Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по проведению утренника, посвященного празднованию Дня Матери, для 1 класса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2» г. Чебоксары
Чувашской Республики
Методические рекомендации по проведению утренника,
посвященного празднованию
Дня Матери, для 1 класса
Подготовили:
учитель начальных классов,
Чопик Светлана Ивановна
Чебоксары - 2018
Цель: воспитание у обучающихся 1 класса чувства глубокого уважения, любви, благодарности и восхищения к Матери; введение в мир духовных, культурных и семейных ценностей, традиций и осознание необходимости преемственности поколений; развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Личностные УУД: способствовать воспитанию ценностного отношения к матери; формировать активную гражданскую позицию учащихся.
Регулятивные УУД: формировать уважительное отношение к материнскому труду.
Познавательные УУД: знакомить учащихся с историей празднования дня Матери в России.
Коммуникативные УУД: формировать потребность говорить маме слова благодарности.
Метапредметные УУД: формировать у обучающихся целостный взгляд на современный мир и место человека в нем.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) большое внимание уделяется внеурочной деятельности, то есть образовательной деятельности, отличной от классно-урочной, направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общегоПразднование Дня Матери в начальной школе в полной мере соответствует важным в современной педагогической практике понятиям «базовые национальные ценности» и «современный национальный воспитательный идеал».
Мама – самое дорогое слово для каждого ребенка. Поэтому воспитывать уважение и любовь к матери надо с самого раннего возраста. На свете не существует человека роднее и ближе матери. Её любовь безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.
На стадии подготовки к празднику учитель рассказывает третьеклассникам об истории праздника. Во многих странах мира отмечают День матери, правда, в разное время. В День матери чествуются только женщины-матери, а не все представительницы слабого пола. И хотя этот праздник в нашей стране отмечается недавно, праздник сравнительно молодой, объявлен Указом Президента Российской Федерации от 30 января 1998 года и отмечается в нашей стране в последнее воскресенье ноября, но во все времена мама была и остается самым главным и близким человеком для каждого из нас. Российских матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. И сегодня они бережно хранят семейный очаг, учат детей добру, взаимопониманию, нравственности. В ходе подготовки к празднику необходимо на конкретных примерах рассказать о судьбах знаменитых женщинах - матерях России, особое внимание уделяя женщинам, добившимся успехов в воспитании детей, многодетным мамам.
Современная мама – какая она? Она не домохозяйка, а жена и женщина, она находит время для профессионального и интеллектуального роста и находит время на себя и семью. Кроме того, особое уважение вызывают современные многодетные мамы - хранительницы семейного очага. Они успешны в профессии и не менее успешны в роли мамы.
Можно обсудить с детьми такие вопросы:
- Какие дела успевает делать ваша мама?
- Знаете ли вы, чем любит заниматься мама?
- Интересная ли у мамы работа?
-Как вы вместе с мамами проводите свободное время?
Детям предлагаются для знакомства и обсуждения биографии знаменитых мам России, образы матерей в искусстве и художественной литературе, образы солдатских матерей.
Результатом подготовительного этапа может стать создание коллективного творческого дела, например, изготовление сувениров для мам своими руками (открыток, фоторамок), подготовка праздничного концерта под руководством учителя начальных классов и учителя музыки. Причём сбор литературных материалов, подбор музыкальной композиции, оформление стенной газеты третьеклассники уже могут осилить сами. Для подготовительной и практической работы рекомендуется использовать материалы интернет-ресурсов.
Традиционные формы работы должны уступить место творческим находкам, как самих педагогов, так и школьников. Желательно создать инициативные группы, объединяющие детей и взрослых.
Предложенные рекомендации по подготовке к проведению празднования Дня Матери позволят учителю конструировать свой вариант его реализации, ориентируясь на потребности учащихся своего класса, их возраст, уровень подготовленности, выбрав одну лаконичную сюжетную линию.
Одним из вариантов проведения праздника может стать
За день до рождения Ребенок спросил у Бога: - Я очень боюсь! Я совершенно не знаю, что я должен делать в этом мире? Бог ответил: - Я подарю тебе Ангела, он всегда будет рядом с тобой. Он будет охранять тебя от всех бед. - А как зовут моего ангела?
