Просмотр содержимого документа
«Открытое мероприятие по экологическому воспитанию (в начальной школе ФГОС). "Путешествие по экологической тропе" во 2 классе»
Открытое мероприятие по экологическому воспитанию
(в начальной школе ФГОС).
"Путешествие по экологической тропе" во 2 классе
Подготовила учитель начальных классов
МКОУ ООШ с.Октябрь Подосиновского
района Кировской области
Дубовская Е.Я.
Цели и задачи:
формирование представлений и элементарных знаний об экологии;
анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;
развитие индивидуальных способностей учащихся;
воспитание бережного отношения к природе;
формирование познавательных интересов во внеурочное время.
Планируемые достижения учащихся:
Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру.
Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.
Учиться защищать природные ресурсы.
Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.
Оборудование:
аудиозапись голов птиц;
индивидуальные творческие задания;
клей;
цветные карандаши;
мультимедийная презентация по теме “Путешествие по экологической тропе”;
Ход мероприятия
Учитель: Добрый день, ребята!
Ребята, сегодня мы отправимся в необычное, но очень серьёзное и важное путешествие по просторам нашей земли. Только так можно разузнать все её тайны, разглядеть её красоту, увидеть все беды и помочь ей. Я желаю вам всем сегодня добра! Если вам будет трудно, я помогу!
Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак. (Открытые ладони).
Пожалуйста, кто хочет начать работу, ответьте мне этим же знаком. (Дети показывают ладошки)
ученик: Я спешу сказать вам: «здравствуйте!», Чтоб пожелать здоровья доброго. ученик: Я спешу сказать вам: «благости!», Чтоб пожелать вам счастья нового. ученик: Я спешу сказать вам: «радости, Удач, успехов и везенья!»
«По сей день большинство людей не осознаёт, до какой степени мы разрушили мир, в котором обитаем. Мы ведём себя словно малолетние дети, оставленные без присмотра в бесподобном, изумительном саду, и медленно, но верно, превращаем его в бесплодную пустыню с помощью ядов, пил, серпов и огнестрельного оружия. Вполне возможно, что за последние недели с лица земли исчезла ещё одна рептилия, ещё одно растение. Я надеюсь, что это не так, но я точно знаю, что чьи-то дни уже сочтены». Эти горькие слова, к которым нельзя не прислушаться, написаны английским натуралистом Д. Дарреллом.
Учитель: Русский лес! Берёз листва,
Пенье птиц и тишина…
Зов ветров и ширь полей.
Лучше не найти, поверь!
Это всё твоё, и ты –
Властелин своей земли!
Постановка проблемы
Как вы думаете, ребята, может ли человек стать властелином и покорителем природы? (Дети высказывают свои мнения) К несчастью до сих пор живёт в людях понятие: человек – царь природы, завоеватель, покоритель. Взять у природы как можно больше – вот главная задача. А зачем? Нужно ли воевать с природой, покорять её.
Мы - её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями. Мы все - дети природы.
Сегодня мы собрались вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы понять природу, нужно ее хорошо знать и любить. Этой теме мы и посвящаем наше мероприятие.
ученик: Когда – то, собравшись с последними силами, Создал Господь планету красивую Дал ей форму шара большого И посадил там деревья, цветы Травы невиданной красоты. Много животных там стало водиться Змеи, слоны, черепахи и птицы Вот вам подарок, люди владейте Землю вспашите, хлебом засейте Всем завещаю вам я отныне – Вы берегите эту святыню.
Сейчас мы с вами отправимся в Зеленую страну по экологической тропе . Зеленый цвет – это цвет живой природы. А природу можно сравнить с большой увлекательной книгой. Любая травинка, каждая птичка, каждая бабочка – это страницы книги природы.
Учитель: А, давайте вспомним, как всё начиналось!
Одну простую сказку, а может и не сказку, а может непростую, хочу вам рассказать Ее мы помним с детства, а может, и не с детства, а может и не помним, но будем вспоминать! (фонограмма звуки леса, слайды)
Учитель: Русский лес! Берёз листва,
Пенье птиц и тишина…
Зов ветров и ширь полей.
Лучше не найти, поверь!
