района»
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ, КАК ЧАСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ»
Педагогический совет:
"Патриотическое воспитание как одно из основных направлений деятельности школы по формированию у обучающихся гражданского сознания в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру»"
Белоусова Наталья Александровна
Зам.директора по ВР, учитель самопознания.
Март, 2020 г.
РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ – ПУТЬ В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ
Педагогический совет:
"Патриотическое воспитание как одно из основных направлений деятельности школы по формированию у обучающихся гражданского сознания в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру»"
Слайд 1
Тема педсовета:
"Патриотическое воспитание как одно из основных направлений деятельности школы по формированию у обучающихся гражданского сознания в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру»"
Слайд 2
Цель педсовета:
Обновление содержания и форм работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся согласно ступеням обучения с учетом возможностей взаимодействия педагогов, обучающихся.
Задачи педсовета:
1.Изучить систему работы школы по формированию у обучающихся гражданского сознания.
2.Актуализировать содержание и формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.
Слайд 3 ,4,5 с рисунком «Рухани жаңғыру»
Казахстан вступил в новый исторический период.
В этом году своим Посланием Президент объявил о начале Третьей модернизации Казахстана.
Цель известна – войти в тридцатку развитых государств мира.
Статья Президента «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» отражает характер народа Казахстана, выверенные национальные приоритеты, демонстрирует «культурный код нации». В ней изложены направления развития наших базовых духовных ценностей: наука, культура, образование. Представлена новая концепция консолидации и укрепления общенациональной идентичности, которая выступает ориентиром для каждого гражданина страны.
Слайд 6
В программе «Рухани жаңғыру» определены 6 специальных проектов и закреплены ответственные государственные органы:
«Туған жер» - Управление внутренней политики,
Сакральная география Казахстана»
«Современная казахстанская культура в глобальном мире» - Управление культуры.
100 новых учебников на казахском языке» реализует только МОН.
«100 новых лиц Казахстана» - секретариат Областной Ассамблеи народа Казахстана.
«Поэтапный переход казахского языка на латиницу» - Управление по развитию языков;
Слайд 7
Уникальным специальным проектом программной статьи является «Туған жер», который состоит из 4 подпрограмм «Атамекен», «Тәрбие және білім», «Рухани қазына», «Ақпарат толқыны».
Программа «Туған жер» станет одним из настоящих оснований нашего общенационального патриотизма.
Наша школа тоже большое внимание уделяет патриотическому проекту «Туған жер»
Слайд 8 9 10 11 фото
В рамках реализации патриотического проекта «Туған жер» составлен план мероприятий и проведены следующие мероприятия.
Торжественная линейка «День знаний»1-11кл.
Классный час: « Я– патриот своей страны»1-11кл.
Экскурссия в областной краеведческий музей 1-11кл.
Неделя семьи «Семья – основа духовного возрождения
Выставка рисунков «Моя Родина, Казакстан»
Факультатив «Краеведение»
Зав. библиотекой Русалевой И.А.была оформлена
книжная выставка «Нет земли лучше Родины»
Литературная гостиная, посвященная 175-летию со дня рождения Абая Кунанбаева.
Экскурсия в краеведческий музей
Урок мужества ко Дню вывода войск из Афганистана.
В течение года планируется провести много интересных мероприятий по реализации патриотического проекта «Туған жер».
Как вы уже заметили: Одним из направлений модернизации общественного сознания является работа школы по формированию чувства патриотизма у обучающихся. Патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, с малой родины.
Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству...Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, народная культура. Как работали, как отдыхали, что их радовало, что тревожило, как они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт, о чём мечтали. Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Особая роль в решении этой проблемы отводится школьникам. Кто как не учитель поможет нашим детям узнать и полюбить родной край, национальные традиции, обычаи, культуру, историю . Необходимо донести до сознания своих школьников, что они являются носителями народной культуры, воспитывать обучающихся в национальных традициях. Поставив задачу приобщить своих обучающихся к национальной культуре, мы понимаем, что это будет приобщение школьника к важной части духовной культуры народа, к его истории.
Слайд 12
Деятельность школы по формированию у обучающихся гражданского сознания в рамках реализации программы «Рухани жангыру»"осуществляется согласно государственных документов. В основе системы школы по формированию гражданственности и казахстанского патриотизма – следующие документы:
1.Конституция РК;
2.Стратегия Казахстана - 2030
3. Закон «Об образовании в РК»;
4. Закон «О языках в РК»;
5. Концепция воспитания в системе непрерывного образования РК и др.
6. Закон РК о госсимволах
7.Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия Казахстан –2050: новый политический курс состоявшегося государства»;
8.Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: «Единая цель, единые интересы, единое будущее»;
9. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Нұрлы жол – путь в будущее»
10.Методическое пособие по разъяснению патриотического акта «Мәңгілік Ел»
11. Программа «Рухани жаңғыру»
12.План мероприятий по формированию гражданственности и казахстанского патриотизма в рамках реализации патриотического проекта «Туған жер».
13. Программа по гражданско- патриотическому воспитанию на 2017-2020годы.
На протяжении нескольких лет в школе четко налажена работа в учебно-воспитательном процессе по воспитанию у учащихся гражданственности и казахстанского патриотизма, любви в Родине.
Слайд 13
Система работы по патриотическому воспитанию обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
2. Формирование у молодежи политической культуры, политической сознательности и грамотности; умение вести дискуссию, оценивать общественное явление;
3.Формирование у школьников национального самосознания, формирование знаний по проблемам патриотизма, культуры межнационального общения;
4.Воспитание чувства ответственности, дисциплины во всех сферах деятельности;
5. Пропаганда и популяризация государственных символов Республики Казахстан. Данное направление патриотического воспитания реализуется посредством организации уголков государственной символики в учебных классах: организации и проведения школьных патриотических флешмобов «Это – мой Герб!», «Это - Мой Флаг!», «Это - мой Гимн!», конкурсов и олимпиад на знание государственной символики Республики Казахстан.
6. Пропаганда здорового образа жизни как основы здоровья нации и развития страны. Данное направление работы по патриотическому воспитанию школьников предусматривает организацию работы спортивных секций, проведение соревнований среди школьников, участие их в областных, региональных, республиканских спортивных соревнованиях.
Слайд фото мероприятий
В формировании и развитии личности учащихся школа отводит ведущую роль гражданско-патриотическому воспитанию на общешкольных мероприятиях посвященные 1 декабря – День первого Президента Назарбаева Н.А., Дню Независимости, Празднику Наурыз, к Дню Великой победе.
Воспитания Казахстанского патриотизма необходимо отметить мероприятия, во время декады самопознания, недели казахского языка и литературы , недели истории и географии, на уроках, на классных часах, которые способствуют становлению социально значимых ценностей у подрастающего поколения, воспитывает чувство любви и уважения к старшим и своей стране, её истории и традициям. Огромное значение воспитания патриотизма у подрастающего поколения имеет и краеведческая работа. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа становятся частью человеческой судьбы Где бы мы не жили, на каком бы языке не говорили, Казахстан– наша общая единственная Отчизна. Но у каждого из нас есть и свой, милый сердцу уголок, где ты сделал свои первые шаги, учился, получил путёвку в жизнь. Это место несравнимо ни с чем другим. Это наша Малая Родина.
В данном направлении проводились следующие мероприятия: каждый вторник в 08.45ч. классах проводились пятнадцатиминутные занятия по правовому всеобучу, у учащихся имеются тетради с записями конспектов. Классные руководители совместно с социальным педагогом проводят беседы по профилактике правонарушений «Мои права и обязанности», «Мой досуг», «Уголовная и административная ответственность», «Неписаные законы», социальным педагогом ежедневно ведется контроль за посещаемостью детей из «группы риска», посещаются квартиры детей из неблагополучных семей, проводятся операции «Подросток», «Дети в ночном селе», вечерние рейды «Сумерки». Одно из первых мероприятий, проводимых в году это первый классный час посвященный Дню знаний на различные патриотические темы «Саналы ұрпақ – жарқын болашақ».
