Просмотр содержимого документа
««Модель внеурочной деятельности как ресурс духовно-нравственного и патриотического воспитания в условиях современной школы».»
Выступление на педагогическом совете по теме:
«Модель внеурочной деятельности как ресурс духовно-нравственного и патриотического воспитания в условиях современной школы».
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым Родины.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.
Духовно-нравственное воспитание, будучи стержнем формирования нравственной личности гражданина и патриота Родины, является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.
Каждый из нас, прорабатывая план воспитательной работы, задумывается над тем, какую цель поставить перед собой и перед детским коллективом. Мне кажется, что наиболее сообразной будет следующая цель: духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения посредством вовлечения школьников в социально значимую и нравственно-направленную деятельность; знакомство детей с пониманием смысла человеческой жизни в традиционной русской культуре, с основными правилами нравственности, последствиями нарушений нравственных правил, с тем, как научиться воспитывать свой характер.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Говоря о патриотическом воспитании необходимо определить, что такое патриотизм и кого мы можем назвать патриотом.
Представляется логичным и своевременным привить ребенку уважение к Родине и к труду, ответственность и великодушие посредством обучения и воспитания в духе любви и милосердия. Речь идет не только о преподавании основ православной культуры. В содержание любого урока можно включить яркие и правдивые примеры из русской культуры, примеры, способные проиллюстрировать нравственную проблему перед учащимися. Ведь личность должна на что-то опираться. На вседозволенности и беспринципности патриотизма не построишь.
Чувство патриотизма и духовность, преданность своему народу и Родине можно воспитывать на всех уроках и на занятиях внеурочной деятельности в начальной школе.
Однако кроме этого важно сделать упор и на другие виды патриотической воспитательной деятельности, которые велись бы по другим, но не менее значимым направлениям:
- Пропаганда спорта и здорового образа жизни.
- Профилактика подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и курения. - Формирование патриотических чувств у подрастающего поколения и воспитание чувства гордости за свою страну.
- Противодействие религиозному и политическому экстремизму в молодежной среде, воспитание толерантности.
- Включение учащихся в активную созидательную деятельность на благо своей Родины.
Ведь благодаря современным подходам к процессу патриотического воспитания молодое поколение сможет по-новому взглянуть на свою страну, почувствовать личную сопричастность к ее истории и культуре и осознать свою роль в развитии Отечества.
Внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, педагога и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения учащимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время.
Рассматривая внеурочную деятельность как основу формирования гражданской позиции и социальной активности, следует уяснить, что возможны следующие пути создания педагогом воспитывающей среды во внеурочной деятельности: 1) придание педагогической интерпретации природным и социальным факторам с помощью различных педагогических приемов: разъяснение непонятных явлений и фактов, этические и эстетические оценки, организация наблюдения детьми предметов и явлений и т.д.; 2) конструирование педагогом специальных воспитывающих ситуаций в природной и социальной среде.
Использование активных форм и методов воспитательной работы (сюжетно-ролевых, проблемно-ситуационных и деловых игр, дискуссий, диспутов, дебатов, диалогов, проблемных столов, ситуационных практикумов, тренингов, моделирования жизненных ситуаций, работы в малых группах, интерактивных и социальных театров, открытых трибун, молодежных лекторских групп, и т.д.), основанных на демократическом стиле взаимодействия, способствует формированию у обучающихся критического мышления, инициативы и творчества.
В школе, начиная с 1 класса, ведется занятие внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Служу Отечеству пером".
Актуальность программы «Служу Отечеству пером» заключается в том, что она помогает в освоении основной образовательной программы начального общего образования, соответствует познавательным интересам современного ребенка, позволяет детям не только ориентироваться во внешней информации, оценивать и различать ее, но учит добывать знания самостоятельно, творчески развивая свой внутренний потенциал.
В ходе реализации программы у детей формируются ключевые компетенции, составляющие основу умения учиться:
Информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем)
Коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми)
Самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы)
Самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Цель программы – формирование нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
Задачи
Развивать нравственные и патриотические качества.
Развивать эмоционально – смысловое восприятие мира посредством слова.
Овладевать навыками работы в команде, объединённой единой целью, развивать организаторские способности.
Организация деятельности школьных пресс – центров.
Программа предполагает творческое взаимодействие детей и родителей, способствует успешному вхождению ребенка в социум, а значит, отвечает интересам каждой отдельной личности и государства в целом, вводит в образовательное пространство понятие детской журналистики. Творческое ознакомление с профессией журналиста помогает лучшему вхождению младшего школьника в современный мир, его ознакомлению с различными сферами искусства: музыкой, словом, изобразительным искусством, природой, трудом, поскольку именно эта профессия имеет широкий образовательный спектр для развития любознательности, познавательных способностей и интересов ребенка. Занятия журналистикой дают возможность ребенку познакомиться со многими видами культурной деятельности людей, учат общению и дружелюбию.
Отличительной особенностью программы «Служу Отечеству пером» является понимание детьми того, что за каждой профессией стоит, прежде всего, человек и качество его труда. Поэтому, какие нравственные качества усвоит ребенок, таким он и будет в своей профессии. Человек, в детстве усвоивший высокие понятия добра, красоты, справедливости, честности, ответственности, сделает их критериями обустройства своей будущей жизни.
В первом классе школьники знакомятся с профессией журналиста и детскими изданиями как составляющими красоты, которую творитчеловек своим трудом, выпускают мини-журнал. Во втором классе дети больше времени уделяют работе со словом, изучают, что такое ответственность журналиста и создают стенгазеты. В третьем классе основную часть программы занимает изучение основ журналистики: знакомство с этикой журналиста, особенностями информационных жанров, основами макетирования, выпуск стенгазеты. В четвертом классе переходят к более глубокому освоению жанров, к выпуску стенгазеты добавляется создание рукописных книг. В программу включены элементы профессиональной ориентации. Дети чаще участвуют в мероприятиях запределами школы.
Программа «Служу Отечеству пером» дает большие возможности для раскрытия и воспитания нравственных качеств детей. Это работа с текстами, побуждающими к размышлению о добре, красоте, любви к Родине.