- Неважно как его зовут, у него много имён. Ты будешь называть его «Мама».
Ученик:
Воспеваю то, что вечно ново, И хотя совсем не гимн пою, Но в душе родившееся слово Обретает музыку свою…
Слово это сроду не обидит, В нём сокрыто жизни существо, В нём – исток всего, Ему конца нет. Я произношу его: МАМА.
Учитель:
Мама! Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно. Это значит то, что все люди почитают и любят матерей. Во многих странах отмечается День Матери. Люди поздравляют своих мам, дарят подарки. Дорогие наши мамы! Сегодня, в День Матери, мы приветствуем вас и хотим порадовать своими выступлениями, сюрпризами.
1 ученик
Как хочется много слов сказать.
Всем женщинам Земли любимой нашей.
Здоровья им и счастья пожелать,
Надежд, терпенья, радости, удачи!
2 ученик.
Живём на свете мы немного лет,
И многого ещё, друзья, не знаем!
Но верится в победу и успех,
Когда с тобою рядом – мама!
Учитель. А.М. Горький писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя. Вся радость мира – от матерей».
Ученики:
Всё я делаю для мамы,
Для неё играю гаммы,
Для неё хожу к врачу,
Математику учу.
Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже,
Для неё после болезни,
Не купался в речке даже.
Для неё я мою руки,
Ем какие-то морковки…
Только мы теперь в разлуке
Мама в городе Прилуки,
Пятый день в командировке.
Ну, сначала я без мамы,
Отложил в сторонку гаммы
Нагляделся в телевизор
На вечерние программы.
Я сидел не слишком близко,
Но в глазах пошли полоски!
Там у них одна артистка
Ходит в маминой причёске.
И сегодня целый вечер
Что-то мне заняться нечем.
У отца в руках газета,
Только он летает где-то,
Говорит: Потерпим малость,
Десять дней ещё осталось…!
И, наверно, по привычке
Или, может быть, со скуки
Я кладу на место спички
И зачем-то мою руки.
И звучат печально гаммы.
В нашей комнате, без мамы.
(Танец в исполнении девочек)
Ученики:
Когда мамы улыбаются,
Тучи сразу разбегаются,
Дождик лить перестаёт,
Солнце лучиком играется
И привет свой щедрый шлёт.
Оставайтесь сердцем молодыми
И живите много – много лет,
И улыбкой вашею отныне
Одарён пусть будет белый свет!
Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влёк бы свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот, от забот.
Если стали сердцем вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней,
Берегите мать от злого слова,
Знайте – дети ранят всех больней!
Мать уйдёт, в душе оставив рану,
Мать уйдёт – и боли не унять…
Заклинаю: берегите маму!
Дети Мира, берегите Мать!
В исполнении ансамбля девочек звучит песня «Мама» (Слова и музыка С. Лазаревой)
Учитель:
А теперь, дорогие гости, послушайте наши частушки.
(Дети исполняют частушки)
Мы весёлые подружки, Мы танцуем и поём, А сейчас мы вам расскажем, Как мы с мамами живём.
Галя вымыла полы, Катя помогала, Только жалко – мама снова Всё перемывала.
Закопчённую кастрюлю Лена чистила песком, Два часа в корыте Лену Мыла бабушку потом.
Маме утром наша Мила Две конфеты подарила, Подарить едва успела, Тут же их сама и съела.
Папа мне решил задачу, В математике помог, Мы потом решали с мамой То, что он решить не смог.
Мы вам спели, как сумели, Мы ведь только дети, Зато знаем, наши мамы - Лучше всех на свете.
Пусть звенят повсюду песни Про любимых наших мам. Мы за всё, за всё, родные, Говорим: «Спасибо вам».
Сценка «Домашнее сочинение»
Действующие лица: Ведущая, Мама, Витя. Ведущая:
Витёк склонился над столом И сжал виски руками. Он сочиненье пишет: «Как я помогаю маме». То ручку погрызёт Витёк, То засопит, угрюмый. Витя:
Названье есть, а дальше что? Попробуй-ка, придумай! Ведущий:
Но тут из кухни мама вдруг Негромко сына кличет:
Мама: Витюнчик! Сбегай в магазин. Мне соли бы и спичек.
Витя: Что ты! Ведь я над сочиненьем бьюсь, Ещё полно работы!
Ведущая: Примолкла мама и сынок В тетради вывел фразу:
“Для мамы что-нибудь купить Всегда бегу я сразу…” Вот приоткрыла мама дверь: Мама: Витюня, ты мне нужен. Я – в магазин. Почисть пока Картошечки на ужин! Витя: Ещё чего? Ведущая: Вскричал Витёк,
Витя:
- Мне даже слушать тошно! Тут – сочинение, а ты
С какой-то там картошкой…
Ведущая: Исчезла мама. А сынок в тетради подытожил: «Я завтрак маме сам варю. Обед и ужин – тоже..»
Учитель:
Говорят, что внуки похожи на бабушек и дедушек больше, чем на своих родителей. Бабушка всегда рядом, как добрый дух дома. Сколько в бабушкиной любви богатства чувств, вечной доброты и самопожертвования! Бабушки стараются разделить и горести, и радости своих внуков, выступают советчиками. Сколько добрых слов о вас, дорогие бабушки, могут сказать ваши внуки.
Стихотворение «Бабушкины руки»
Я с бабушкой своею Дружу давным-давно. Она во всех затеях Со мною заодно. Я с ней не знаю скуки, Мне всё приятно в ней, Но бабушкины руки Люблю всего сильней.
Ах, сколько руки эти Чудесного творят! То рвут, то шьют, то метят, То что-то мастерят.
Так вкусно жарят гренки, Так густо сыплют мак, Так грубо трут ступеньки, Ласкают нежно так. Нет рук проворней, краше - То тут они, то там. Весь день снуют и пляшут По полкам, по столам.
Настанет вечер - тени Сплетают на стене И сказки-сновиденья Рассказывают мне.
Ко сну ночник засветят - И тут замолкнут вдруг. Умней их нет на свете И нет добрее рук.
(Дети исполняют сценку «Две бабушки на лавочке..»)
Две бабушки на лавочке сидели на пригорке. Рассказывали бабушки:
У нас одни пятёрки!
У нас – по математике!
И пять - по языку!
Но правила грамматики
Я плохо волоку!
А я учу историю
И вроде получается.
Лишь даты эти всякие
Мне не запоминаются
Сидели, обсуждали
Друг дружке жали руки.
Хоть отметки получали
Не бабушки, а внуки.
Учитель:
У женщин есть важная и ответственная обязанность – быть душой семьи, нести свет и тепло.
Ученики:
Отшумит и умчится любая беда, Как весной, порою грохочущий гром, Если с вами она, если рядом всегда Человек, на котором держится дом.
Очень редко, но всё же бывает больна, И тогда всё вокруг кувырком, кверху дном, Потому что она, потому что она – Человек, на котором держится дом.
Что бы было и в сердце и в доме светло, На её доброту отвечайте добром. Пусть всегда ощущает любовь и тепло Человек, на котором держится дом.
Учитель:
Мы в вечном, неоплатном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. Поэтому нежно любите, уважайте, берегите её, не причиняйте боли своими словами и поступками. А если вдруг мама приболеет, возьмите все заботы о ней на себя и пожелайте ей скорейшего выздоровления.
Мальчик: У мамы вдруг – радикулит! Пришлось ей лечь в больницу. Егорка чуть ли не скулит, И дома не сидится.
Девочка: Ура! Часы приёма! Егор бегом из дома. Вот уже в халате… Вот он уж в палате… Тревожными глазами Глядит… Получше маме! Все новости доложены – Домашние и школьные: Объелся кот мороженым… В четверг была контрольная…
Мальчик: Сегодня я исправил На тройку с плюсом двойку; И мама улыбается, Чуть-чуть приподнимается. Приличная отметка - Отличная таблетка!
