Просмотр содержимого документа
«Открытый классный час на тему: «Путешествие в страну Доброты и Вежливости»»
Открытый классный час на тему:
«Путешествие в страну Доброты и Вежливости»
Кл. рук: Дайко Лариса Николаевна
Цель: продолжить знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями.
Задачи:
- Сформулировать понятия «доброта» и «вежливость», расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях;
- Коррекция высших психических функций посредством выполнения заданий, развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- Воспитывать чувства доброты, вежливости, взаимопонимания, взаимоуважения, способность понимать себя и другого человека.
Оборудование:
Словарь Ожегова, презентация по теме, наглядность на доске, листочки с заданиями, карточки со словами, мультимедийный проектор.
Ход классного часа:
Вступительная часть. Орг. момент.
Учитель: Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Ну-ка, дети, соберитесь,
И друг другу улыбнитесь!
- Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.
- Начиная наш классный час , давайте еще улыбнёмся нашим гостям и пожелаем им здоровья.
Дети хором: Здравствуйте!
Песня « Улыбка»
Учитель:
И сегодня в этот час я поведу с собою вас. За полями, за горами есть Волшебная страна. В ней много разных испытаний и чудес она полна.
II. Вступительное слово.
- Сегодня на занятии, мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную волшебную страну.
– А как называется эта страна, попробуйте, угадать сами.
-В этой Стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.
– Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь. Как она называется?
(Открывается доска, на ней – карта Волшебной страны)
Основная часть.
Учитель: Ребята, сегодня мы будем путешествовать по Волшебной стране – стране Доброты и Вежливости. Вот перед нами карта этой страны. Нас ждут приключения, а кое-где и испытания.
- Ребята, а что же такое доброта? Какого человека называют добрым?
Дети:
Учитель:
- А вот что написано в толковом словаре Ожегова. Я вам зачитаю одно из значений. (Показываю словарь и зачитываю.)
Доброта - отзывчивое, душевное, хорошее отношение к окружающим.
Добрый человек - делающий добро другим, хороший, честный.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звёздной красоте
Земля добра: она, дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно непокорным небом
Давайте воевать за доброту!
- В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Я хочу сегодня проверить, насколько вы добры и какое внутри вас солнце.
- Ребята, а с чего начинается добро?
Дети:
Учитель:
Добро начинается с любви к живому. Добрый человек - это тот, кто уважает людей, помогает им, он любит и охраняет природу, животных. А любовь и доброта согревают, как солнце. А, если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло.
Ребята, вы готовы отправиться в путешествие?
а) Город народной мудрости
Учитель:
Мы начинаем наше путешествие с первого города - города «Народной мудрости». На этом этапе мы с вами будем вспоминать пословицы и поговорки о доброте.
- Вы должны соединить начало и конец пословицы стрелочкой с помощью маркера. ( Работа в парах).
Добрые дела красят человека. Про доброе дело говори смело. Ласковое слово лучше мягкого пирога.
Доброе слово дороже богатства.
Доброе слово и кошке приятно
- Как вы понимаете последнюю пословицу?
Дети:
Учитель:
Это означает, что не только каждому из нас нравится, когда к нему относятся с добротой. Доброту понимают даже животные.
- Ребята, а чему учат все эти пословицы?
– Дети: Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки.
- Молодцы ребята, с этим сложным заданием вы справились, и я думаю, вы запомнили для себя пословицы о доброте. Можно идти дальше.
б) Музыкальный город
Учитель: А теперь мы с вами попали в музыкальный город, и нам нужно спеть песню о доброте. Ребята, а какие песни о доброте вы знаете?
Дети:
Учитель: Ребята, давайте исполним песню из мутфильма «День рождение кота Леопольда» «Если добрый ты».
(Исполняется песня)
Входит Незнайка.
Учитель: Здравствуй, мальчик.
Незнайка: Здравствуйте.
Учитель: Скажи, пожалуйста, как тебя зовут?
Незнайка: Меня зовут Незнайка.
Я вижу, что у вас здесь весело, можно я тоже буду с вами веселиться?
Учитель: Конечно, можно. Но ведь мы не только веселимся, мы учимся словам вежливости и добра.
Незнайка: О доброте и вежливости говорить собрались. Да неужели вы такие маленькие и знаете что такое доброта и вежливость. Вот я сейчас это проверю.
Поиграем в игру « Доскажи словечко»
Есть друзья игра для вас, я начну её сейчас.
Я начну, вы продолжайте
Хором дружно отвечайте.
1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого.. .(спасибо).
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит.. .(добрый день).
3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы .. .(спасибо).
4. Когда нас бранят за шалости, говорим.. .(простите пожалуйста).
5. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече.. .(здравствуйте).
6. Во всех странах на прощанье говорят.. .(до свидания).
Учитель: Видишь, Незнайка, все нужные слова ребята назвали правильно.
