Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по риторике на тему "Вежливая просьба"»
ТЕМА : ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА
ЦЕЛИ: Знакомство с вежливой просьбой.
Задачи:- научиться отличать просьбу от приказов и требований;
-учить выбирать при разных ситуациях правильные слова, тон речи при обращении с просьбой;
-учить общаться, развивая речь учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная установка, карточки, толковые словари, шаблон письма Деду Морозу.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Я хочу поделиться улыбкой с вами и гостями. (Тихо звучит песня «Улыбка»)
Привет, сосед,
Улыбнись мне в ответ
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбку свою дарил!
Ребята, поприветствуем наших гостей:
Скажем, здравствуйте руками.
Скажем, здравствуйте глазами.
Скажем, здравствуйте мы ртом,
Станет радостно кругом.
Здравствуйте.
II. Речевая разминка
1)Упражнения для дыхания, губ, языка
«Тик-так»
«Каша кипит»
«Ворона»
«Шарик надуваем»
2) Чтение шёпотом медленно:
Ра-ра-ра - начинается игра.
Ры-ры-ры - у нас в руках шары.
Ру-ру-ру - бью рукою по шару.
Да-да-да - из трубы бежит вода.
До-до-до - на дереве гнездо.
Ды-ды-ды - мы пошли по ягоды.
Ду-ду-ду - с мамой я домой иду.
Та-та-та - в нашем классе чистота.
Ту-ту-ту - наводим сами красоту.
Ты-ты-ты - нами политы цветы.
3) Чтение громко и уверенно
Моль – соль – толь – боль
Почка – почва – почта
Дверь – зверь – червь
5) Скороговорки на проговаривание согласных звуков:
Коси, коса, пока роса.
На реке поймали рака, из-за рака вышла драка.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
6) «Помоги слову найти последний слог»
Описание игры. Учитель пишет на ИД в два столбика начала слов и их последние слоги:
СЛО ЗА
ГЛА ХОТ
СТО ЧАТ
ГРО ТЫ
КРИ РОЖ
ПЛО БЫ
ГРИ ВА
IV. Актуализация знаний, определение темы занятия.
1) Игра «Доскажи словечко»
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома -
Не стесняясь, не лукавствуй,
А скажи погромче… (здравствуй).
Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущённо:
Ну…(извините).
Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу… (привет).
Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите:
…(До свидания).
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать… (пожалуйста).
Когда я что-то подарю,
Мне говорят: …(Благодарю).
Тебе подарят что-нибудь -
Благодарить не позабудь!
Если, словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить … (спасибо)!
- Ребята, сейчас у меня к вам такое задание – вы должны отгадать слово и для этого
Из слова СВЕТ вам нужно взять вторую и третью буквы – ВЕ
1. Из слова УЖ взять согласную букву - Ж
2. В слове МАЛИНА найти второй слог – ЛИ
3. В слове ВЕРЕВКА найти повторяющиеся согласные буквы – В
4. В слове КОСТЬ убрать первую букву - ОСТЬ
Ребята, какое слово у нас получилось: ВЕЖЛИВОСТЬ
- Кто смог составить слово? Поднимите руку.
– Чему мы учимся на уроках риторики? Мы учимся говорить, писать так, чтобы нас поняли, чтобы общение было успешным. О каком общении пойдет речь на уроке? (ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ).
- Какую цель поставим себе на этом уроке? (учиться вежливой речи, учиться уважительному, доброму отношению друг к другу)
– А что же такое вежливость?
Ответы учащихся:
– Я думаю, что это воспитанность.
– Мне кажется, хорошее поведение.
– Это правила поведения человека.
– Когда человек вежливый, к нему хорошо относятся.
– Вежливые, добрые слова сказать нетрудно, а другому человеку приятно, и он будет лучше к тебе относиться. И т.д.
Перед вами толковые словари, найдите в нем слово ВЕЖЛИВОСТЬ.
...Счастливей, чем счастья подкова,
Дороже, чем горсть серебра...
Спасибо за доброе слово.
Спасибо за слово добра.
(Л. Щипахина благодарит за доброе слово, оно для неё дороже всего на свете. Российская поэтесса, живет в Москве, в 2003 году ее имя вошло в энциклопедию «Лучшие люди России»).
Один неправильный жест может полностью изменить смысл произнесённых слов. Особенно высоко ценится в общении улыбка. Об этом очень хорошо рассказал Владимир Солоухин: «А ведь у людей в распоряжении есть ещё и улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя; ноги – ходить; рот – поглощать пищу; глаза – смотреть; всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет».
V. Работа по теме.
1) - Что же такое просьба? (ответы детей)
- Где мы можем уточнить значение этого слова? (В толковом словаре)
(Дети ищут данное слово, читают вслух его значение)
Просьба – обращение к кому-нибудь, призывающее удовлетворять какие-нибудь нужды, желания.
2) Наверное, вам приходилось о чём-то просить – о серьёзном, большом или маленьком, а может о каком-то пустяке.
Всегда ли выполняли вашу просьбу? (ответы детей)
- А почему не выполняли, как вы думаете? (ответы детей)
- А приходилось ли вам слышать такие слова: «И попросить-то толком не умеешь.»
- Как вы думаете, чем займемся с вами?
- Какие слова надо использовать когда просишь?
3) Работа со стихами.
1 Сказали Волу: - Милый Барбос!
- Уважаемый Вол! Ты бы в школу
Отвезите, пожалуйста, Стол не отвёз?
В школу стол.
Кот пораскинул умишком
И отправился в гости к мышкам:
- Отвезите стол,
Мышиное племя,
Не то
Пообедаю вами всеми!
- Прочитать про себя.
-Прочитать вслух.
- Закрасьте кружок возле того стихотворения, в котором есть просьба. Прочитать его.
(2-е стихотворение содержит скрытую просьбу – показать отрывок про черепаху и львёнка)
(3-е стихотворение содержит приказ)
4) Работа по рисунку над просьбой.
- Найдите из высказываний просьбу.
- Какая из них самая убедительная? Почему?
1. – Мама, купи мне марки!
2. Мама, купи мне, пожалуйста, марки!
3. – Мама, купи мне, пожалуйста, марки, я их давно ищу для своей коллекции!
4. – Я хочу марки!
5) Правила для обозначения просьбы.
- Что надо делать, чтобы вашу просьбу услышали? (ответы детей, правила появляются на ИД)
Чтобы твою - ГОВОРИ ВЕЖЛИВЫМ ТОНОМ
просьбу - ИСПОЛЬЗУЙ ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА
выполнили: - СМОТРИ НА СОБЕСЕДНИКА
- ОБЪЯСНИ СВОЮ ПРОСЬБУ
6) Работа по отрывку из стихотворения К. И. Чуковского «У меня зазвонил телефон»
- Найдите и подчеркните просьбы.
- Чья просьба самая вежливая?
VI. Подведение итогов.
- Чему учились?
Денис и Анжелика «Петушок и птичка»
Учитель. Жили-были Петушок и Птичка, жили они дружно. Но однажды Петушок и Птичка не стали, как обычно, играть вместе, надулись и отвернулись друг от друга. (Обращается к детям, исполняющим роли Петушка и Птички.) Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Поссорились? Так надо помириться!
Птичка. Я с Петушком мириться не буду! Он невежливый. Я сказала ему: «Здравствуй!», а он не ответил.
Петушок. А зачем отвечать, я тебя вчера видел.
Птичка. Но я же сегодня сказала «Здравствуй».
Петушок. Ну и что, у меня еще вчерашнее не кончилось.
Учитель. Петушок, ты хочешь, чтобы птичка заболела?
Петушок. Нет, я не хочу, чтобы она болела!
Учитель. А что же ты для нее! «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» - это значит будь здоров, не болей!
Петушок. Птичка тоже не очень-то вежлива. Когда она ко мне обращается, то кричит: «Эй, ты!»
Учитель. Значит, вы оба виноваты. Надо друг друга уважать!
Петушок. Прости меня, Птичка! Я всегда буду здороваться!
Птичка. И ты прости меня, Петушок! Я всегда буду вежливой!
Учитель. Вы поняли, как надо себя вести? Будьте всегда вежливы и никогда не ссорьтесь.
Поаплодируем ребятам. Хорошие они актеры?
Еще две ситуации вы представите сами.
2. – Лиза, ты опять плакала?
– Да, у меня сегодня плохое настроение. Поссорилась с мамой.
– Не плачь. Извинись перед мамой. А я дарю тебе этот цветок. Посмотри, какой он красивый.
– Ой, спасибо. Как я рада! Теперь мне не так грустно.