(В исполнении класса звучит песня «Знаешь, как тебя люблю я, мама»)
Ученики:
Где только силы и терпенья Берут все мамы на земле?! Чтоб скрыть тревоги и волненья И счастье дать тебе и мне!
Спасибо, мамочка, за нежность, Твою святую доброту! Любви вселенскую безбрежность, Терпенье, такт и теплоту!
Ты дорога мне, ты – бесценна! Твоя улыбка – драгоценна, Поймёшь, поможешь и простишь Ты, улыбнувшись – исцелишь!
Знай, мама, ты – необходима! Нужна мне каждый миг и час! Ты – обожаема, любима, Потом, недавно и сейчас!
Пусть слабость женская вернётся, Пусть с хрупких плеч исчезнет груз. Любовь к ней снова прикоснётся, Неся для мамы жизни вкус!
Поможем маме быть красивой, Весёлой, доброй, молодой! Довольной жизнью и счастливой, Беспечной, искренней, родной!
Ученик:
Мы завершаем наш концерт, Но праздник будет продолжаться, И чтоб не меркнул добрый свет
Мы будем все стараться. Вас будем слушаться во всем Не только в праздники, конечно, Мечтаем только об одном, Чтоб наши мамы жили вечно!
Учитель:
Дорогие мамы! Ваша любовь к нам, ваше терпение и доброта - это ежедневный и ежечасный материнский подвиг. И именно за это мы любим вас. Здоровья Вам, счастья, улыбок, мира и любви!
(Видеоклип «Мама»).
Дети вручают мамам собственноручно изготовленные подарки (фоторамки, открытки).
Список литературы ко «Дню матери»
Десятых, М. Книги о мамах и для мам / М. Десятых, Н. Казакевич // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 10. – С. 120-123.
Цимбаленко, С. В. Роль матери в нравственном воспитании ребенка / С. В. Цимбаленко // Воспитание школьников. – 2011. – № 9. – С. 55-58.
Шерстнёва, Е. Г. Задача о празднике «День матери» / Е. Г. Шерстнёва // Педагогические технологии. – 2014. – № 1. – С. 140-142.
Сценарии
Андреева, Е. Самое красивое слово: День матери / Е. Андреева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 21 (нояб.). – С. 34-36.
Арбатская, Л. Н. Родина начинается с матери / Л. Н. Арбатская // Педсовет. – 2010. – № 9. – С. 8-10.
Биккулова, А. Р. «Люблю тебя, мама, ты лучший мой друг» : внеклассное мероприятие ко Дню матери / А. Р. Биккулова // Завуч начальной школы. – 2012. – № 2. – С. 53-63.
Боева, Е. В. День матери / Е. В. Боева // Педсовет. – 2011. – № 8. – С. 21-23.
Быкова, Г. В. Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать! / Г. В. Быкова // Читаем, учимся, играем. – 2011. – № 8. – С. 45-47.
Василенко, Т. П. Профессия моей мамы : 3-4 классы / Т. П. Василенко // Начальная школа. – 2012. – № 8. – С. 72-76.
Гвозденко, М. В. Мама – как это прекрасно звучит / М. Гвозденко // Читаем, учимся, играем. – 2012. № 12. – С. 28-29.
Кулакова, Е. Милая мамочка моя : 24 ноября – День матери / Е. Кулакова // Читаем, учимся, играем. – 2013. № 8. – С. 16-19.
Лихнова, И. И. День мамы милой и любимой : сценарий праздника, посвященного Дню матери / И. И. Лихнова, М. Ю. Мамадбекова, Т. П. Полякова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2013. – № 11. – С. 69-77.
Плющева, О. М. Праздник любви и благодарности : ко Дню матери / О. М. Плющева // Начальная школа. – 2013. – № 10. – С. 89-91.
Портнягина, В. «Белые платочки…» / В. Портнягина // Духовно-нравственное воспитание. – 2012. № 2. – С. 53-57.
Хрестоматия школьника: стихи и рассказы о маме. – М.: АСТ, 2008. – 222 с.