Методическая рекомендация "Театральное искусство в становлении человека"
Методическая рекомендация "Театральное искусство в становлении человека"
Время существования театра измеряется небывалой по историческим масштабам мерой – временем существования самого рода человеческого.
День возникновения театра сокрыт за горной грядой давно ушедших веков и тысячелетий, в глубинах древнейшей, наиболее отдаленной от нас эпохи истории человечества. Той эпохи, когда человек, впервые взявший в свои руки орудия первобытного труда, становился человеком.
Приобщение к труду принесло ему поэтическое прозрение: человек стал обретать в себе поэта, эстетическую способность поэтического восприятия мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая рекомендация "Театральное искусство в становлении человека"»
ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В СТАНОВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
Разработала
Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Колбасова Людмила Борисовна
Время существования театра измеряется небывалой по историческим масштабам мерой – временем существования самого рода человеческого.
День возникновения театра сокрыт за горной грядой давно ушедших веков и тысячелетий, в глубинах древнейшей, наиболее отдаленной от нас эпохи истории человечества. Той эпохи, когда человек, впервые взявший в свои руки орудия первобытного труда, становился человеком.
Приобщение к труду принесло ему поэтическое прозрение: человек стал обретать в себе поэта, эстетическую способность поэтического восприятия мира.
В те далекие века у только что нарождавшейся поэзии не было могучих крыльев, её еще не коснулось мощное дыхание вольного полета. До какого-то срока, до какой-то поры назначение её сводилось только к подчиненному сопровождению обрядов и ритуалов, утверждавшихся в быту первобытной общины. А когда подошло уже время её зрелости, самостоятельности поэтического существования, поэзия вырвалась на свободу. Оборвав пути прежней нераздельности с бытом. И тогда-то наступило: время сближения судьбы поэзии с судьбой театра.
В золотую пору детства человечества первые поэты земли – великие греческие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид, как добрые гении поэзии склонились над колыбелью театра. Они вызвали его к жизни. И они обращали его к служению духовного могущества человека, его неукротимой силы, нравственной энергии героизма.
Какие только перемены не происходили на земле – эпоха следовала за эпохой, одна общественно-экономическая формация сменяла другую, возникали и исчезали государства, страны, империи, на долгие века пески занесли воспетую Гомером Трою, - но ничто и никогда не прерывало вечного бытия театра.
Во все предшествующие эпохи, сколько бы их ни насчитать – от рабовладельческого строя до строя социалистического, - жила в человеке вечная потребность в театре. Та потребность, что зародилась некогда на древних дионисовых празднествах виноградарей в честь мифического божества земного плодородия.
Театр нужен был человеку всегда! Всякое бывало в его судьбе. Его проклинали, ненавидели, запрещали, подвергали гонениям и издевательствам, наказаниям и преследованиям, отлучали от церкви, грозили кнутами и виселицами, всеми небесными и земными карами.
Но в борьбе с ним сникали его враги и гонители – короли, монархи, цари. Никакие испытания, никакие беды и невзгоды не сломали вечной жизнестойкости театра.
Люди любят и ценят театр за правдивые речи, за добрый совет и за то, что разумнее и лучше делают граждан родной земли.
Театр – школа жизни. Кафедрой добра называл театр Гоголь. Весь мир, всю вселенную со всем их разнообразием и великолепием видел в театре Белинский. Он видел в нем самовластного властелина чувств, способного потрясать все струны души, пробуждать сильное движение в умах и сердцах, освежать душу мощными впечатлениями. Он видел в театре какую-то непобедимую, фантастическую прелесть для общества.
Великий немецкий драматург Фридрих Шиллер утверждал, что «театр располагает самой проторенной дорогой к уму и сердцу» человека.
«Зеркалом человеческой жизни, примером нравов, образцом истины» называл театр бессмертный творец «Дон Кихота» Сервантес.
Человек обращается к театру как к отражению своей совести, души своей – он узнает в театре самого себя, свое время и жизнь свою. Театр открывает перед ним удивительные возможности духовно-нравственного самопознания.
И пусть театр, по эстетической природе своей, искусство условное, как и другие искусства. На сцене возникает перед зрителем не сама реальная действительность, а только её художественное отражение. Но в отражении том столько правды, что она воспринимается во всей своей безусловности, как самая доподлинная, истинная жизнь. Зритель признает высшую реальность существования сценических героев.
Не в этом ли сокрыта чудодейственная духовная, эмоциональная энергия театра, неповторимое своеобразие его воздействия на наши души.
На концерте симфонической музыки не встретишь веселого, заразительно хохочущего человека. Не встретишь в картинной галерее рыдающего человека, который не в силах бы сдержать горьких слез перед картиной живописца.
А в театре, в оживленном сообществе людей, собравшихся на сценическое представление возможно все; смех и слезы, радость и горе, не скрываемое негодование и буйный восторг, печаль и счастье, ирония и недоверие, презрение и сочувствие, настороженная тишина и громогласное одобрение, - словом, все богатства эмоциональных проявлений и потрясений души человеческой.
Не потому ли не сопоставимо ни с чем столь непосредственное, душевно открытое восприятие театрального действия? Оно несопоставимо с творчеством писателя. Его книга – уже законное литературное произведение, и принимать её следует такой, какая она есть, какой вышла из-под пера автора, не считаясь с тем, издана эта книга в нынешнем году или в прошлом веке.
Оно несопоставимо и с творчеством художника. Его картина, его гравюра или акварель – тоже уже законченный процесс творчества. Художник может экспонировать их на выставке, в картинной галерее, в художественном музее, может продавать их и дарить или хранить у себя в мастерской.
В отличие же от литературы, от живописи, скульптуры пришедший в театр зритель становится не созерцателем уже созданного, а непосредственным соучастником творчества. Он активно вовлечен театром в живой и волнующий процесс самого создания сценического произведения – спектакля. Ведь спектакль начинает жить только с того самого мгновения, когда раскрывается перед зрителями театральный занавес. И перестает существовать, когда занавес закрывается, когда пустеет зрительный зал, и потухают театральные огни.
Хороший спектакль надолго сохраняется в театральном репертуаре. Но всякий раз, при каждой новой встрече со зрителем он заново возникает, заново рождается. А потом, как и положено, его не станет: артисты разойдутся по домам, со сцены уберут декорации, унесут реквизиты, бутафорию, и на опустевшей сцене от спектакля, который только что так волновал и трогал зрителя, ничего не останется.
Но сколько бы ни прошло после того времени, в день, обозначенный театральной афише, он возникает, как ни однажды возникал и ранее. Между сценой и зрительным залом опять разгорится чудесный огонь взаимосвязи души и мысли. И накал этого эмоционального духовного взаимообмена непременно скажется и на актерском исполнении, и на всей атмосфере зрительного зала.
В последующие дни, недели и месяцы все повторится снова и снова. Но постоянно повторяемый спектакль не будет одним и тем же. Всякий раз, в зависимости от сегодняшнего внутреннего состояния зрительного зала, от сегодняшнего душевного настроения актеров и от множества других причин и обстоятельств, способных повышать или же снижать эмоциональный тонус творчества, он чем-то будет отличаться.
Один и тот же спектакль может идти при удивительно горячем, взволнованном восприятии зрительного зала, при праздничном воодушевлении актеров, импровизационном блеске их мастерства. И он же может пройти уныло, при неожиданном зрительском равнодушии, без всякого подъема, словно кто-то подменил актеров, только еще вчера с таким воодушевлением выступивших в том же самом спектакле, в тех же самых ролях.
Искусство театра, в отличие от других искусств, живое искусство. Оно возникает лишь в час встречи со зрителем. Оно основано на непременном эмоциональном, духовном контакте сцены и зрительного зала. Нет этого контакта – значит, нет и живущего по своим эстетическим закономерностям спектакля.
Великая мука для актера выступать перед пустым залом, без единого зрителя. Такое состояние равносильно для него пребыванию в замкнутом от всего мира пространстве. В час спектакля душа актера устремлена к зрителю, точно так же, как душа зрителя обращена к актеру. Искусство театра живет, дышит, волнует и захватывает зрителя в те счастливые мгновения, когда по незримым проводам высоковольтных передач происходит активный обмен двух духовных энергий, взаимоустремленных одна к другой, - от актера к зрителю, от зрителя к актеру.
Читая книгу, стоя перед живописным полотном, читатель, зритель не видят писателя живописца. И только в театре человек глаза в глаза встречается с творящим художником, встречается с ним в момент творчества. Он угадывает возникновение, и движение его мысли, движение чувств, он словно слышит биение его сердца, вместе с ним живет всеми перипетиями происходивших на сцене событий.
Такое сопереживание – высокая радость, даруемая человеку театром. Оно-то и таит в себе ту властную, магнетическую силу, что испокон веков влечет человека в театр.
Читатель в одиночестве, наедине с заветной книгой, может пережить волнующие, счастливые мгновения, а театр не оставляет своего зрителя в одиночестве. В театре все зарождается на активном эмоциональном взаимообщении тех, кто создает в этот вечер на сцене художественное произведение, тех, для кого оно создается. Зритель приходит на театральное представление не как сторонний наблюдатель.
Он не может не выражать своего отношения к тому, что происходит на сцене. Взрыв одобрительных аплодисментов, веселый смех, напряженная, ничем не нарушаемая тишина, вздох, облегчение, безмолвное негодование – в богатейшем многообразии проявляется зрительское соучастие в процессе сценического действия.
