Просмотр содержимого документа
«Памятка_для_родителей.»
Основные рубрики:
Компьютер в жизни ребёнка.
Основные правила правильной организации рабочего места ребёнка с нарушением зрения.
Советы специалиста.
Памятка для родителей.
Технический прогресс, компьютерное обеспечение – эти словосочетания прочно вошли в обыденный лексикон не только взрослого человека, подростка, но даже в детскую речь. Уже с дошкольного возраста дети начинают приобщаться к чуду современной техники – компьютеру. В современном мире уже не обойтись без этой машины. С помощью компьютера мы и, конечно же, наши дети получаем новейшую и необходимую информацию, а электронные игры и программы развивают память, внимание и даже помогают получить или углубить знания по каким – либо предметам: дошкольники узнают многое об окружающем мире, знакомятся с буквами, основами иностранного языка. И было бы глупо полностью запретить сыну или дочке общение с этим последним техническим достижением. Однако любого родителя беспокоит, как компьютер влияет на здоровье человека вообще и на состояние растущего организма в частности. Да, конечно, некоторые негативные факторы при работе на ПК могут сказываться на здоровье, но в современном мире, к сожалению, от многих подобных моментов нельзя спрятаться. Зачастую приходится мириться с минимальным вредом для максимальной пользы. Так можно сказать и о компьютере. Тем более что разработчики компьютерных технологий не оставляют без внимания вопросы безопасной работы на ПК и постоянно совершенствуют средства защиты, встроенные в компьютер. И посему риск для здоровья ныне сведён к минимуму. Главное только следить, сколько ваше чадо проводит времени за экраном монитора, правильно ли сидит за компьютером, удобно ли расположена клавиатура, как стоят на полу его ноги.
Основные правила правильной организации рабочего места ребёнка с нарушением зрения
При оборудовании рабочего места пользователя необходимо установить монитор на специальном столе так, чтобы задняя панель была обращена к стене. Экран не должен располагаться против окна или других прямых источников света, дающих блики на экране.
Монитор должен быть установлен прямо перед пользователем и не требовать поворота головы или корпуса. Отказаться от использования старых мониторов кинескопного типа – они очень плохо влияют на зрение. Лучше всего – жидкокристаллический экран. Чем больше размер экрана, тем больше движений совершает глаз.
Условия освещённости в комнате играют большую роль в сохранении зрительного комфорта. С одной стороны, ничто не должно мешать восприятию информации с экрана, с другой – пользователь должен хорошо видеть клавиатуру, а также общую обстановку и людей, с которыми приходится общаться. Общая освещённость в комнате должна быть в пределах 300 – 500 люкс. Искусственное освещение не должно быть слишком ярким.
Расстояние от глаз до монитора 60 – 70 см.
Для соблюдения этих рекомендаций потребуется и специальная мебель. Стол, на котором устанавливается монитор, должен быть достаточной ширины, чтобы расстояние до экрана составляло 60 – 70 см.. Высота стола (или специальной полочки для клавиатуры) должна быть такой, чтобы руки естественно лежали на клавиатуре, не тянулись к ней наверх и не висели в воздухе без опоры. Нельзя смотреть на монитор снизу вверх, только слегка сверху вниз.
Если ребёнку назначены очки для чтения, их нужно надевать при работе на компьютере.
Во избежание нарушения осанки при работе за ПК ноги ребёнка должны находиться на полу. Если его ноги не имеют достаточной опоры, не достают до пола, необходимо установить подставку для ног.
Перед началом и после работы на ПК помещение должно проветриваться.
Чрезмерное увлечение компьютером может привести к усталости глаз, перенапряжению мышц спины, умственному утомлению. Предупредить эти неприятности не сложно: родителям и лицам их заменяющих нужно лишь следить, сколько же сын или дочка занимаются со своим «электронным другом». Ограничьте время пребывания детей у компьютера: для детей 5 - 6 лет - не более 10 минут, для учеников начальных классов - до 15 минут, старшеклассников - до 40 минут в день. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что при работе за компьютером ребенок постоянно сохраняет статичную (неподвижную) позу, что является дополнительной нагрузкой на организм ребенка.
По прошествии этого времени необходимо либо заканчивать занятия, либо проводить небольшие, всего на 1 – 2 минуты динамические паузы – делать несколько несложных упражнений, чтобы организм ребёнка не переутомлялся, а сам пользователь смог бы, не снижая продуктивности свой деятельности, работать с ПК ещё какое – то время. В качестве физкультпауз мы хотим предложить вам несколько упражнений.
Все эти упражнения несложные. Ребёнку будет приятно отвлечься и сменить деятельность, расслабиться или пошутить, выполняя такую гимнастику. Получайте от общения с компьютером удовольствие и не заставляйте организм уставать.
Советы специалиста
Упражнения для расслабления плечевого пояса и рук.
Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. а). правую руку вперёд, левую – вверх; б). поменять положение рук. Повторить несколько раз, затем расслабленно опустить руки и потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Затем повторить ещё 1 -2 раза. Темп средний.
Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. а – б). свести локти перед собой и голову наклонить вперёд; в – г). локти назад, прогнуться. Повторить несколько раз, затем опустить руки и потрясти расслаблено. Темп медленный.
Исходное положение – сидя, руки вверх. а). сжать пальцы в кулак. б). разжать пальцы. Повторить несколько раз, затем расслабленно опустить руки и потрясти кистями. Темп медленный.
Упражнение для расслабления мелких мышц кисти.
Исходное положение – сидя, руки подняты вверх. а). сжать кисти в кулак; б). разжать кисти. Повторить несколько раз, затем расслабленно опустить руки и потрясти кистями. Темп средний.
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
Исходное положение – сидя на стуле. а – б). отвести голову назад и плавно наклонить назад; в – г). голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Повторить несколько раз. Темп медленный.
Исходное положение – сидя, руки на поясе. а). поворот головы направо; б). исходное положение; в). поворот головы налево; г). исходное положение. Повторить несколько раз. Темп медленный.
Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. а). махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево; б). исходное положение; в – г). то же правой рукой. Повторить несколько раз. Темп медленный.
И, конечно, во время работы на компьютере, после напряжённого дня, когда чувствуете, что ваши глаза устали необходимо делать упражнения для глаз. Офтальмологи обычно рекомендуют гимнастический комплекс для глаз, разработанный Э. С. Аветисовым.
Упражнения для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости.
Сомкните веки обоих глаз на 3 -5 секунд, затем откройте их на 3 – 5 секунд; повторите 6 – 8 раз.
Быстро моргайте обоими глазами в течение 10 – 15 секунд, затем повторите то же самое 3 -4 раза с интервалами 7 – 10 секунд.
Сомкните веки обоих глаз и указательными пальцами соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.
Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1 – 3 секунд; повторите 3 – 4 раза.
Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуге и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6 – 8 раз.
Упражнения для укрепления мышц.
Медленно переведите взгляд на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8 – 12 раз.
Медленно переводите взгляд вправо – вверх, затем влево – вниз и обратно, после этого переведите взгляд по другой диагонали – влево – вверх, вправо – вниз и обратно; и так 8 – 10 раз.
Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4 – 6 раз.
Упражнения для улучшения аккомодации.
(упражнения выполняются в положении стоя)
Смотрите обоими глазами вперёд в течение 2 – 3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25 – 30 сантиметров, и через 3 – 5 секунд руку опустите; повторите так 10 – 12 раз.
Обоими глазами смотрите 3 – 5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнёт двоится; и так – 6 – 8 раз.
В течение 3 – 5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3 – 5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6 – 8 раз.
«Метка на стекле». Находясь в 30 – 35 сантиметрах от оконного стекла, прикрепите к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3 – 5 миллиметров, затем вдали от линии взора, проходящего через метку, наметьте для зрительной фиксации какой – либо объект. Смотрите, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 1 – 2 секунды, затем переведите взор на намеченный объект в течение 1 – 2 секунд, после чего поочерёдно переводите взор то на метку, то на объект. В первые два дня дозировка – 5 минут, в остальные дни – 7 минут. Повторяйте систематически с перерывами в 10 – 15 дней.
Из жизненного опыта нам всем прекрасно известно, что дети всегда заняты поиском и получением любой информации для использования их в своем развитии. Конечно, очень неплохо, когда такую информацию они получат от взрослых, при непосредственном с ними общении. Если такой путь получения информации отсутствует, то они обратятся к другим источникам, в частности, к телевидению и интернету. В наше время, ребенок, вышедший из ясельного возраста, сможет вполне оперативно управлять и телевизионной и компьютерной техникой и, только можно представить, чего только он не насмотрится в свободное от опеки взрослых время, когда содержание большинства передач, даже нас, взрослых, сможет привести в шоковое состояние. Следовательно, при общении детей названными устройствами, необходимо присутствие взрослых, исключающих ненужных для детского сознания передач.
Памятка для родителей по использовании компьютера ребёнком
Для того чтобы родители могли контролировать использование ребёнком компьютера, они сами должны хотя бы на элементарном уровне уметь им пользоваться.
Время работы за компьютером для ребенка должно быть строго регламентировано.
Ребёнок не должен играть в компьютерные игры перед сном.
Если ребёнок посещает компьютерный клуб, родители должны знать, в каком клубе он бывает и с кем там общается.
Родители должны контролировать приобретение ребёнком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике.
Если ребёнок использует компьютер безответственно, необходимо ввести пароль, чтобы сделать невозможным доступ без разрешения родителей.
Контролируйте, какие именно Интернет – сайты посещает ваш ребёнок.
Чтобы уменьшить вредоносное воздействие компьютера на ребёнка соблюдайте основные правила организации рабочего места ребёнка при занятиях на компьютере.
Покупайте для ребенка только качественные лицензионные программы, предназначенные именно для его возраста. Постарайтесь избегать компьютерных программ и игр, содержащих сцены насилия.
Не забывайте выполнять упражнения для улучшения общего состояния и снятия зрительного утомления.
Помните о том, что компьютер являются частью жизни современного человека, но не становятся смыслом жизни и единственным способом времяпровождения.