Просмотр содержимого документа
«Наурыз. Технология пед.мастерская»
Тема: Наурыз
Цель: формировать знания детей о празднике «Наурыз», его обрядах и обычаях; воспитывать патриотизм, уважение к национальной культуре
Задачи:
- назвать обычаи и традиции празднования Наурыза
- отличать государственные праздники РК, сравнив их с другими праздниками
- смоделировать общий проект «Наурыз мейрамы»
Форма: педагогическая мастерская
Ход урока:
- Здравствуйте, ребята. Давайте подарим друг другу хорошее настроение, ведь для этого нужно просто улыбнуться. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и с этим прекрасным настроением я предлагаю начать наше занятие. Вы сидите в группах, назовите мне правила работы в группах. Ребята, я надеюсь вы будете соблюдать эти правила в течении урока, и нашим гостям покажете себя с лучшей стороны.
I. Индуктор
1. Ребята, назовите свои ассоциации, когда вы слышите слово праздник.
Праздник (радость, смех, веселье, сюрпризы, танцы, музыка…..)
Если слово праздник вызывает у вас положительные эмоции то поднимите кружок желтого цвета. А если эмоции отрицательные – то поднимите кружок синего цвета.
- а почему праздник вызывает у вас отрицательные эмоции?
2. Праздники есть во всех государствах мира. Давайте мы определим праздники нашего государства
Из предложенного ряда праздников выбрать праздники Казахстана
Праздники Казахстана
Праздники других народов
- А какой приближается праздник Казахстана?
- Правильно, весенний праздник Наурыз. Сегодня мы поговорим о Наурызе.
II Деконструкция
Как вы думаете откуда к нам пришел праздник Наурыз? А чтобы это узнать я предлагаю каждой группе стать исследователями
(каждой группе дается информация в конвертах, которую они исследуют)
1 группа - Слово Наурыз персидского происхождения - обозначает ”Новый день”. Весенний праздник Наурыз называют ещё казахским Новым годом. Начинается он 22 марта, в день весеннего равноденствия, когда сравняются день с ночью и стрелки времени начинают передвигаться в пользу дня, всё более светлого и тёплого. Когда воздух запахнет по- особому, зелёные стрелки пробьют гладь степи и прямо сквозь кожу деревьев можно ощутит, почти увидеть сокодвижения. Тогда можно сказать друг другу: «С праздником обновления, цветения, тепла, света! С Новым временем года!»
2 группа - Наурыз - это праздник добра, поэтому в этот день достархан казаха превращался в праздничный алтарь. В народе повелось: чем щедрее будет отмечен праздник Наурыз, тем благополучнее пройдет год. Накануне праздника, следуя советам предков: “Если увидишь родник - очисти его”, молодые наводят порядок в личном хозяйстве и на улицах: белят дома, чистят колодцы, арыки, очищают место стоянок и родников. Старики помнят поговорку ”Срубив дерево, посади десять”. Женщины с приветствием к Солнцу и матери Земле одаривали природу различными подарками.
3 группа - К вечеру в местах празднования Наурыза устанавливались огромные качели-алтыбакан. Празднование длилось всю ночь, а к рассвету молодежь восходила на ближайшую возвышенность и встречала восход солнца. При праздновании Наурыза, обязательным является присутствие числа “7”: перед аксакалами ставится 7 чаш с напитками “Наурыз-коже”, приготовленным из 7-ми сортов, 7-ми видов злаковых культур. Число “7”, конечно же, олицетворяет семь дней недели - единицы времени вселенской вечности.
4 группа - В праздник люди ходят друг к другу в гости, высказывают свои пожелания, угощают яствами, радушно предложенные хозяевами дома. В три часа ночи, когда считается, что пришел Новый год, молодые люди начинают громко кричать, бить в металлические предметы, вобщем, создают сильный шум, встревоженные шумом начинают кричать животные, лают собаки. Всюду веселые шутки, смех и состязание акынов.
5 группа - Есть еще одна особенность этого дня: обязательно при встрече люди должны приветствовать друг друга словами: «Жасыңқұттыболсын!»«Өміржасың ұзақболсын!» «Ұлыс бақытты болсын!»Чем чаще будут произноситься эти слова в новогодний день, тем чаще будет навещать удача всех в новом году.В каждом доме в Новогоднюю ночь ждут много гостей. Для них готовят лакомства, подарки, развлекают их шутками и танцами.Казахская пословица гласит: “Все самое дорогое - гостю”. Во всевремена каждому, кто переступал порог юрты с чистыми намерениями и добрым сердцем, казахи были искренне рады всегда.
Вопросы:
Что обозначает слово «Наурыз»?
Слово Наурыз персидского происхождения - обозначает ”Новый день”. Весенний праздник Наурыз называют ещё казахским Новым годом
Когда можно сказать друг другу: «С праздником обновления!»?
Когда воздух запахнет по- особому, зелёные стрелки пробьют гладь степи и прямо сквозь кожу деревьев можно ощутит, почти увидеть сокодвижения. Тогда можно сказать друг другу: «С праздником обновления, цветения, тепла, света! С Новым временем года!»
Назовите советы предков
“Если увидишь родник - очисти его” .”Срубив дерево, посади десять”.
Задания группам: собрать пословицы, сказания казахского народа
Как развлекался народ?
(все люди веселились, в эти дни не умолкали музыка и танцы)
Физминутка. (выбирается желающий из класса, который будет показывать движения казахского танца, все остальные повторяют)
Что олицетворяет число 7? (показ слайда о священном числе 7)
- Наурыз празднуют во всем Казахстане. А знаете ли вы как отмечаютНаурыз у нас в городе?
III. Разрыв
2. просмотр видеоролика «Наурыз в Астане»
- что вы чувствовали, смотря этот видеоролик?
- было ли у вас чувство гордости за свою страну?
- как празднуют Наурыз в Астане?
Вывод:Наурыз – национальный праздник Казахстана. Его празднуют все народы, проживающие в Казахстане. Чтобы праздник отмечали все народы, в первую очередь этот праздник мы должны начинать со своей семьи.
IVСоциализация.
Раздаются мешочки с шашу каждой команде.
Общий проект у доски. ( каждой группе раздаются главные составляющие праздника Наурыз, сзади которых написаны задания. Если группа справляется с заданием, то компонент праздника вывешивается на доску)
1 группа – Праздничный дастархан (о каких национальных блюдах вы можете рассказать, именно о тех блюдах, которые готовятся в вашей семье)
2 группа – Конные скачки (написать как можно больше ассоциаций к слову Наурыз)
3 группа – Качели, забавы (какие национальные игры вы знаете, написать)
4 группа – Праздничные юрты (спеть песню о весне, приходе весны)
5 группа – Акыны (сочинить стихотворение о Наурызе, используя слова: радость, обновление, солнце, вдохновение)
Вывод: Ребята, посмотрите на доску какой у нас получился богатый праздник. Какой он у нас разнообразный.
- Ребята, а вы знаете, что такое обряд «Шашу»? (это осыпание сладостями во время большого праздника). Я хочу провести этот обряд и поздравить вас с наступающим праздником Наурыз. За то что вы все отлично справились с заданием, возьмите свои мешочки и посмотрите какое вознаграждение вас ждет.
VI Рефлексия
Казахстан – наш общий дом. В Казахстане в мире и согласии проживают более 130 национальностей и народностей. Общими усилиями наше государство вошло в 50 развитых стран мира, но на этом мы не собираемся останавливаться. Наша цель сейчас – 30 лучших государств мира. Это возможно, потому что у нас развиты все сферы нашей жизни, у нас хороший президент и понимающий народ.
Ребята, в завершении нашего занятия я хочу, чтобы вы продолжили фразу: