kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основные этапы введения единого режима работы школы с текстовой информацией

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья предназначена для использования в работе  с текстовой информацией

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основные этапы введения единого режима работы школы с текстовой информацией»

ТЕМА: Основные этапы введения единого режима работы школы с текстовой информацией

Ободенко Е.В.

Основной целью введения единого режима школы с текстовой информацией является создание единого читательского пространства, построенного на интеграции деятельности школы, как в урочное, так и внеурочное время. Достижению цели должно способствовать решение следующих задач: - формирование посредством учебной, внеклассной и внешкольной деятельности ученика-читателя, обладающего читательской активностью и компетентностью, информационной культурой, владеющего механизмами адаптации к быстро меняющейся среде, способного применить полученные навыки работы с текстовой информацией в практической жизни; - создание условий для формирования в школе единого читательского пространства и читательской активности, в том числе посредством переподготовки педагогического персонала; - активное вовлечение родительской общественности в формировании единого читательского пространства школы.

Высоким уровнем деятельности школы по введению единого режима работы с текстовой информацией можно считать построение в школе единой читательской среды, субъектами которой будут не только учащиеся, но учителя, социальный педагог, психолог школы, библиотекарь и родители.

Выделяют следующие этапы введения единого режима работы школы с текстовой информацией: 1. Этап актуализации проблемы и целеполагания, который предполагает: - знакомство с проблемой, её изучение, осознание необходимости введения единого режима работы школы с текстовой информацией; - оценку состояния проблемы в данном образовательном учреждении, для чего необходимо проведение первичного мониторинга-диагностики навыков осмысленного чтения; - проблемный анализ результатов независимого оценивания учебных достижений школьников; - оценку возможностей образовательного учреждения, включающую, прежде всего, оценку имеющихся ресурсов: фонд школьной библиотеки, техническая оснащенность, методическая оснащенность, кадровые ресурсы и т.д.; - мониторинг читательских интересов школьников и посещаемости школьной библиотеки, а также анализ социальных факторов, влияющих на интерес и качество чтения.

2. Этап обучения педагогических кадров. Одной из важных проблем, без решения которой ситуация с грамотностью чтения вряд ли может измениться, является кадровая проблема, которая складывается из нескольких моментов: низкий уровень читательской компетентности самих преподавателей, неумение мотивировать учащихся на чтение, отсутствие квалифицированных школьных библиотекарей. Исходя из перечисленных проблем, можно выделить приоритетные направления деятельности по переподготовке и подготовке кадров: - повышение уровня читательской компетентности педагогов и библиотекаря ОУ, - переподготовка по использованию технологий обучения чтению в контекстах всех учебных дисциплин.

3. Этап выработки стратегии, плана действий и технологий обучения чтению. Необходимо помнить, что выбор стратегии и технологии обучения чтению зависит от поставленных целей. Так как главной целью обучения чтению на современном этапе является адаптация людей в современных информационных условиях, умение работать с различными видами текстовой информацией и использовать чтение для самообразования и саморазвития, то при выборе технологии работы с текстовой информацией и при планировании деятельности ОУ в этом направлении важно придерживаться следующих общих методологических принципов: - принцип системности и последовательности обучения чтению и работе с письменными источниками; - принцип межпредметной интеграции; - принцип диалогичности при работе с текстом; - принцип активного взаимодействия обучающихся и учащихся в процессе обучения чтению (другими словами, обучение должно осуществляться на основе деятельностного подхода); - принцип технологичности процесса обучения работе с письменными текстами, которая может достигаться «при следующих условиях: – имеются программы, где четко определены цели и задачи объединения технических и культурно-семантических навыков применительно к необходимости адаптации в сложном и динамичном информационном пространстве переходного общества; установлена последовательность обучающих операций, обеспечивающих приобретение учащимися социально необходимого уровня читательской компетентности, – существуют средства реализации таких учебных программ (учебно-методические, технические, профессионально-квалификационные), – установлены требования к результатам обучения (знания, навыки, необходимые для работы с письменными текстами), соответствующие каждому из его этапов; – есть инструменты измерения уровня читательской компетентности (тесты, контрольные задания, рейтинговые шкалы оценок); - принцип непрерывности обучения чтению, который дает возможность использования всех компонентов системы образования; - принцип дифференциации при обучении чтению разных категорий читателей.

Кроме того, необходимо выделить еще два принципа: 1.Вписанность в общекультурную компетентность. Подразумевается акцентирование связи между квалифицированными чтением и работой с письменными текстами, с одной стороны, и расширением кругозора, освоенного культурного пространства – с другой. Речь идет об умении ориентироваться в различных системах мировоззрения, ценностей, социокультурных практик, нашедших отражение в письменных текстах; о навыках перевода в вербальную и письменную форму других языков культуры и личностных переживаний. 2.Оптимальное соотношение технологического и культурно-символического аспектов обучения. В рамках образовательных программ важно уделять особое внимание и различению, и сочетанию: – структурных и культурно-содержательных аспектов письменных текстов различных типов; – технологий поиска информации и ее качественных характеристик; – репрезентации информации (в текстах, таблицах, графиках) и способов прочтения, интерпретации, понимания их культурной семантики; – технических приемов работы с письменными текстами и культурной значимости ее конечного результата. Также можно отметить важность в ходе чтения обучать учащихся самоконтролю и саморегуляции, без этого не происходит формирования самостоятельности мышления. Учитывая то, что чтение является одним из видов речемыслительной деятельности, обязательным элементом работы с текстовой информацией должна быть работа по созданию вторичных текстов (рефератов, эссе, конспектов, тезисных планов, обзоров и т.д.).

4. Этап реализации единого режима работы школы с текстовой информацией. Реализация единого режима работы школы с текстовой информацией должна проходить на разных уровнях:  учебная деятельность (стратегиальный подход к чтению, работа с текстовой информацией на уроках всех предметов, курс «Смысловое чтение», обучающий приемам чтения);  внеклассная деятельность (уроки поддерживающего чтения, создание уголков чтения в классных кабинетах, создание книжных выставок и полок книг-лидеров чтения, проведение общешкольной Недели Чтения, организация работы литературных гостиных, литературное чтение на иностранных языках, организация театральных кружков и студий, совместная работа со школьной библиотекой, создание школьного пресс-центра или школьной газеты, издание школьных литературных альманахов и т.п.);  внешкольная деятельность (организация совместной работы с другими культурно-воспитательными институтами: городской библиотекой, учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, писательскими организациями и читательскими ассоциациями и т.д.). В качестве наиболее привлекательного вида деятельности является проектная деятельность, так как именно в ней имеется возможность реализовать деятельностный и дифференцированный подходы. Высоким уровнем деятельности образовательного учреждения по введению единого режима работы школы с текстовой информацией можно считать построение в школе единой читательской среды, субъектами которой будут не только учащиеся, но учителя, социальные педагоги, школьные психологи, школьные библиотекари и родители. Низкий уровень семейного чтения – один из важных факторов, влияющих на уровень читательской компетентности школьников, поэтому привлечение родителей к разрешению проблемы грамотности чтения – серьезный и важный этап работы школы.

5. Этап рефлексии и подведения итогов введения единого режима работы школы с текстовой информацией.

В любой деятельности важен этап рефлексии, когда можно подвести итоги сделанному и определить результаты деятельности, а также соотнести эти результаты с прогнозируемыми результатам (с идеальным образом читателя-школьника) по формированию читательской культуры, включая в себя следующее:
- рациональную организацию процесса чтения в зависимости от текста, широкого контекста чтения и свойств читателя;
- глубокое, точное, отчетливое и полное понимание и «присвоение» содержания текста, сопровождающееся эмоциональным сопереживанием, критическим анализом и творческой интерпретацией прочитанного;
- поиск, анализ и выбор текста (книги, электронного документа, базы данных, поисковых систем в Интернете и др.) для чтения в соответствии с интересами и возможностями читателя, а также - с целью чтения;
- выбор способов (устного, письменного) и языковых средств сохранения прочитанного на родном или неродном языках (высказывание, суждение, доклад, план, тезисы, конспект, аннотация, реферат и т.д.);
- читательская культура реализуется в поступках читателя как проявление его сопереживания, сотворчества с другими людьми в обществе, с учетом законов природы и общества.

"Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но, чтобы мыслить и рассуждать."
Френсис Бэкон



1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Основные этапы введения единого режима работы школы с текстовой информацией

Автор: Ободенко Елена Викторовна

Дата: 17.08.2023

Номер свидетельства: 635628


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства