kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наурыз. Технология пед.мастерская

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать знания детей о празднике «Наурыз», его обрядах и обычаях; воспитывать патриотизм, уважение к национальной культуре.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наурыз. Технология пед.мастерская»

Тема: Наурыз

Цель: формировать знания детей о празднике «Наурыз», его обрядах и обычаях; воспитывать патриотизм, уважение к национальной культуре

Задачи:

- назвать обычаи и традиции празднования Наурыза

- отличать государственные праздники РК, сравнив их с другими праздниками

- смоделировать общий проект «Наурыз мейрамы»


Форма: педагогическая мастерская

Ход урока:

- Здравствуйте, ребята. Давайте подарим друг другу хорошее настроение, ведь для этого нужно просто улыбнуться. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и с этим прекрасным настроением я предлагаю начать наше занятие. Вы сидите в группах, назовите мне правила работы в группах. Ребята, я надеюсь вы будете соблюдать эти правила в течении урока, и нашим гостям покажете себя с лучшей стороны.

I. Индуктор

1. Ребята, назовите свои ассоциации, когда вы слышите слово праздник.

Праздник (радость, смех, веселье, сюрпризы, танцы, музыка…..)

Если слово праздник вызывает у вас положительные эмоции то поднимите кружок желтого цвета. А если эмоции отрицательные – то поднимите кружок синего цвета.

- а почему праздник вызывает у вас отрицательные эмоции?

2. Праздники есть во всех государствах мира. Давайте мы определим праздники нашего государства

Из предложенного ряда праздников выбрать праздники Казахстана

Праздники Казахстана

Праздники других народов








- А какой приближается праздник Казахстана?

- Правильно, весенний праздник Наурыз. Сегодня мы поговорим о Наурызе.


II Деконструкция

  • Как вы думаете откуда к нам пришел праздник Наурыз? А чтобы это узнать я предлагаю каждой группе стать исследователями

(каждой группе дается информация в конвертах, которую они исследуют)

1 группа - Слово Наурыз персидского происхождения - обозначает ”Новый день”. Весенний праздник Наурыз называют ещё казахским Новым годом. Начинается он 22 марта, в день весеннего равноденствия, когда сравняются день с ночью и стрелки времени начинают передвигаться в пользу дня, всё более светлого и тёплого. Когда воздух запахнет по- особому, зелёные стрелки пробьют гладь степи и прямо сквозь кожу деревьев можно ощутит, почти увидеть сокодвижения. Тогда можно сказать друг другу: «С праздником обновления, цветения, тепла, света! С Новым временем года!»

2 группа - Наурыз - это праздник добра, поэтому в этот день достархан казаха превращался в праздничный алтарь. В народе повелось: чем щедрее будет отмечен праздник Наурыз, тем благополучнее пройдет год. Накануне праздника, следуя советам предков: “Если увидишь родник - очисти его”, молодые наводят порядок в личном хозяйстве и на улицах: белят дома, чистят колодцы, арыки, очищают место стоянок и родников. Старики помнят поговорку ”Срубив дерево, посади десять”. Женщины с приветствием к Солнцу и матери Земле одаривали природу различными подарками.

3 группа - К вечеру в местах празднования Наурыза устанавливались огромные качели-алтыбакан. Празднование длилось всю ночь, а к рассвету молодежь восходила на ближайшую возвышенность и встречала восход солнца. При праздновании Наурыза, обязательным является присутствие числа “7”: перед аксакалами ставится 7 чаш с напитками “Наурыз-коже”, приготовленным из 7-ми сортов, 7-ми видов злаковых культур. Число “7”, конечно же, олицетворяет семь дней недели - единицы времени вселенской вечности.

4 группа - В праздник люди ходят друг к другу в гости, высказывают свои пожелания, угощают яствами, радушно предложенные хозяевами дома. В три часа ночи, когда считается, что пришел Новый год, молодые люди начинают громко кричать, бить в металлические предметы, вобщем, создают сильный шум, встревоженные шумом начинают кричать животные, лают собаки. Всюду веселые шутки, смех и состязание акынов.