В театре возникает праздничная атмосфера, когда такое соучастие, такое сопереживание достигают самого высокого накала. С чего начинается театр? Он начинается с праздничного ожидания встречи с прекрасного. Ощущение этой ожидаемой праздничности возникает еще с утра, когда вспомнишь, что вечером, после работы ты идешь в театр. Ну а если не с утра, то уж, наверное, возникает оно у ярко освещенного театрального подъезда, куда так неудержимо стекается оживленный людской поток.
Могущественность властного воздействия актера на зрительный зал театра заключена в том, что он, как никакой другой художник, в самом себе содержит все свое искусство. Он одновременно и творец искусства, и предмет искусства.
Живописец выражает свое дарование, свою художественную сущность в картине или портрете, писатель – в романе или поэме, скульптор – в граните, бронзе, мраморе, композитор – в партитуре оперы или симфонии, в нотной записи романса или ноктюрна. И только актер в отличие от всех выражает себя, свою талантливость, свою художественную сущность в самом себе, самим собой.
Властелин сцены – удивительнейший, чудодейственный и непостижимый феномен художественного творчества. Его искусство – всегда живое искусство, не знающее каких-либо застывших художественных форм. Оно всегда искусство живой души, живого сердца, живого биения мысли.
Искусство это не существует само по себе, как существует раздельно от своего создателя другие художественные произведения. Оно существует только в прямом общении с человеком, в открытом обращении к его мыслям и чувствам. И оно же существует в поразительной неразделенности личности актера и личности сценического персонажа.
Театральное искусство дает возможность воспитывать в человеке «надежду», «любовь». Т.е. высшую ценность создания «Софию» - высшую мудрость. Всестороннее развитие личности, становящееся целью школы нового типа, означает, следовательно, целенаправленное развитие всех направлений деятельности человека и всех необходимых для этого способностей его психики.
Это значит, что усвоение основ научных знаний, т.е. образование в общепринятом смысле слова, и соответственно развитие у учеников необходимого для этого абстрактного мышления оказывается не единственной и даже не главной, а лишь одной из задач школы.
Театральное искусство помогает школе в формировании ценностного сознания вступающих в жизнь людей, иначе говоря – их мировоззрения, их нравственных, эстетических, политических представлений и убеждений. Речь идет о «воспитании чувств», о направленном воздействии на способность ребенка осмысленно переживать все, что его окружает в жизни – природу, явления культуры, других людей и свое собственное поведение. Ибо нравственное, и эстетическое, и политическое, и религиозное сознание имеет эмоциональную, а не рациональную основу, т.е. является чувством совести и долга, чувством прекрасного и возвышенного (вкусом), чувством юмора и переживания трагизма патриотическим и гражданским чувством.
Так же театральное искусство помогает в формировании «продуктивного воображения», как назвал это Кант, творческой фантазии как способности проектировать то, что должно человеком создаваться, потребности, способности и умение конструировать «модели потребного будущего» (Н. Бернштейн)
Воображение человека развивается с помощью самодеятельного творческого занятия искусством вообще – с сочинения стихов, сказок, песенок, с рисования, лепки, с актерского творчества в так называемых ролевых играх.
Таким образом, место театрального искусства в общем педагогическом процессе будет различным. И все же, если верно понимать его возможности в формировании человека как Человека, как личности, как носителя духа, то независимо от предметной ориентации школы и её предпочтения тем или иным методикам преподавания, место театрального искусства в развитии учеников должно быть определено в соответствии с теми требованиями, которые нарождающийся тип культуры предъявляет к человеку завтрашнего дня.
На уроках, связанных с театром обеспечивается единство развития, воспитания и обучения, формирование положительных качеств личности школьников. При умелом педагогическом подходе искусства театра может повысить и эффективность уроков. Спектакль заостряет и углубляет понимание литературного образа конкретизирует и оживляет исторические события и явления. Любая мысль гораздо глубже будет усвоена школьниками, если она не только произнесена учителем, но и показана в конкретном, ярком художественном образе.
Однако ошибочно было бы ставить знак равенства между школой и театром.
Спектакль – это не механическое продолжение школьного урока или внеклассной работы. У театра имеются свои пути воспитательного воздействия, эстетического развития и обогащения детей знаниями. В формировании личности важно не только научное познание мира, но и образное эмоциональное его восприятие. Театр является одним из сильнейших средств воспитания чувств. Он развивает отзывчивость, чуткость, дает возможность глубоко проникнуть во внутренний мир человека, пережить жизненную ситуацию, отраженную драматургом и театром.
Знакомя школьников с окружающим миром, театр одновременно воспитывает у них веру в будущее, помогает учителю вести детей в тот завтрашний день, когда они будут продолжателями великих дел своих отцов.