(Стук в дверь, учитель получает письмо от феи.)
- Ребята, нам прислали письмо. Давайте посмотрим, кто нам его прислал и что же там написано.
Текст телеграммы
«Помогите! Будьте добры! Наш город захватила злая колдунья, она превратила все хорошие, вежливые слова и поступки в злые».
Учитель: Ребята, мы поможем фее справиться с чарами колдуньи? Нужно заменить злые и нехорошие слова, которые я буду называть противоположными по смыслу словами.
ГРУБОСТЬ - ВЕЖЛИВОСТЬ
ЗЛО – ДОБРО
ВРАГ – ДРУГ
ЖАДНОСТЬ - ЩЕДРОСТЬ
БЕДА - РАДОСТЬ
Учитель: Посмотрите, ребята, все недобрые слова пропали, остались только вежливые. (На доске). И мы с вами опять сделали доброе дело, помогли фее. Вам было сложно, делать доброе дело?
Добрые слова
Слова “До свиданья!”,
“Спасибо!”, “Простите!”,
“Пожалуйста!”, “Здравствуйте!”
Щедро дарите.
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.
Слова эти очень,
И очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто друга чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадёт.
Ты добрых слов не пожалей
Произнеси их для друзей
Учитель:
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнесли в тот самый час,
Когда они другим необходимы
Ученик:
Где красота – там доброта.
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днем, ни днем дождливым.
И если хочешь быть красивым,
То добротою поделись!
Можно идти дальше.
в) Город Вежливых людей
Учитель: Ребята, мы с вами попали в город вежливых людей. А что же такое вежливость? Какого человека можно назвать вежливым?
Дети:
Воспитатель: А вот что написано в толковом словаре Ожегова. Я вам зачитаю одно из значений. (Показываю словарь и зачитываю.)
Вежливость – «Вежливость — соблюдение правил приличия».
Вежливый человек – соблюдающий правила приличия, воспитанный.
Воспитатель: Ребята, сейчас я буду зачитывать задачу, а вы должны определить вежливыми или нет, были действия в ней. И как правильно поступать в данной ситуации.
Задача 1: Мальчик крикнул прохожему: «сколько часов». Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие?
Надо не кричать, а надо вежливо спросить. Мальчик забыл слово «пожалуйста».
Правильнее говорить не «сколько часов», а «который час».
После ответа взрослого надо сказать «спасибо».
Задача 2: Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет.
( Дорогу, обычно, уступает тот, кто вежливее.)
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте прочитаем стихотворение С. Михалкова «Ежели вы вежливы…»
Ежели вы вежливы, И к совести не глухи, Вы место без сомнения, Уступите старухе.
Ежели вы вежливы В душе, а не для виду, В автобус вы поможете Взобраться инвалиду.
Ежели вы вежливы, То, сидя на уроке, Не будете с товарищем Трещать, как две сороки.
Ежели вы вежливы, Поможете вы маме И помощь ей предложите Без просьбы- то есть сами.
Ежели вы вежливы, То в разговоре с тётей, И с бабушкой, и с дедушкой Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы, Тому, кто послабее, Вы будете защитником, Пред сильным не робея.
Знал одного ребенка я, Гулял он с важной няней. Она давала тонкое Ребенку воспитание.
Был вежлив этот мальчик, И, право, очень мил: Отняв у младших мячик: «Спасибо», говорил.
Нет, ежели вы вежливы, То вы благодарите. Но мячика у мальчика Без спросу не берите.
г) Город Отдохни-ка
Учитель: Вот мы и дошли до города «Отдохни-ка». Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять в этом городе?
Дети:
Релаксационная пауза "Волшебный цветок добра".
Закройте глаза. Представьте себе, что у вас в руках находится «Волшебный цветок Добра». Протяните две руки вперед, так как будто вы держите его в руках. Ваши руки чувствуют удивительную теплоту, она согревает вас, ваше тело, вашу душу. Вы можете мысленно рассмотреть «Цветок Добра», какой он. Какого цвета, большой или маленький, на какой цветок похож? Может он имеет запах? И тогда вы можете его понюхать. А может от него исходит какая-то приятная музыка? И вам хочется послушать…
Мысленно поместите все добро этого «Цветка» внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает вашу душу, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья, радости…Откройте глаза.
Я хочу, чтобы сегодня вы целый день чувствовали, как помог вам «Волшебный Цветок Добра», как хорошо, когда можно подержать его в руках и мысленно поместить в свое сердце…
И в тех случаях, когда душа болит, ей можно помочь, представив то, что вы представляли сейчас, выполняя это упражнение.
д) Город Волшебных слов
Воспитатель: Следующий город - город Волшебных слов. Здесь, ребята, я проверю, какие волшебные слова вы знаете. Игра так и называется – "Знаешь ли ты волшебные слова?"
В этой волшебной стране растут цветы с волшебными словами. Их сердечки видны на доске. А вот лепестки пока у меня на столе. Давайте соберём эти слова. Первый цветок – слова приветствия; второй – слова прощания; третий – слова просьбы и благодарности.
(Дети, называя записанные слова, прикрепляют лепестки вокруг сердечка нужного цветка: здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, добрый вечер, доброго здоровья, приветствую вас, пока, до свидания, счастливого пути,до встречи, прощайте, всего хорошего, всего доброго, будьте добры, спасибо, благодарю, пожалуйста, простите, извините, )
– Ребята, а почему эти слова называют волшебными? Когда эти слова становятся действительно волшебными?
- Молодцы! Вспомнив волшебные слова, мы посадили в Стране Доброты и Вежливости вот такие замечательные цветы.
Учитель: Доброта, вежливость, радость создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.
Учитель:А сейчас давайте поиграем в игру и проверим, насколько вы внимательны.
Игра “Не ошибись, пожалуйста”
- Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять его надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Руки вперед.
- Я думаю, что вы все можете получить звание достойных жителей страны Доброты и Вежливости. Молодцы!
е) Остановка Доброты и Вежливости
Учитель:Вот мы и дошли до конечной остановки, преодолев все препятствия.
Ученик:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
Учитель:- Ребята, как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?
- Может быть, нам это помогут узнать старинные весы с острова Добрых Надежд. На одной чаше весов находятся добрые поступки людей, на другой-злые. Посмотрите, чаша со злом перевешивает! Давайте посмотрим, правильно ли лежат слова на чаше со злом. Может какие-то слова надо переложить на чашу добра?
(Зачитываю слова: зависть, предательство, ложь, война, грубость)
Воспитатель:Ребята, давайте вспомним, какие добрые дела вы совершали, и по капельке будем добавлять на чашу с добром.
(Дети говорят о добрых поступках и кладут капельки добра на чашу. Весы перевешивают в пользу добра).
Учитель:Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручейки добра, ручейки - в реку, реки в огромный океан Добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас сделаем одно общее дело.
(На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация). ( Под музыку «Дорогою добра»).
- Как мы назовем эту картину?
Дети: «Как прекрасен этот мир», «Добро победило зло», «Мир».
Учитель:Какое чувство вы испытывали, делая доброе дело?
Дети: Делать добро очень приятно и радостно.
Заключительная часть. Итог.
Учитель: А по какой стране мы сегодня путешествовали?
- Что такое доброта?
- Что такое вежливость?
- Что больше всего понравилось?
Дети: Хотим еще отправиться в такое путешествие. Быть добрыми, вежливыми воспитанными?
Учитель: Чтобы вы не забыли нашу встречу, я вам хочу подарить тетради добрых дел с правилами доброты и вежливости. Посмотрите, какие добрые на них рисунки. Будьте ласковыми, добрыми, внимательными учениками. Проявляйте любовь ко всему живому, а особенно к тем, кто с вами работает в школе, заботится о вас. Наша школа, каждый класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание. Остается надеяться, что все ребята и ты, Незнайка, вместе с ними будете себя вести так, как мы сегодня учились.
Незнайка: Тогда я вам хочу сказать на прощание:
Перед тем как нам расстаться
И уйти всем по делам,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Учитель: У меня, ребята, есть волшебный стул. Он совсем не такой как ваши стулья. Каждый, кто садится на него, теряет все плохие качества, становится добрым и вежливым. Ребята, вы хотите стать добрыми и вежливыми?
(Все желающие по очереди садятся на волшебный стул).
Воспитатель:Давайте закончим наше путешествие, прочитав клятву о доброте и вежливости.
Клятва о доброте и вежливости.
Добрым быть совсем, совсем непросто Не зависит доброта от роста. Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть, И в беде друг друга не забыть. И завертится земля быстрей Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем не просто Не зависит доброта от роста. Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет, Если доброта как солнце светит, Радуются взрослые и дети.
Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече "Добрый день"и "Добрый вечер".
И не зря ведь есть у нас Пожеланье "в добрый час". Доброта она от века Украшенье человека.
Клянёмся вежливыми быть, Всегда "Спасибо"говорить, "Добрый день"и "До свидания". Нет в мире лучше звания.
Клянёмся добрыми мы быть И лень, и грубость позабыть, Учиться этикету, Науку помнить эту.
Клянёмся добрыми мы быть, В борьбе со злом добро дарить, Невеж разить мечом волшебным И строгим словом, и целебным. Клянёмся добрыми мы быть!
Клянемся! Клянемся! Клянемся! (Все вместе)
Учитель:
Помни истину простую:
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут!
- На этом наше мероприятие подошло к концу. - Ну вот, пришло время прощаться.
- Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия.
- Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами лежат солнышки и тучки.
- Кому было интересно на занятии, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно - поднимите тучку.
- На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание!