Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие "Зимушка-забавушка"»
Цельзанятия: ознакомить учащихся с изменениями в природе зимой.
Задачи:
-дать основные понятия о зимней природе;
-привить бережное отношение к окружающей среде;
-развить стремление к знаниям;
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! (звучит звук завывающего ветра и вьюги) Кто знает верную примету, Высоко солнце, значит лето. А если холод, вьюга, тьма, И солнце низко, то …. (зима)
Правильно! Мы поговорим сегодня о зиме.
Тема занятия называется «Зимушка –забавушка» (читают дети)
Воспитатель: Природа в зимнюю пору совершенно иная, нежели чем весною, летом и осенью. С наступлением декабря леса и поля покрываются снегом, становятся белыми, светлыми и чистыми. Природа будто бы погружается в сказочный сон (слайд№2)
Ученик: («Снежинка» Михаил Садовский)
Хотел я снежинку домой принести,
Ее положил на ладонь, Она мне шепнула тихонько:
"Прости, но лучше меня ты не тронь!"
Как будто бы я ничего не слыхал,
Снежинку колючую нес,
Она мне ладошку кольнула слегка
И сделалась капелькой слез!
Со снежной слезинкой пришел я домой
И долго потом горевал:
Зачем согревал ее снежной зимой,
От снежных подруг оторвал?!
Ученик:Снег кружится,
Снег ложится-
Снег, снег, снег
Рады снегу, зверь и птицы
И, конечно, человек.
Воспитатель: Зима — одно из четырёх времён года, между осенью и весной. А какой основной признак этого времени года? (ответы детей)… низкая температура, выпадает снег.
А какие зимние месяцы вы знаете? (ответы детей)
Загадки о зимних месяцах (слайд№3,4,5)
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
(Декабрь)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(Январь)
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)
Народные приметы (дети объясняют каждую примету) Зима холодная — лето тёплое. Зима снежная — лето дождливое. Зимний снег глубокий — летом хлеб высокий. Сильно блестят зимою звезды — к морозу. Кошка на печи — к стуже. Воробьи дружно чирикают — к теплу. Зима резвится не только в лесу, а у нас на носу.
Воспитатель:Любит русский народ зиму-зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завыванье метели можно и сказки послушать, и книги почитать. А сколько у зимы придумано пословиц! Их у зимы множество.
Собери пословицу и объясни ее смысл.
Много снега - много хлеба.
Мороз не велик, а стоять не велит.
В феврале два друга - мороз да вьюга.
Птицы зимой (слайд№6)
Птицам зимой нелегко. Некоторые птицы не выдерживают нашей русской зимы и улетают в теплые края. Некоторые – остаются. Где же теперь им брать корм? И холодно, и голодно птицам, нашим пернатым друзьям. На ветках и проводах сидят, нахохлившись, прилетают поближе к человеческому жилью в надежде, что здесь найдут хоть какую-то кормежку. Кто же может помочь бедняжкам-птицам? Только мы, люди. Только мы умеем делать кормушки. Только мы можем развесить их на окрестных деревьях и насыпать в них зернышки и хлебные крошки. Узнайте, какие птицы живут в вашей местности, какие у них привычки, какой корм они едят. Можно сделать кормушку и повесить во дворе, в
ближайшем парке, саду или в лесу. Можно устроить кормушку у себя на балконе или за окном. Сначала птицы будут бояться подлетать к ней, но потом привыкнуть и вы можете наблюдать, как они весело склевывают зернышки с деревянной дощечки, которую вы поставили для них. У дощечки должны быть бортики, чтобы корм не ссыпался и крыша, чтобы его не заносило снегом.
Животные зимой (слайд№7)
Засыпало лес снегом. Как хорошо зимой в лесу! Деревья все в пушистом снегу, искрящемся в лучах солнца. Но вот животным в зимнем лесу жить нелегко. Непросто добывать из-под снега пропитание, беречь силы. Лисы попрятались в свои тёплые норы. Белки живут тем, что грызут орехи, припрятанные про запас осенью. Медведи в берлогах лапу сосут. Волки выслеживают добычу.
Физминутка (слайд№8).
Одна из главных зимних забав, знакомая всем с детства, - это лепка снеговика. Откуда же пришла к нам эта традиция? По одной из версий, она была связана с верованиями древних славян о существовании духов, управляющих облаками, туманами и снегами - небесных девиц, живущих в воздухе. Именно в честь них наши предки стали лепить снежных баб. Шло время, и, изменив, но, не утратив вовсе первоначального смысла, снежные бабы превратились в мужчин - снеговиков, символизирующих духа зимы, к которому взывали о помощи, просили о том, чтоб отступили сильные морозы. А метла в руках снеговика - некий символ его власти, который также связывают с тем, что метлой снеговик разгонял злых духов, не давая им проникнуть в дом, возле которого его слепили. Однако есть и другая версия происхождения снеговика, по которой он ассоциировался с неким злым и могущественным существом, кем-то вроде снежного человека. В древности наши предки боялись его и лепили идолов-снеговиков и приносили им дары, чтобы он не украл их детей. Релаксация “Зимний лес”(звучит музыка П.И.Чайковского).
Закройте глаза, послушайте музыку и мои слова:
В зимнем лесу дует легкий ветерок. Морозец слегка пощипывает ваши щеки. В воздухе кружатся снежинки, и в красивом плавном танце медленно укладываются на землю.
Сделайте медленный, глубокий вдох носом и спокойный, ровный выдох.
Почувствуйте, как бодрящий аромат зимнего леса наполняет весь ваш организм силой, красотой и здоровьем.
«Снежинки» Вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный, морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Ваши ручки легкие – легкие – это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое-легкое, как будто оно снежное. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. С каждым вздохом и выдохом вы все выше и выше поднимаетесь над волшебным лесом. Ласковый ветерок нежно гладит маленькие, легкие снежинки… (пауза – поглаживание детей). Гладит снежинку, ласкает… Вам хорошо и приятно. Но вот пришла пора возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза и улыбнитесь ласковому ветерку и хрупкой снежинке
Игра «Третий лишний»
Сейчас посмотрите на зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать и убрать его, объяснив своё решение. 1. Декабрь, зима, январь. 2. Снежки, лыжи, коньки. 3. Метель, коньки, снегопад. 4. Снежок, снеговик, снегирь. Правильно! Всё знаете о зиме, зимних явлениях.
Загадки (слайд№10).
Мы проворные сестрицы,
Быстро бегать мастерицы.
В дождь лежим, в мороз бежим,
Уж такой у нас режим.
(Лыжи)
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
(Кормушка)
Они летят быстрее ветра,
И я лечу с них на три метра.
Вот мой полет закончен. Хлоп!
Посадка мягкая в сугроб.
(Санки)
Что в огне не горит
И в воде не тонет? (Лёд)
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня. (Коньки)
Зима на крыши серые
Бросает семена -
Растит морковки белые
Под крышами она.
(Сосульки)
Игра «Назови»
(У ведущей находится комочек из ваты - «снежок».) Ведущая: Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кто получит «снежок» закончит предложение словечком. Зимой метель... (метёт). В лесу зимой голодный волк... (воет). Деревья зимой... (спят). Ночью ветер в трубах... (воет, завывает). Зимой снег всё вокруг... (накрывает). Из снеговой тучи снежинки... (падают, летят, кружатся). Зимой вода в реке... (замерзает). Зимой насекомые... (прячутся). На зиму медведь в берлоге... (засыпает). Мороз щёки и нос... (щиплет). Иней на ветках деревьев... (блестит). Под снегом травка зимой... (греется). Воспитатель: Молодцы! Хорошо справились с заданием, знаете зимние явления. Чем отличаются картины? (слайд№9)Рассказы детей о временах года.
Итог занятия:
Воспитатель. Наша прогулка заканчивается. Дети, что вам запомнилось, понравилось на занятии? (Дети отвечают)
Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно ,красиво рассказывать, были активными.
Дома расскажите своим родителям о зиме, прекрасном времени года.
Снеговик дарит детям снежинки.
-как можно помочь птицам зимой?
-труд людей в зимнее время.
Вывод. Беседа в первую очередь является методом уточнения и систематизации представлений детей, полученных ими в процессе повседневной жизни и на занятиях. Характер беседы требует от ребенка умения активно воспроизводить свои знания, сравнивать, рассуждать, делать выводы. Посредством бесед дети усвоили сведения о конкретных предметах и явлениях, научились словом передавать признаки предметов, действия с предметами. Беседа также обогатила детей новыми знаниями. Участвуя в беседе, ребенок учился концентрировать свое мнение на одном предмете, вспоминая то, что знает о нем, приучался логически мыслить. В беседе дети четко выражают свои мысли, развивают умение слушать и понимать вопросы, правильно формулировать ответ на них - коротко или подробнее, в зависимости от характера вопроса, правильно задавать вопросы.
Список литературы: 1. "305 веселых загадок в стихах" - Савельева Е. А. – 2008г. 2. «Русские народные приметы и поверья» - Кульматов В.А., Кульматова Т.В. – 1999г. 3. «Зима, зимние забавы» (серия "Грамматика в играх и картинках") - Борисенко М. Г. / Лукина Н. А. – 2005г. 4. «Подвижные игры, физ.минутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом дет. Саду» - Овчинникова Т.С. – 2006г.