5 группа - Есть еще одна особенность этого дня: обязательно при встрече люди должны приветствовать друг друга словами: «Жасыңқұттыболсын!»«Өміржасың ұзақболсын!» «Ұлыс бақытты болсын!»Чем чаще будут произноситься эти слова в новогодний день, тем чаще будет навещать удача всех в новом году.В каждом доме в Новогоднюю ночь ждут много гостей. Для них готовят лакомства, подарки, развлекают их шутками и танцами.Казахская пословица гласит: “Все самое дорогое - гостю”. Во всевремена каждому, кто переступал порог юрты с чистыми намерениями и добрым сердцем, казахи были искренне рады всегда.

Вопросы:

  1. Что обозначает слово «Наурыз»?

Слово Наурыз персидского происхождения - обозначает ”Новый день”. Весенний праздник Наурыз называют ещё казахским Новым годом

  1. Когда можно сказать друг другу: «С праздником обновления!»?

Когда воздух запахнет по- особому, зелёные стрелки пробьют гладь степи и прямо сквозь кожу деревьев можно ощутит, почти увидеть сокодвижения. Тогда можно сказать друг другу: «С праздником обновления, цветения, тепла, света! С Новым временем года!»

  1. Назовите советы предков

“Если увидишь родник - очисти его” .”Срубив дерево, посади десять”.

Задания группам: собрать пословицы, сказания казахского народа

  1. Как развлекался народ?

(все люди веселились, в эти дни не умолкали музыка и танцы)

Физминутка. (выбирается желающий из класса, который будет показывать движения казахского танца, все остальные повторяют)

  1. Что олицетворяет число 7? (показ слайда о священном числе 7)

- Наурыз празднуют во всем Казахстане. А знаете ли вы как отмечаютНаурыз у нас в городе?

III. Разрыв

2. просмотр видеоролика «Наурыз в Астане»

- что вы чувствовали, смотря этот видеоролик?

- было ли у вас чувство гордости за свою страну?

- как празднуют Наурыз в Астане?

Вывод:Наурыз – национальный праздник Казахстана. Его празднуют все народы, проживающие в Казахстане. Чтобы праздник отмечали все народы, в первую очередь этот праздник мы должны начинать со своей семьи.


IVСоциализация.

Раздаются мешочки с шашу каждой команде.

Общий проект у доски. ( каждой группе раздаются главные составляющие праздника Наурыз, сзади которых написаны задания. Если группа справляется с заданием, то компонент праздника вывешивается на доску)

1 группа – Праздничный дастархан (о каких национальных блюдах вы можете рассказать, именно о тех блюдах, которые готовятся в вашей семье)

2 группа – Конные скачки (написать как можно больше ассоциаций к слову Наурыз)

3 группа – Качели, забавы (какие национальные игры вы знаете, написать)

4 группа – Праздничные юрты (спеть песню о весне, приходе весны)

5 группа – Акыны (сочинить стихотворение о Наурызе, используя слова: радость, обновление, солнце, вдохновение)

Вывод: Ребята, посмотрите на доску какой у нас получился богатый праздник. Какой он у нас разнообразный.

- Ребята, а вы знаете, что такое обряд «Шашу»? (это осыпание сладостями во время большого праздника). Я хочу провести этот обряд и поздравить вас с наступающим праздником Наурыз. За то что вы все отлично справились с заданием, возьмите свои мешочки и посмотрите какое вознаграждение вас ждет.


VI Рефлексия

Казахстан – наш общий дом. В Казахстане в мире и согласии проживают более 130 национальностей и народностей. Общими усилиями наше государство вошло в 50 развитых стран мира, но на этом мы не собираемся останавливаться. Наша цель сейчас – 30 лучших государств мира. Это возможно, потому что у нас развиты все сферы нашей жизни, у нас хороший президент и понимающий народ.

Ребята, в завершении нашего занятия я хочу, чтобы вы продолжили фразу:

«Я желаю народу Казахстана …….»

«Я Желаю Казахстану …….»








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Наурыз. Технология пед.мастерская

Автор: Ляхова Надежда Леонидовна

Дата: 10.02.2015

Номер свидетельства: 170388


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства