Просмотр содержимого документа
«Обмен опытом : Мероприятие по духовно -нравственному воспитанию "Святые имена"»
МБУДО ДДТ г. Димитровград
Ирина Ваисовна Лучезарнова
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«Святые наши имена.»
Программное содержание: воспитывать в детях чувство любви к Родине; ее природе, людям, святыням. Формироватьу детей представление о Руси Православной. Воспитывать радость от того, что мы родились и выросли в России, желание стать наследниками славных традиций русской истории.
Цель: развивать познавательный интерес к своей Родине, дать основные понятия о святых людях- кто они.
Задачи:
- формировать чувство гордости за свою страну,
- воспитывать уважительное отношение к святым людям,звщитникам своего государства.
- развивать речь, память, мышление.
Оборудование:
мультимедийный проектор, компъютер.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, наша сегодняшняя беседа посвящена дорогой для каждого русского и православного человека темы. А о чем мы будем говорить, попробуйте догадаться сами, прослушав стихи:
Путь наш – полями, лесами…
Всё наше милое – здесь.
Мы и душой и глазами,
Смотрим на все, что тут есть.
Всё здесь святое, всё Божье –
Небо, природа, народ.
Педагог : О чем же говориться в стихотворении?
Дети: В стихах говориться о нашей стране, Родине, России.
Педагог : Подумайте, и постарайтесь ответить на вопрос: что такое Родина для каждого из нас, что для нас дорого и свято.
Дети:
- Родина – это страна в которой мы родились и живем;
- Моя страна;
- Мои друзья;
- Наша Родина – это русские леса, поля, люди.
Педагог : (демонстрирует картину И.Шишкина «В окрестностях Москвы»). А ещеэто земля, на которой жили и трудились наши предки, славяне. Из книг по истории мы узнали какими они были, чем занимались. Света, что ты можешь рассказать о славянах?
Света: славяне – это наши предки. Они были добрыми, гостеприимными, милосердными. Выходя из дома дверь не запирали и оставляли еду на случай, если в дом зайдет странник.
Педагог : Такими были наши предки и более 1000 лет тому назад они основали свое государство и назвали его Русью. Это старорусское слово, а в наши времена страна наша называется?... (дети отвечают – Россия)
Педагог : А почему назвали нашу страну Русью? Россией?
За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем,
Страну по- славянски назвали Россией.
Сегодня мы побываем на нашей земле в стародавние времена. Дружно за руки беритесь, по дорожкам старины побежим и я и ты..
Мультимедийный проектор демонстрирует картину И.Шишкина «Березовая роща». Дети под музыку исполняют песню
Мы идем дорожками, мы идем тропинками
Перед нами край любимый,
Где в озерах синева,
Где березки молодые
Нарядились в кружева.
Небо синее в России,
Реки синие в России,
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей.
Мультимедийный проектор демонстрирует репродукцию Венецианова «Крестьянские дети в поле»
Педагог : Летом во время жатвы женщины серпами срезали колосья. Связывали их в снопы. Мужчины косили траву. Мирной была жизнь людей, нужно было много трудиться, проявляя заботу о своей семье, своих детях.
Педагог:А вот и богатырская застава. Ребята, вы узнаете этих богатырей? Кто изображен на этой картине?
Ребенок: В центре картины самый старший богатырь – Илья Муромец, а рядом с ним его товарищи Добрыня Никитич и Алёша Попович. По народным сказаниям все три богатыря были на военной службе у киевского князя Владимира Красное Солнышко. Богатыри на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли где кого.
Ребята, всмотритесь в их лица, какие они?
Дети: Строгие, серьезные.
Педагог : А почему у них такое выражение строгости, серьезности, напряжения.
Дети: Богатыри охраняют мирную жизнь людей, всматриваются, не подкрадывается ли враг.
Педагог : А врагов в стародавние времена было много. А о подвигах богатырей нам расскажет гусляр-сказитель. А мы сядем рядком, да послушаем.
Гусляр:
Ай под славным городом
Под Киевом стояла застава богатырская,
На заставе атаман был Илья Муромец,
Под атаманы Добрыня Никитич
Есаул Алёша Попович, поповский сын
Илья Муромец, про тебя сказ.
Под музыку (Богатырская) выходит ребенок – Илья Муромец
Из города Мурома, из села Карачарова выступал Илья Муромец в Киев-град. На дороге той, у речки Смородины сидел Соловей-разбойник во сыром бору. Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьиному, рычал злодей-разбойник по-звериному. От его свиста все цветочки осыпалися, а люди замертво падали. Победил в бою Илья Муромец Соловья-разбойника и таковы слова сказал: «Полно тебе свистать по-соловьиному, полно тебе прыгать по-звериному, полно тебе пугать малых детушек.
Гусляр: Добрыня Никитич, про тебя сказ.
Под музыку (Богатырская) выходит ребенок – Добрыня Никитич
Поехал как-то Добрыня Никитич к славной речке – вдруг не дождь стучит, не гром гремит, а Змеинище да Горынище, от о трёх головах летит. Начался меж ними лютый бой. Ударил ДН Горынище. Упал Змей на сыру землю, запросил пощады злодей.
Гусляр: Алеша Попович, про тебя сказ
Под музыку (Богатырская) выходит ребенок – Алеша Попович
Алеша Попович вступил в бой со страшилищем Тугарином Змеевичем и одержал над ним победу. Алёша самый молодой из трех богатырей, но, как и его старшие товарищи он храбрый, мужественный, а еще и хитрый и находчивый.
Педагог: Что же заставило богатырей бросить вызов Соловью-разбойнику, Тугарину Змеевичу, Змею Горынычу.
Дети: Сострадание.
Сердце, способное чувствовать боль других – источник такой внутренней силы, которая и может сделать из простого человека настоящего героя.
Педагог: Русь росла, крепла, но и враги становились опаснее, сильнее. Но всегда на земле нашей находились смелые, умелые полководцы, и называли их «защитники Отечества», а одного из них благодарная Россия назвала «Солнцем Отечества».
Гусляр: ой, сойдемся, братья русские, сыновья земли единой, и поставим слово к слову так, чтобы песня зазвучала, возвеличивая славных, возвеличивая сильных. Александр Невский, о тебе сказ!
Звучит кантата С.Прокофьева «Александр Невский».
Мультимедийный проектор демонстрирует слайды с видами Новгородского Кремля.
Педагог: Великий благоверный князь Александр Невский. Ратники, выходите, о подвигах Александра Невского расскажите.
Ребенок: В 15 лет участвовал в первом бою. В 16 принял присягу и стал князем Новгорода.
Ребенок: Шведский король решил завоевать земли Александра. Александр пошел в церковь св. Софии. Перед алтарем он произнес молитву: «Боже славный, справедливый! Ты повелел жить, не вступая в чужие пределы. Суди господь, обидящих меня и восстань на помощь мне!
Ребенок: Потом Александр собрал войско и сказал: «Не в силе Бог, а в правде»
Педагог: надежда Александра на небесную помощь перешла и в сердца его воинов. И стали они готовиться к походу.
Педагог: Красны девицы готовили для своих богатырей образочки с изображением Богородицы, чтобы она была покровительницей славных воинов в бою.
Расскажите, дружинники, о подвигах Александра Невского.
Ребенок: Первым напал Александр Невский на шведов и разгромил их на реке Неве. За эту победу был он прозван Невским.
Ребенок: Через 2 года, зимой, на чудском озере Александр разбил немецких рыцарей –крестоносцев. Это битва получила название «Ледовое побоище».
Педагог: Потрудился Невский для Руси. Был он ее Ангелом Хранителем и после смерти церковь причислила его к лику святых.
Мультимедийный проектор демонстрирует репродукцию «Икона Александр Невский».
Педагог: А завещал нам Александр Невский такие слова
Ребенок:
Помните, и детям своим завещайте: потому победили мы врага, что крепко, по-братски стояли друг за друга. Когда мы едины, любой враг нам не страшен.
Ребенок: И если кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет.
Ребенок: На том стоит и стоять будет земля русская.