Формирование нового казахстанского патриотизма – это гармоничное сочетание традиций героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспективного развития социума в будущем. Работа школьного музея – это фундамент историко-патриотического воспитания. Руководитель школьного музея Точкач К.И. активно проводит работу. Оформлен информационный стенд по разъяснению статьи Н.Назарбаева «Семь граней Великой степи».. Проведена презентация книг «100 имен Мендыкаринского района» и «Книга трудовой славы» с участием библиотекаря АО «Заря» Зайцевой О.В. Реализован проект «Нам есть чем гордиться». Ребята создавали постеры о главе Государства, о знаменитых спортсменах, космонавтах, ученых Казахстана. Среди учащихся кпп и 1 класса проведена викторина «Знатоки родного села». В 6 классе проведен музейный урок «Преобразование села: колхоз в АО». Активом школьного музея проведена виртуальная экскурсия по г. Астана.
«Рухани Жаңғыру» - программная статья Главы государства, ориентированная на возрождение духовных ценностей казахстанцев . Статья подчеркивает важность модернизации общественного сознания, развития конкурентоспособности, прагматизма, сохранения национальной идентичности, популяризации культа знания и открытости сознания граждан. Эти качества должны стать основными ориентирами современного казахстанца.
В рамках данной программы и воспитания казахстанского патриотизма в Архиповской средней школе за период первой четверти 2019 года были проведены следующие мероприятия:
1го сентября прошел единый Республиканский урок мира и согласия, посвященный Дню знаний «Саналы ұрпақ – жарқын болашақ». Цель проведения классных часов – воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, чувства ответственности за свою Родину, содействовать расширению учеников о роли каждого человека в жизни. Ко Дню языков народа Казахстана проведено общешкольное мероприятие «Бір шаңырақ астында», «Под единым шаныраком», где участниками выступили школьники, представляя народы проживающие на территории Республики Казахстан. Это позволяет сплотить коллектив школы и наглядно показать о сопричастности каждого народа в развитии страны. Так же в рамках данного мероприятия в 10 классе классным руководителем Дементьевой Л.В. проведен брейн-ринг «Язык – достояние народа», в соответствии с темой проведены тематические классные часы.
День Первого Президента в школе проходил в виде игры «Квест», то есть путешествия по станциям выбранная форма проведения способствует веселому духу соперничества. и д.р.
Ко Дню Независимости прошли тематические классные часы, оформлена книжная выставка, проведен конкурс рисунков. На общешкольной линейке торжественно были приняты учащиеся 2 класса, учащиеся 5 класса: в ряды РЕДЮО «Жас Ұлан» и «Жас қыран», подготовленной вожатой школы Кобзевой В.К. Закончилось все общешкольным праздничным концертом.
В группе контроля стоят 7 учащихся из неблагополучных семей. На ВШК - 1
Классными руководителями проводится работа по изучению социального положения и материально-бытовые условия проживания семей всех учащихся, по результатам данных обследований составлены социальные паспорта классов.
В начале учебного года классные руководители создали паспортизацию семей, выявили трудных детей, детей из социально-незащищенной категории; подопечных детей, детей «группы риска»; создали банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи. Классные руководители посещали семьи, составляли акты посещения.
Направления воспитательной работы по профилактике правонарушений ведётся по направлениям:
1. Борьба с пропусками занятий является первым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
С целью выполнения Закона РК «Об образовании», а также для предотвращения бродяжничества и безнадзорности ведется строгий контроль над посещаемостью занятий учащимися школы. С этой целью:
-ведётся ежемесячный мониторинг пропусков учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины.
- сведения о пропусках уроков регистрируются соц.педагогом в специальном журнале, выявляется причина пропусков;
– классными руководителями регулярно заполняется страница пропусков в специальном журнале;
– учителя-предметники своевременно ставят в известность классного руководителя о пропусках уроков учениками;
– классный руководитель в тот же день сообщает родителям о пропусках уроков (запись в дневнике, звонок по телефону, посещение семей на дому);
– учащиеся, имеющие пропуски без уважительной причины, состоят на особом контроле социально-психологической службы школы, поэтому с ними проводится постоянная профилактическая работа, ведется строгий контроль за их посещаемостью.
Учащихся, которые систематически пропускали занятия без уважительных причин, за период 1 и 2 четверти не выявлено.
Проблема:
Слабая материальная база для развития военно – спортивных навыков.
Исходя из данного анализа, перед школой стоят следующие задачи:
- продолжить работу по реализации программы «Рухани Жаңғыру» в воспитательном и учебном процессе;
- привитие глубокого уважения к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре народа Казахстана;
- привитие уважения к Государственным символам;
- воспитание в духе национального взаимодействия и дружелюбия, монолитного единства народа Республики Казахстан, интернациональное воспитание;
- воспитание уважения к Вооруженным Силам Республики Казахстан и защитнику Отечества, воина;
- формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины;
- исходя из возможностей школы, находить место и время для проведения мероприятий;
- классным руководителям, организатором мероприятий обращать внимание на использование разнообразных форм проведения мероприятий;
- МО классных руководителей работать над изучением и внедрением в практику методик анализа воспитательной работы.
Таким образом, можно сделать вывод, что учащимся нашей школы предоставлены возможности для реализации своих потребностей и интересов. Использование современных подходов в процессе патриотического воспитания должны позволить молодому человеку по-новому взглянуть на свою страну, глубже осмыслить личную сопричастность к ее истории и культуре, осознать свою роль в укреплении и развитии Отечества.
Н. Назарбаев: необходимо организовать серьезную краеведческую работу в сфере образования, экологии и благоустройства, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба.
Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника.
У нас ведется факультатив «Краеведение» о своей работе расскажет руководитель Ладынская К.И.
Выступления Ладынской К.И.
Огромная роль в воспитание гражданственности и патриотизма у школьников лежит на плечах классных руководителей, которые координируют деятельность ученического коллектива и, организуя совместно с активом класса, в соответствии с годовым планом, общешкольные мероприятия по данному направлению работы, знакомят учащихся с символикой РК, проводят классные часы, уроки мужества, организуют встречи с ветеранами и военнослужащими, проводят большую экскурсионную работу по памятным и историческим местам.
Показ классных руководителей элементов классного часа
Методы и приемы патриотического воспитания, используемые педагогами, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности школьника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений и др.).
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику, физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов.
Учащимся 9-11 классов была предложена анкета «Патриот».
Слайд 18, 19,20,21,22,23,24,25,26
Анкета состояла из восьми основных блоков с суждениями, вопросами и незаконченными предложениями. На каждое из суждений или вопрос было предложено несколько альтернативных вариантов ответа.
Цели анкетирования:
– определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения старшеклассника к окружающему социуму;
– определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций старшеклассников;
– определить градацию личностных качеств, входящих в понятие «патриот».
. В анкетировании приняли участие 59 обучающихся. Анкета, в которой участвовали ученики нашей школы, состоит из 8 вопросов. На вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?» 36 обучающихся ответили «Да» -61%; ответ «Нет» дали 3 человека -5%; «Частично» 19 человек- 32%; «Не знаю» -1 человек, 2%.
На вопрос «Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?» обучающиеся ответили следующим образом:
Школа -20 чел., 34%
Родители -30 чел., 51%
СМИ-0 чел.
Органы власти- 2 чел., 3%
Другое -2 чел., 3%
Окружающие люди, друзья -5 чел., 9%.
Следующий вопрос для обучающихся звучал так «Как вы для себя определяете понятие «патриот»? Самые часто встречающиеся ответы на данный вопрос: «Патриот-это человек, который любит, защищает и уважает свою страну», «Патриот-это человек, верный своей Родине».
Четвертый вопрос разделен на 2 категории А и Б.
Категория А: «По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?
1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу – 22 чел., 37%;
2. Непримиримость к представителям других наций и народов -0 чел.
3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России-3 чел., 5%;
4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения-7чел., 12%;
5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни-13чел.,22%;
6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире-5чел., 8%;
7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи-9 чел., 15%;
8. Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка-0 чел.
9. Другое – 0 чел.
Категория Б: «Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?»
1. Нет желания-46 чел., 78%;
2. Нет возможности3 чел., 5%;
3. Считаю это не актуальным-10чел., 17%.
В вопросе «Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей человека. Определите для себя те качества, которыми должен обладать патриот»76% обучающихся указали, что патриот должен вести активную деятельную жизнь, общественное признание, терпимость, широта взглядов и развитие. Остальные 25 % детей дали разные ответы в этой области, а именно: развлечения, красота природы и искусства, счастливая семейная жизнь и т.д.
На вопрос №6 ответили не все обучающиеся, подвергшиеся анкетированию- 7 человек проигнорировали вопрос: «Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?». Остальные 52 ребенка дали следующие варианты ответов:
1. Умение ценить настоящую дружбу-32 чел.,54%;
2. Готовность помочь другу в трудную минуту-39чел.,66%;
13. Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.-1 чел.2%;
14. Наличие денег на всякие расходы-0 чел.
15. Способности-10чел.,17%.
На вопрос «Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который в наибольшей степени выражает вашу точку зрения» обучающие дали следующие ответы:
1. Я люблю, когда другие люди меня ценят-10 чел., 17%;
2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы-15чел.,25%;
3. Я люблю приятно проводить время с друзьями-22чел.,37%
Последним заданием для учеников стало закончить предложение. Наиболее часто встретились такие ответы:
1. Каждый из нас верит…лучшее будущее
2. Каждый из нас имеет…право на свободу
3. Каждый из нас готов…прийти на помощь
4. Подвиги героев заставили нас задуматься…о Родине
5. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и…настоящими поступками
6. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то…думаю о лучшем
7. Быть достойным гражданином своей страны – значит быть…патриотом.
Большая часть обучающихся затрудняются с ответом на вопрос о том, является ли он (она) патриотом . Таким образом, картина представленная нами, дает почву для оптимизма и основание для дальнейшего совершенствования формирования гражданско-патриотического сознания .
В жизни школы особую нишу занимают спортивные соревнования. Спортивно – массовые и оздоровительные мероприятия, соревнования по разным видам спорта стимулируют активность детей. Спортивные соревнования являются органическим продолжением и важнейшей составной частью учебного процесса по физическому воспитанию.
Во все времена в Казахстане идет большой упор на национальные традиции и привлечение обучающихся к культуре нашего государства.
Но у нас есть проблемы:
1.Недостаточно проводятся спортивные соревнования по национальным играм.
2.Последнее время педагоги стали уделять меньше внимание развитию исследовательской деятельности по краеведению.
Реализация патриотического проекта «Туған жер» позволит
1.Укрепить связи человека с краем, с землей где он родился и вырос через познание и конкретную помощь малой родине.
2.Обеспечить научно- образовательную и инфаструктурную поддержку- исследование истории, географии, объектов родного края, его благоустройство
у Казахстана есть уникальный исторический шанс через обновление и новые идеи самим построить свое лучшее будущее.
Рефлексия
А теперь мы сделаем выводы Вам нужно собрать из букв понятие выражения и дать им комментарий.
1 группа «Истоки патриотизма»
2 группа « Гражданское мировоззрение»
3 группа «В единстве наша сила»
4 группа « Символы патриотизма»
5 группа « Учитель носитель патриотической культуры»
6 группа « Юрта – модель вселенной»
Каждой группе раздаются ленты разного цвета и по окончании делается шанырак
Шанырак –означает что Казахстан это наша семья, наш общий дом, надежный и крепкий где живут народы разных национальностей которые верны своим традицим и являются патриотами страны.