«Ответственное родительство - залог успешной социализации современного школьника
«Ответственное родительство - залог успешной социализации современного школьника
Ответственность родителей за воспитание и образование детей.
Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии ребенка, на которое гораздо большое влияние оказывают время, природа и семейная жизнь. К.Д. Ушинский
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Ответственное родительство - залог успешной социализации современного школьника»
МБОУ «Еланцынская СОШ»
Классный руководитель:
Харнутова Марианна Климентьевна,
Учитель начальных классов
МБОУ «Еланцынская СОШ»
2019-2020 г.
Отцы и матери! Вам басни сей урок.
Я рассказал ее не детям в извиненье...
Но если выросли они в разлуке с вами,
И вы их вверили наемничьим рукам,
Не вы ли виноваты сами,
Что в старости от них утехи мало вам?
И.А. Крылов
(слайд 2)
Задачи:
-Помочь родителям в выборе методов и средств воспитания собственных детей;
-Способствовать формированию культуры общения родителей и детей;
-Тренировать коммуникативные умения родителей.
Форма проведения: круглый стол.
Вопросы для обсуждения:
1. Как нужно выстраивать отношения с подрастающими детьми?
2. Как нужно разговаривать с детьми?
3. Чего нужно избегать в общении с собственными детьми?
4. Как нужно поступать, предупреждая детские глупости?
Подготовительная работа:
1. Анкетирование учащихся и родителей (см. приложение 1);
2. Ситуации для обсуждения (см. приложение 2);
3. 10 заповедей родительства (см. приложение 3).
4. Презентация
5. Видеоролик
Ход собрания
I. Вступительное слово
Уважаемые папы и мамы! Сегодня хотелось бы начать нашу встречу со слов героя фильма «Доживем до понедельника»: «Счастье это тогда, когда тебя понимают».
И действительно, как важно для каждого из нас, чтобы люди, которые рядом с нами, понимали нас. Понимали наше слово, жест, мимику, наши взгляды. К большому сожалению, не всегда так получается в реальной жизни.
Просмотр видеоролика. (слайд 3)
Ответственность родителей за воспитание и образование детей.
Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии ребенка, на которое гораздо большое влияние оказывают время, природа и семейная жизнь. К.Д. Ушинский
- В любой школе: маленькой или большой; в любом классе: простом или экспериментальном есть дети со своими учебными и личностными особенностями. В каждой семье, где растёт ребёнок, неизбежны вопросы, связанные с тем, как вырастить его здоровым, физически и психически закалённым, обогащённым духовно и нравственно, подготовленным к жизни и труду. Не обойтись здесь без сомнений и раздумий, желания узнать об опыте других родителей, о новых методах воспитания. Каждому родителю не хотелось бы учиться на своих ошибках, но как же не допустить ошибки в воспитании и обучении самого дорогого и всем сердцем любимого — своего ребёнка.
Воспитание и образование детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. Домашнее воспитание – это задача с тремя неизвестными.
Ведь как бы высоко не занесла нас судьба, как бы круто не обошлась с нами, счастье или несчастье наше – в детях. Чем старше становимся, тем больше это понимаем. Часто учим одному, а научаем другому.
Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом. Всесторонне обдумываем результаты, которые последуют от этого хода. Если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои слова и действия в отношении к детям, к другим членам семьи, к другим людям, то насколько бы меньше было неверных поступков, конфликтов, катастроф.
Одной из причин неблагополучия во всех сферах нашей жизни является бездуховность. Она влечет за собой нежелание некоторой части людей честно выполнять свою работу, свои обязанности и зачастую приводит их на путь совершения преступлений. Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%. Школа, семья и ребёнок — это краеугольный камень, на котором держится и развивается общество. Мы призваны вместе решать все проблемы.
К сожалению, есть немало родителей, которые уклоняются от своих прямых обязанностей в воспитании и образовании детей, переложив на бабушкины плечи или на плечи одного из родителей, продолжают жить так, будто бы ничего в собственной жизни не изменилось. Зачем вообще ребенок, если он не становится главным содержанием наших мыслей и чувств. Ребенок не может быть дополнением к жизни.
Странно слышать, когда жалуются: « Ах, мой сын так плохо рассказывает. Читает мало, плохо учится». Какой же толк может быть, если ребенок буквально онемел в пустом, обеззвученном доме. Если у родителей вечно недостает времени поговорить с ним. В пору, когда ему еще хочется, чтобы поговорили и расспросили. А эта пора так быстро проходит. Конечно, можно устроить свою жизнь так, чтобы ребенок не слишком обременял. Есть такие семьи, где даже гордятся тем, что уже 6-7 лет малыша оставляют в доме на вечер одного. И он не проказничает, посмотрит телевизор, поиграет в компьютерные игры и ляжет вовремя спать сам. Удобный ребенок. Только как оно откликнется, это удобство, когда обрушатся на ребенка бури переходного возраста, и он откажет родителям в праве интересоваться тем, где он был, с кем гулял, что читал и делал.
К сожалению, некоторые взрослые бывают легкомысленными, если не сказать больше: они иногда недооценивают проступки ребят и даже вольно или невольно – порой поощряют их, зачастую обвиняя других.
Иногда налицо беспечность родителей, их невнимание к интересам ребенка, к его товарищам. Отсутствие должного контроля.
«Доверяй, но проверяй» – гласит народная мудрость. Конечно, делать это родители должны тактично и деликатно, не оскорбляя достоинства ребенка, не высказывая подозрений, а наоборот, всячески подчеркивая, что верят ему.
Нам, взрослым людям, некомфортно, если нас не понимают. А каково детям? Многие трудности семейного воспитания напрямую связаны с непониманием, с неумением родителей войти в мир вещей и взаимоотношений ребенка, в мир детства.
Нам очень хочется, чтобы спустя годы наш ребенок сказал нам спасибо за то, что мы, родители, есть на этой земле. Но как дождаться этих слов, как сделать так, чтобы ребенок хотел видеть нас рядом в любом возрасте, в любом состоянии.
Как сделать так, чтобы его не тяготила родная семья, чтобы не была она для него «дамокловым мечом», уничтожающим радость пребывания дома.
Сегодня мы будем рассуждать о том, насколько мы с вами состоялись как родители, что нам нужно сделать, чтобы профессия быть родителем была в радость и нам, и детям. Я прошу вас обратить внимание на слайд 4 и внимательно прочитать вопросы, которые мы будем сегодня обсуждать.
II. Обсуждение вопросов в группах
Родители делятся на 2 группы, получают копии вопросов и работают в группах.
После чего каждая группа дает аргументированный ответ по каждому из вопросов. Если у второй группы ответ не совпадает, то они отвечают.
III. Анализ анкет.
Уважаемые родители! Вам и Вашим детям было заранее предложено ответить на вопросы анкеты (слайд 5-6.)
Сейчас я предлагаю Вашему вниманию анкеты детей для того, чтобы Вы их проанализировали: совпадают ли Ваши мнения на некоторые вопросы, что думает Ваш ребенок о семье, чего ждет от родителей.
(Родители тщательно анализируют анкеты. Сравнивают совпадают ли их мнения с мнениями детей, большое внимание уделяют проблемам, которые поднимают в своих анкетах дети, обращают внимание на те анкеты, в которых на одинаковые вопросы родители и дети дают совершенно противоречивые ответы (свидетельство того, что кто-то отвечает неправду), выявляют анкеты, в которых как с одной стороны, так и с другой стороны, говорится о положительном взаимодействии детей и родителей.
Какие выводы мы можем сделать?
IV. Решение проблемных ситуаций.
Мы с Вами разделились на 2 группы, каждая из которых получает задание: дать оценку, проанализировать, высказать свое мнение по данным ситуациям. Время обсуждения в группе 5 минут.
Затем каждая группа родителей вытягивает ситуацию, предложенную мной.
Приложение 2
Ситуация 1. Вам сообщили о том, что ваш ребенок подрался в школе. От вас требуют немедленно прибыть в школу для объяснений. Ваши действия.
Ситуация 2. Вы много работаете, часто очень заняты, поэтому просите своего ребенка сделать необходимую работу по дому. Ребенок находит тысячу отговорок, но при этом успевает поболтать с друзьями, посмотреть телевизор. Как только вы начинаете его ругать, он уходит к себе в комнату и на ваши просьбы не реагирует.
Ситуация 3. Ребенок совершенно потерял интерес к учению, часами смотрит отрешенно в окно, беспричинно плачет, не желает идти в школу. Учителя жалуются, они замечают перемены в поведении ребенка.
Ситуация 4. Вам сообщили о том, что ваш ребенок не находит контакта с учителем. От вас требуют немедленно прибыть в школе для объяснений. Ваши действия.
Ситуация 5. Вам сообщили о том, что ваш ребенок постоянно обманывает учителей и своих одноклассников. Вас просят прибыть в школу для объяснений. Ваши действия.
(В течение 5 минут родители обсуждают ее, а затем предлагают свои варианты ее решения. Если кто-то из родителей другой группы не согласен с предлагаемым вариантом, он может предложить свой вариант решения проблемы.)
V. Работа с заповедями.
Всем родителям раздаются заповеди для анализа. После прочтения родители отмечают те заповеди, которые ими выполняются, и те, которые им выполнить трудно. Затем в группах идет обсуждение. Если родители с какой-то заповедью не согласны, они могут предложить обсудить её в вслух.
Родители могут взять заповеди домой и обсудить еще раз дома, если в этом есть необходимость. (слайд 9)
Приложение 3.
10 заповедей родительства
1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы или как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой.
2. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь, как он может отблагодарить Вас? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относитесь к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будьте уверены, ему его тяжела не меньше, чем Вам Ваша.
5. Не унижайте!
6. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка, мучьте – если можете – и не делаете.
7. Помните – перефразируя одного человека, сказавшего это об Отечестве, - для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему.
9. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
10. Умейте прощать и просить прощения у своего ребенка!
VI. Подведение итогов
Я прошу родителей определить те моменты в собрании, которые вызвали у них больше всего эмоций и чувств. После собрания провожу консультацию по индивидуальным вопросам.