Это всё твоё, и ты –
Властелин своей земли!
Послушайте историю о лесе.
Кадр Лес
– Жил был лес.
Кадр Птицы
– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)
Кадр Звери
– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.
– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.
Кадр Вырубка леса
– Стал человек тогда вырубать лес.
Кадр Пожар в лесу
– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.
Кадр Загрязнение водоемов.
– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.
Кадр Воздух
– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.
Кадр Засорение отходами
– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).
Кадр Просьба леса
– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.
– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.
Ученик:
- Я - лес! Я — в беде! Взгляните, люди, на меня: Пылаю я в дыму огня. Меня взрывают, роют, жгут. Меня совсем не берегут Бутылки, банки, коробки. Погибну скоро я с тоски Услышьте голос мой родной Я плачу дождевой слезой Я задыхаюсь, не молчу Землетрясениями кричу. Я гневаюсь раскатом грома. Хочу быть чистым и здоровым! Очнитесь, люди! Учитель
– Почему в лесу никто не живет?
Ученик
– Человек разрушил жизнь леса.
Учитель
– Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?
Ученик
– Экология.
Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.
Учитель
– Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.
Задание 1
Учитель
– У вас на столах лежат листочки с загадками, прочитай загадку, отгадай дерево, и узнаешь название дерева. Найди его рисунок. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.
1
Весной зеленела, летом загорела, Осень в сад пришла, красный факел зажгла. Ответ (Рябина)
2
Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей. Ответ (Берёза)
3
Зимой и летом зелена,
В густом лесу живёт она,
На ней иголки и коротки и колки. (Ель)
4.
Что за дерево стоит,
Ветра нет, а вся дрожит? (Осина)
5.
С моего цветка берёт Пчёлка самый вкусный мёд. А меня все ж обижают, Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
Породы деревьев вывешиваются на доску.
Кадр Деревья
Учитель
– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно гулять в лесу и наслаждаться шелестом листвы.
Задание 2
Учитель
– Кого ещё не хватает в нашем лесу?
Ученик
– Не хватает птиц и зверей
Учитель
На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов пазлы. Собери картинку из пазлов, наклей на лист бумаги, отгадай животное или птицу, прикрепи к доске. (на пазлах фотографии: медведя, лисы, совы, енота, дятла)
Кадр Звери в лесу
– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках.
Физкультминута
Звери и птицы благодарят нас за помощь и приготовили для нас подарок – задание.
Задание 3
Крошка Енот принес его в этом конверте (достать конверт). Это кроссворд о природе.
Кадр Кроссворд
Отгадаем кроссворд вместе.
Вопросы к кроссворду
1. Группа животных, тело которых покрыто перьями. (птицы)
2. Течет, течет — не вытечет, Бежит, бежит — не выбежит. (река) 3. Летом вырастают, А осенью опадают. (Листья )
4. Назови одним словом деревья, травы, кустарники. (растения)
5. Житель планеты, наделенный разумом. (человек)
6. Чем дышит человек. (воздух)
7 Русская красавица Стоит на поляне В зеленой кофточке, В белом сарафане.(Береза)
Учитель
– Природа – главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы – главная цель экологии. А мы продолжаем наше путешествие по экологической тропе.
Кадр Охрана природы
ученик: Илья На планете нашей голубой Есть то место, где живем с тобой, Родина моя –любимые края Будем мы всегда беречь тебя!
ученик: Здесь растут и елка и сосна, И березка белая моя, Дуб, осина, клен Все деревья в нем
Учитель: А какова же экологическая ситуация нашей области?
ученик: Чтоб сохранить красу родной Земли, Чтобы сберечь растенья и цветы, Все исчезающие виды В книгу Красную сейчас занесены. ученик: Там сон-трава и медуница, Прекрасная кувшинка, горицвет, Венерин башмачок и ландыш, Весны чудесной вестник-первоцвет. ученик: Красная книга- книга тревоги, Знай, все растения в ней - недотроги. Рвать не нужно их, друзья, Охраняйте их всегда!
Презентация (Красная книга Кировской области)Из-за того, что лесов становится всё меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные. Под угрозой исчезновения находятся многие животные, которых истребляют ради меха или мяса, а иногда просто так, ради развлечения. В Красную книгу Кировской области внесён русский выхухоль, обитающий в небольших пойменных озерках с илистым дном, европейская норка, колонок, летучая мышь и другие. А также редкие птицы, гнездящиеся здесь или встречающиеся пролётом: серая цапля, сокол-сапсан, беркут, филин.
Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Вот лишь некоторые из них: ветреница лесная, гвоздика Фишера, гроздовник виргинский, камнеломка болотная.
ученик: Берегите землю, люди! Нашу Родину и место, где живём, И посёлок наш, который все мы любим, Улицу родную, где растём!
Берегите красоту родного края, Шелест листьев, трав весенних цвет, Край родной сравнить мы можем с раем, Ведь красивей места для меня уж нет! Люди, берегите вы всё это, Берегите всё, что дал вам Бог! Чтоб родной землёю этой, Каждый житель бы гордиться мог!
Задание 4
На столе у вас большие круги, похожие на дорожные знаки. Это знаки – напоминания о поведении человека в лесу. Расскажи о значении этого знака. Повесь его в нашем лесу (на доску).
ученик: Мы влесу костёр зажгли,
Посидели и пошли,
А огонь не потушили:
Про него мы и забыли.
Ветром пламя разметало,
И вокруг как в печке стало.
До небес огонь поднялся
И за нами вслед погнался.
Учитель: Чтобы не было пожаров,-
Надо правила всем знать.
Их конечно очень много-
Выучим хотя бы пять.
1 ученик:
Пылает лес, бушует жар-
Природу охватил пожар.
Кто виноват в игре огня?
Всего лишь искорка костра!
2 ученик:
Не играй с костром в лесу!
Будь внимателен к нему.
Прежде чем зажечь его,
Сделай ямку для него
3 ученик:
Если ты хочешь костёр развести,
Нужно его землёй обнести.
Ну а будешь уходить,
Не забудь водой залить.
4 ученик:
Не оставляй костёр в лесу:
Обидишь рысь ты, и лису,
И многих маленьких зверят,
Ведь норки их дотла сгорят.
5 ученик:
Чтобы в мой дом не пришла беда,
Буду с огнём осторожен всегда,
Если увижу, что горит лес,
Буду скорее звонить в МЧС.
ученик:
Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики...
Берегите молодые всходы
На зелёном празднике природы,
Небо в звёздах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю! Берегите...
Итог занятия: Давайте посмотрим, как теперь живется в лесу нашим деревьям, зверям, птицам.
(Музыкальный клип «Живёт повсюду красота»)
Учитель: Наша встреча подходит к концу. Как же вы сейчас ответите на вопрос может ли человек стать властелином и покорителем природы? В заключение я хочу произнести слова китайской мудрости, которая гласит: путешествие в тысячу миль начинается с одного шага. Давайте все вместе сделаем этот шаг навстречу природе. Не случайно 2017 год в России объявлен годом экологии.
Перед вами дерево, символизирующее ваше отношение к природе. Если вы готовы принимать активное участие в деле охраны природы, возьмите листочек и прикрепите его на деревце.
(дети прикрепляют листики)
Посмотрите, как преобразилось наше дерево! И пусть также вклад каждого из нас в дело охраны природы преобразит всю нашу планету! И тогда человек будет по-настоящему счастлив!
Песенка друзей природы 1. Ничего на свете лучше нету, Чем беречь любимую планету. Чтоб деревья землю украшали, Чтоб цветы повсюду расцветали.
2. Мы свое призванье не забудем: Помогаем птицам, зверям, людям. Мы хотели б, чтобы птицы пели, Чтоб леса зеленые шумели.
3. Пусть цветет цветочная поляна, Вырастают сосны-великаны. Будет чистым небо голубое, В этом мире мы нужны с тобою
Список использованной литературы:
По страницам Красной книги Кировской области: Учебное пособие по экологии.-Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004.-144 с.
Газета «Педсовет» №5 2006 ГУП «ИПК «Московская правда»» Н.П. Баскаль Статья «Не оставляйте костёр в лесу» г. Псков.