kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытое занятие по внеурочной деятельности лаборатории текстов «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю». Л.Н. Толстой «Лгун»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применяя элементы технологии правильного типа читательской деятельности - продуктивного чтения, познакомить первоклассников с басней Л.Н. Толстого «Лгун», подвести к пониманию основной идеи произведения («ложь не приводит к добру»).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие по внеурочной деятельности лаборатории текстов «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю». Л.Н. Толстой «Лгун»»



Л.Н. Толстой «Лгун» (басня)

Цели: познакомить с басней Л.Н. Толстого «Лгун»; развивать умение вести беседу по литературному произведению;

подвести к пониманию основной идеи произведения («ложь не приводит к добру»).

Задачи:

  1. Учиться анализировать текст – устанавливать связи между событиями, героями, их поступками, понимать мотивы, чувства героев, передавая их в речи (обман пастушка привел к тому, что волк загрыз всех овец; сначала пастушок веселился от того, что смог всех провести; когда пришел волк, пастушку было очень страшно; позже, вероятно, ему стало очень стыдно от того, что из-за него вся деревня осталась без овец.)

  2. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, используя сложные предложения; подвести к пониманию основной идеи произведения: ложь не приводит к добру.

  3. Воспитывать желание поступать честно, не обманывать.



























Этапы занятия (по характеру деятельности обучающихся)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I этап

Эмоциональноустановочный

(эмоциональное включение)

Организация межличностного взаимодействия

Игровая ситуация слайд

-У нас на занятии по внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем» присутствуют гости, повернитесь и поздоровайтесь с ними.

Сегодня наш класс разделён на несколько зон, это игровая зона и т.д.. Мы побываем в каждой из них.

Пройдёмте в игровую зону. Встаньте в круг.

Поиграем в игру «Правда или неправда

(если правда, хлопаем в ладоши, если неправда, закрываем глаза руками).

А в лесу деревья есть

Сосен там не перечесть

Есть у речки берега

У собачки есть рога

Есть у ежика иголки

И цветы растут на ёлке

Есть у кошки чешуя

У слона есть два горба

Молодцы! Пройдём в читальный зал.






Дети встают в круг и берутся за руки, учитель в центре. Он объясняет,


II этап

Пропедевтический (подготовительный)

Создание условий для успешного включения в деятельность

Беседа.

Иллюстрация.

Толстый и тонкий вопрос.

- Что такое правда?

- Что такое неправда? Каким другим словом можно заменить?

(это слова близкие по значению-синонимы)

- Как называют человека, который часто говорит неправду? А ещё как? ещё такого человека называют лгуном.



- Во все времена люди интересовались, что такое правда и что

такое ложь.

Многие писатели создавали произведения на эту тему.


Сегодня мы познакомимся с одним из таких произведений.

Оно лежит перед вами, предположите, что это за произведение?

(Кто автор, название, жанр?) На доске перевернуть тему

А кто знает, что такое басня?

(Это небольшое произведение, в котором высмеиваются плохие, отрицательные качества человека)

Посмотрите на картинку

Как вы думаете, о чём эта басня? (о чём будет произведение с таким названием?)

Давайте проверим свои догадки. слайд с басней

Послушайте басню Л.Н. Толстого «Лгун»
















Ложь и т.п.


Лгун и т.п.







Автора, название, жанры





Дети высказывают свои предположения.



Слушают басню

III этап

Деятельностный

Скрытое руководство деятельностью

учащихся


Анализ

Практическая работа


Ваши догадки подтвердились?


Чьи поступки не понравились?


Как бы вы поступили в данной ситуации?


Послушаем басню ещё раз (читают ученики)


- Чем занимался мальчик?


- Что значит стерёг?

Где можно узнать точное значение слова? (в словаре)

Проверим. (чит учитель)

Почему к мальчику прибежали мужики? Кто-нибудь может прочитать так, чтобы все поверили? (с восклицанием)


Что увидели мужики, когда прибежали спасать мальчика?

А зачем тогда мальчик звал на помощь? (шутил)


Как вы думаете, мужикам было смешно?


Почему этот поступок мальчика нельзя назвать шуткой?

(Это была плохая «шутка», потому что нельзя пугать людей такими вещами.)

(Нельзя, потому что нельзя злоупотреблять доверием людей. Также нельзя делать предметом шутки опасные жизненные ситуации)


Мальчик один раз так обманул? Ответьте словами из текста?


Что случилось дальше?

Прочитайте, как он звал на помощь в этот раз? Что изменилось?

Почему мужики не бросились на помощь? (по-всегдашнему???)

Что сделал волк?( перерезал???)


Кто-нибудь запомнил, как звали мальчика?

А как его назвал ЛН Толстой?


Как вы думаете плохо быть лгуном или хорошо?

Чему нас учит эта басня?(не врать)

Значит басня по-у-чи-тель-на-я. (Слово на доску и читаем хором)


Прочитайте пословицы и выберете ту, которая подходит по смыслу к басне (читает ребёнок или сама)

ЛОЖЬ ДО ДОБРА НЕ ДОВЕДЁТ проголосовать

ЧЕЛОВЕКА ТРУД КОРМИТ И ОДЕВАЕТ

ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ

Вам понравилась басня Л.Н.Толстого?

Что вы можете сказать о писателе? Каким он был человеком, если учил честности? (справедливый, честный, мудрый)

А внешне как он выглядел, если был мудрым: молодой или пожилой, была ли борода?

Посмотрите, каким он был на самом деле слайд

(немолодой, много видел в жизни - мудрый, в руках книга-умный)

Оправдались ваши предположения?

Родился он почти 200 лет назад, но его произведения интересны

нам и сейчас.

Слайд с детьми

Как вы думаете, он был только писателем?

Он был не только писателем, а ещё и учителем.

Л.Н. открыл школу для бедных крестьянских детей

и учил их по собственным учебникам слайд

ЛН Толстой для своих учеников писал и рассказы, и сказки, и басни.

А вы любите читать книги? Какие книги интереснее с картинками или без? (картинки к произведению называют иллюстрациями)

Давайте проиллюстрируем нашу басню.

Пройдём в творческую мастерскую.

Расположите иллюстр по порядку.

Проверим Слайд-образец

(если ошибка, то к содержанию, если нет ошибки, то почему есть повтор картинки)

(с чего началась басня? Какая иллюстр первая? Что потом? И т.д.) ошибка

Пронумеруем

Оформим книжку-раскладушку для детей, которые ещё учатся читать. (приклеивают)

Чего не хватает? С чего начинается книга? (обложка:собирают и приклеивают, автор вверху)

Куда мы её отнесём, чтобы с ней могли познакомиться и другие ребята? (в библиотеку)

Пройдём в библиотеку. Рассмотрите книги.

(Рассматривают книги)

Что общего? (автор)

Что ещё можно узнать по обложке?

А какие произведения есть в этих книгах, откуда можно узнать?

(содержание)

У вас появилось желание познакомиться с другими произведениями этого автора?

















Мальчик звал на помощь





Волка не было


Им пришлось бросить свою работу и бежать мальчику на выручку, они боялись, волновались за пастушка, ведь волк мог напасть и на него тоже, не только на овец.




Ему перестали верить





(Потому что ложь может привести к большой беде)










Эта о труде

Эта о дружбе










IV этап

Эмоциональнорефлексивный

(оценочный)

Неперсонифицированная оценка личностных и метапредметных результатов внеурочного

занятия


Пройдём в игровую.

С каким произведением мы сегодня познакомились?

Чему оно нас учит?

Эта история произошла много лет назад.

Как вы думаете, а сейчас есть дети, которые говорят неправду?

Поиграем? (две карточки с ситуацией в школе)



Что посоветуем детям, которые часто говорят неправду?

На свете так бывает,

Порой не разберешь:

С тобою, правда, рядом

Иль вкрадчивая ложь.

Давайте мы, ребята,

На свете честно жить,

Не будем лгать, а будем, лишь

Правду говорить!


Спасибо за работу, вы большие молодцы! Погладьте себя по голове.

Попрощайтесь с нашими гостями.











Учительница задала ребятам на дом потренироваться в чтении стихотворения. Юра заигрался и забыл про задание. На уроке учительница попросила поднять руку тех ребят, кто читал. Юра тоже поднял руку и сказал, что читал.

Правду он сказал или неправду?

Как бы вы поступили на его месте?



На уроке Саша засмотрелся в окно и не смог ответить на вопрос учителя. Мальчик признался, что отвлёкся и прослушал вопрос.

Правду он сказал или неправду?

Как бы вы поступили на его месте?


Что посоветуем детям, которые часто говорят неправду?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Покосова Светлана Федоровна

Дата: 10.05.2023

Номер свидетельства: 631156


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства