Просмотр содержимого документа
«Обучение детей с ОВЗ и инвалидностью в системе дополнительного образования «Успех каждого ребенка»»
Обучение детей с ОВЗ и инвалидностью в системе дополнительного образования «Успех каждого ребенка»
Ким Зинаида Викторовна,
учитель высшей категории д/о МБОУ «Эльгяйская СОШ им.П.Х.Староватова»
Выразительное чтение - одна из важнейших форм художественного воспитания общества.
Цель программы «Кыраьа»: развитие способностей ребенка с ОВЗ
Задачи программы «Кыраьа»:
Прививать любовь и уважение к выразительному чтению, как виду искусства.
Прививать основы художественного вкуса.
Научить видеть взаимосвязь между литературой и другими видами искусства, В первую очередь музыкой и изобразительным искусством.
Обучить основам выразительного чтения.
Сформировать потребность в общении с литературой и неравнодушие к художественному слову.
Формирование у детей положительных нравственных качеств, внутреннего мира и духовной культуры.
Схема работы:
Начинается занятия с теоретических основ - бесед: об интонации, «музыке слова», рифме, о хорошей дикции, темпе, смысловых и ритмических паузах, об основах правильного чтения произведения, без которых невозможно добиться самого главного - художественного, выразительного исполнения литературного произведения.
На последующих этапах происходит отработка навыков выразительного чтения, последующей работы над текущим произведением. Работа ведется индивидуально. И как итог - повторение пройденного, прослушивание.
Содержание программы «Кыраьа»
Содержание данной программы направлена на:
Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.
Профилактику асоциального поведения.
Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.
Укрепление психического и физического здоровья.
Взаимодействие педагога с семьей.
Реализация содержания программы:
Готовые художественные произведения, согласно тематике, исполняются на концертах, праздниках, общественных мероприятиях, что способствует еще большему раскрепощению детей, готовности их принимать участие в публичных выступлениях; приносит детям радость в общении с искусством, удовлетворение в собственной значимости и в результатах своего и коллективного труда.
Теоретические основы правильного выразительногочтения
Техника речи
- Дыхание
- Голос
- Дикция
Правила литературного произношения при чтении и рассказывании
- Орфоэпическое произношение
- Правильное ударение в слове
- Фонетическая транскрипция при подготовке к чтению и рассказыванию
Интонация
Общее понятие об интонации.
Фразовое и логическое ударение.
Пауза логическая и фразеологическая.
Темп и ритм речи.
Мелодика.
Тембр.
Выразительное чтение учителя
- Ознакомление с текстом и его трактовка
- Подтекст
- Составление плана
- Работа над речевой партитурой
- Чтение произведения в детской аудитории
- Своеобразное чтение стихотворений и басни
- Особенности чтения драматургических произведений и диалогов
Рассказывание
- Каким должен быть устный рассказ
- Виды рассказывания. Рассказ близкий к тексту
- Рассказ в сокращении
- Рассказ с изменением лица рассказчика
- Рассказ на основе содержания научно-популярной статьи с введением в повествование подробностей и диалогов
- Рассказ на основе содержания научно-познавательной статьи с введением в ней сюжета
- Рассказы из биографии замечательных людей
- Рассказ-пояснение к художественному произведению, картине
- Творческий рассказ учителя
- Импровизированный рассказ
- Рассказывание в детской аудитории
Мимика и жестикуляция
- Понятие о мимике и жесте как дополнительных средствах выразительного чтения.
- Обобщающие повторительные упражнения
Форма построения стихотворений
- Что такое рифма. Белые стихи
- Открытая и закрытая рифмы
- Эхо рифма
- Фигурные стихи
Средства выразительности
- Что такое метафора
- Олицетворение
- Аллегория
Индивидуальный образовательный маршрут
Ф .И.О. ребенка: Петров Аян Николаевич
Дата рождения: 4 марта 2008г.
Дата начала: с 2017г.
Сведения о семье:
Состав семьи: полная, 3 детей.
Учитель (Ф.И.О): Ким Зинаида Викторовна
Группа здоровья: 3 (ребенок-инвалид)
Диагноз: РОП ЦНС с умеренной интеллектуальной недостаточностью
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Периодичность занятий - 1 раз в неделю
Реализация индивидуального маршрута: еженедельно
По плану: участие в различных мероприятиях, конкурсах разных уровней
Этапы индивидуального образовательного маршрута:
Диагностика
«Что я должен знать и уметь»
Проектирование
«Что я хочу знать и уметь»
Осмысление
«Что я могу»
Реализация
«Как я буду идти к поставленной цели»
Оценка и корректировка
«Чему я должен научиться и что мне нужно доработать»
- Реализация:
Рефлексия
Психолого-педагогическая поддержка, кураторство
Диагностика, анализ
Знаю-умею-достиг
1.Люблю слушать музыку, стихи.
ППС выявлены виды одаренности обучающегося: социальная, креативная. Задачи куратора: 1. Обеспечить вариативность внеурочной деятельности обучающегося. 2. Составить ИМ с учетом интересов ребенка. 3. Развивать навыки художественно-эстетической деятельности. 4. Совершенствовать в дальнейшем творческий потенциал.
Конкретные виды деятельности: - Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах различных уровней по интересам.
Организация
Мои шаги в достижении цели - чтение стихотворений;
- подбор стихотворений; -занятия в кружках - участие в предметных неделях, конкурсах различного уровня.
- консультации учителя
- занятия в кружках внеурочной деятельности «Кыраьа», «Подвижные игры».
Мониторинг и анализ
Узнал – научился – достиг 1.Мои победы:
улусный «Хомо5ой хоьоон, ыллам ырыа туьулгэтэ»
Бэлиэ сурук
куст. конкурс чтецов «Саха тыла-ийэ тылбыт»
1м.
улусный фестиваль «Кыраьа» ырыа, хоьоон, уруьуй, оцоьук курэ5э
хоьоон-1м.
III улусный конкурс детского и юношеского творчества «Сулусчаана-2017»: -вокал «Мин маамабын таптыыбын»;
-худ.чт. «Алыптаах азбука»
Победитель в номинации «Кэрэ5э дьулуур», сертификаты за участие
Подготовка к респ конкурсе чтецов «Сыл аайы салпакка оло5у таптыахха»
Работа по ИОМ способствовала развитию художественно-эстетических и творческих способностей обучающегося, позволила достичь хороших успехов в учебной деятельности. внимание и память, повысился познавательный интерес к художественной литературе; активизировалась мыслительная деятельность ребенка, желание к самостоятельной работе. Эти достижения помогут в дальнейшем выполнять развитию познавательного интереса к художественной литературе. Повысилась самооценка. Аян принимал активное участие во многих проводимых мероприятиях, конкурсах. Перед публикой стал чувствовать себя уверенно.