- Ребята, на протяжении нескольких уроков мы работали над произведениями по теме «Там чудеса…». Со всеми произведениями этого раздела мы познакомились и изучили их. Как вы думаете, какие задачи должны поставить для себя на этом уроке?
- Почему изученные нами произведения включили в раздел «Там чудеса…»?
- Какие по жанру встретились произведения в этом разделе?
- Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интереснее,
Чем наши любимые сказки.
Что такое сказка? (Сказка – это занимательный рассказ с невероятной, но поучительной историей.)
- Какие бывают сказки? (Сказки бывают авторские и народные; про животных, волшебные, бытовые)
- В сказках происходят не только разные чудеса и приключения. Сказка – это мудрость народа, его мечты и желания. Как вы понимаете смысл слов: мудрость народа (большие знания, опыт, глубокий ум), мечты (предмет желаний, стремлений).
-А почему говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»?
- Чему может научить нас сказка?
- Ребята, скажите, а где можно встретиться со сказкой? (В книгах, в мультфильмах, кино)
-Почему нам в жизни нужны сказки? (Они интересные, увлекательные, они делают нас лучше и добрее.)
Обобщение изученного материала.
- Урок литературного чтения проведём в форме викторины.
-А сейчас заданье смело
Выполняйте вы умело,
Будем сказку узнавать,
Мудрость народную определять.
1.Предлагаю вам из предложенных слов собрать названия сказок, с которыми нам предстоит сегодня работать. (Чтение)
2.По иллюстрации назвать произведение из раздела» Там чудеса…». (просмотр презентации: определение по иллюстрациям названия и автора произведения)
3.Угадайте из каких сказок эти предметы
Котёл – «Вот он, вор!»
Шапка – «Заказчик и мастер»
Тюфяк – «Принцесса на горошине»
4.«Я угадаю сказку со слов» (работа в группах)
5.На партах лежат карточки с пословицами, в которых заключена народная мудрость.
Прочитайте. Подумайте, к какому герою из раздела «Там чудеса…» они подходят и почему. Назовите произведение.
Жадность последнего ума лишает. (Заказчик; ««Заказчик и мастер»)
Хитрость и смекалка — родные сестры. ( Трактирщик Джон; «Вот он, вор!»)
Три вещи славят солдата: смелость, победа, награда. (Огниво)
" Если много захочешь, то последнее потеряешь ". ( О золотой рыбке)
Человек не орех - сразу не раскусишь" - нужно время, чтобы понять какой человек перед тобой. (Принцесса на горошине)
Век протянется - всего достанется. (оловянный солдатик)
6. Отгадайте произведение из раздела «Там чудеса…»
Вся промокла под дождём,
Постучалась в двери.
"Я принцесса. Можно в дом?"
Это мы проверим!
Как я ноченьку спала?
Не заснула до утра.
Ничего хорошего.
(«Принцесса на горошине»)
7.“Найди автора сказки”
Каждой группе даётся карточка с заданием, в которой необходимо подчеркнуть фамилию автора предложенного литературного произведения.