Методическая разработка внеклассного мероприятия по кубановедению для учащихся 4 классов. КВН "Кубань моя родимая"
Методическая разработка внеклассного мероприятия по кубановедению для учащихся 4 классов. КВН "Кубань моя родимая"
Данная методическая разработка может быть полезна при проведении внеклассных мероприятий в начальной школе. Ребята вспомнят изученный материал на уроках кубановедения. В КВНе принимают участие две команды: команда мальчиков "Казаки" и команда девочек "Казачки"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия по кубановедению для учащихся 4 классов. КВН "Кубань моя родимая"»
~ 15 ~
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
им. Г.К. Нестеренко Краснодарского края станицы Каневской
Методическая разработка внеклассного мероприятия
для учащихся 4 классов
Подготовила
учитель высшей категории
Ткачева Людмила Емельяновна
ст. Каневская
2014г.
Методические рекомендации
Данная методическая разработка может быть полезна при проведении внеклассных мероприятий для учеников 4 классов. Ребята вспомнят изученный материал на уроках кубановедения с помощью проведения КВНа.
Занятие проходит в форме соревнования между двумя командами: командой девочек и командой мальчиков. Занимательные вопросы способствует активации познавательных процессов у учащихся начальной школы. Учат их быстро и чётко формулировать мысли, обобщать и анализировать проблемные ситуации.
Эта разработка имеет большое воспитательное значение, воспитывает любовь к малой Родине у младших школьников. Краеведческий материал развивает интерес к природе и истории, фольклору своего края, способствует формированию определённого эмоционального настроя, способного вызвать интерес к изучаемым областям знаний.
ЦЕЛЬ: закрепление знаний о культуре Кубани, традициях казаков, фольклорных жанрах; формирование навыков самостоятельной поисковой работы при изучении истории своего края;
ЗАДАЧИ:
- развивать общеучебные интеллектуальные умения, речь и образное мышление;
- воспитывать патриотизм и любовь к своей малой Родине, интерес к изучению её прошлого и настоящего, эстетические чувства.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация о крае, казаках, предметах быта, магнитофон и записи с казачьими песнями и фонограммами, костюмы кубанских казаков, рушники, каравай с солью, ленты (6 штук разного цвета по 3м каждая), куклы и одежда казачья из бумаги, мозаика «хата казака».
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение.
II. Подготовительный этап.
III. Основной этап: проведение мероприятия.
IV. Заключение.
V. Литература.
I. Введение.
Среди огромного числа проблем, которые волнуют всех, настойчиво напоминая о себе и требуя незамедлительного решения, основополагающей становится проблема «будущего школы». Ведь ни экономические, ни политические, ни экологические задачи, не разрешатся без тех, кем и для кого они должны быть решены, — без грамотных, активных, целеустремленных, здоровых, свободных от негативных привычек и воздействий молодых людей, являющихся патриотами России, родной Кубани, почитающих традиции отцов и способных возродить мощь и славу Отечества.
Меня, как учителя кубановедения и как педагога начальных классов, интересуют вопросы формирования у школьников креативного мышления, нацеленности на создание творческого продукта, способности проявлять личностную позицию в конкретной научной, культурной сфере жизнедеятельности посредством объединения двух полюсов образования: культуры и жизни. Для всестороннего развития личности каждого ребенка необходимо создавать особую культуротворческую среду. С помощью викторин, игр – путешествий, проведения КВНов учащиеся проявляют больше инициативы, не боятся высказываться, хотят оказать помощь своей команде.
II. Подготовительный этап.
Преподаватель даёт задание командам девочек и мальчиков подготовить кубанские загадки, сценки из казачьей жизни, выучить песни, повторить кубанский говор, нарисовать эмблемы.
- Сегодня мы проводим КВН, который называется «Кубань моя родимая!» Встречаются две команды «Казаки» и «Казачки». Оценивать их участие в конкурсах будут члены жюри:_________________________________
- Первый наш конкурс «Разминка». Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда затрудняется ответить, то отвечают болельщики.
«КАЗАКИ» «КАЗАЧКИ»
В каком году был основан 1. В каком году была основана
город Екатеринодар?(1793г) станица Каневская? (1794)
Как раньше называлась 2. Как раньше назывался город
Станица Тамань? (Гермонасса) Анапа? (Горгиппия)
Когда Кубань была 3. Назови год образования
полностью освобождена Краснодарского края. (1937)
от фашистских захватчиков? 4. Кто такой Виктор Горбатко?
(октябрь 1943г) (космонавт)
Кто такой Владимир
Нестеренко? ( поэт)
Василий Иванович 5. Павел Пантелеймонович Лукьяненко
Пустовойт разработал новые разработал новые сорта какого
сорта какого культурного культурного растения? (пшеница)
растения? (подсолнечник)
Что обозначает зелёный 6. Что обозначает синий цвет на
цвет на флаге Кубани? (леса, нивы) флаге Кубани?(водные пространства)
Продолжи строки: 7. Из далёких стран полуденных
Ты, Кубань, ты наша Родина, Из заморской стороны
Вековой наш богатырь! ( Бьём тебе челом, родимая,
( многоводная, раздольная твои верные сыны)
Разлилась ты вдаль и вширь)
Второй конкурс « Шифровальщик»
Скажите, пожалуйста, как называется главный город нашего края?
К Р А С Н О Д А Р (презентация)
- Из букв этого слова составьте как можно больше новых слов, запишите их на листочках. Время – 3 минуты.
- Болельщики могут сейчас заработать своей команде лишние баллы, ответив на вопросы (приложение).
- Казаки издавна занимались лозоплетением. Из прутьев ивы, вербы плели они корзины и другие предметы быта.
Третий конкурс « Плетение».
Вы должны из лент заплести косу. Один человек держит 3 ленты, а три – переплетают их. Кто первый закончит – тот и победил. (Звучит казачья песня). 3 балла
- Кубань, Кубань – души моей отрада!
Сияньем зорь налитые поля.
Мне в целом мире ничего не надо,
Твоя бы песня в вышине плыла.
Песня – драгоценное богатство каждого народа. Мы, жители Кубани, любим петь. Поём песни, в которых звучит то протяжная лирическая мелодия, то бодрый энергичный марш, то весёлая, удалая казачья пляска.
Четвёртый конкурс « Кубанская песня»
Варэнычки
Казачки начинают, казаки продолжают. Кто слаженно и лучше споёт.
(ПРИЛОЖЕНИЕ) 3 балла
СЛОВО ЖЮРИ
-В народе говорят: « Речь без пословицы – всё равно, что еда без соли».
Кубанцы говорили так: «Хто прысказки старынни знае, тот в жизни багато понимае». По 1 баллу за каждую пословицу – 5 баллов.
Пятый конкурс «Продолжи пословицы»
«Казачки: Хлеб да вода - казацкая еда.
«Казаки»: Казак из пригоршни напьётся - из ладони пообедает.
Нэ всэ золото - шо блыстыть.
Очи бояця - а рукы роблють.
Степь да воля - казачья доля.
Где казак - там и слава.
Нэ бачить сова - яка сама.
Казацкому роду - нэма пэрэводу.
Без коня казак - кругом сирота.
Казак без службы - не казак.
Шестой конкурс « Загадки – балачки»
( обе команды загадывают друг другу загадки по порядку)
По 1 баллу за отгаданную загадку.
«Казачки»:Пидтыкано, пидшмыкано, а по хати в руках бигае. (Веник)
« Казаки»:Нова посудына, а уся в дырах. (Решето, дуршлаг)
Бьють мэнэ ломакою, рижуть мэнэ ножакою, за то мэнэ дюжэ губять,що вси мэнэ дюже любять. (Хлеб)
Сталы хлопци в ряд, проходыть нэ вылять. (Частокол)
Жовтый шар сыпэ жар. (Солнце)
Длынна дровыняка в жилизо нарядылась, в работе прыгодылась. (лопата)
Сложить мозаику из разрезанных кусков ватмана, на котором нарисована хата казаков. Чья команда справится быстрее. 2 балла
СЛОВО ЖЮРИ
Девятый конкурс « Переводчики».
Перевести слова с кубанского говора на русский язык. За каждое слово 1 балл.
«Казаки» «Казачки»
Пивень – петух 1. Зозуля – кукушка
Чоботы – сапоги 2. Гылка –ветка
Кучери – кудри 3. Якый – какой
Турлук – частокол, плетень 4. Саман –кирпич из глины
с добавлением соломы.
Ваганы – корыто 5. Дыркач – веник
Рушнык – полотенце 6. Курень – хата
Гутарить – говорить 7. Гудувать – кормить
Путы – верёвки 8. Сопатка – нос
Пузо – живот 9. Трохи – мало
Скрыня – сундук 10. Ружныця – ружьё.
Десятый заключительный конкурс « Инсценирование»
Команды показывают инсценирование бытовой ситуации.
2 балла
( автор, жена, муж)
Автор: лае жинка чоловика, бидного Кондрата:
Жена: - Дэ получку ты дивав? Дэ твоя зарплата?
Автор: а вин ий отвичае:
Муж : Нэ крычи, нэ лайся! Вся получка у нас дома – тильке догадайся!
Жена: Ты купыв мини грабли и ище лопату?
Муж: Та ще виныка далы –шоб замитать хату!
Жюри подводит итоги.
Дети исполняют « Гимн кубанской молодёжи»
ДЕТИ: Ты цвети, моя Кубань
Становись всё краше.
Не уронит честь казачью
Поколенье наше!
Награждение
Спасибо, гости дорогие, за ваше внимание!
Расставаться нам пора, говорим вам: «До свидания»
(Дети вручают сувениры, сделанные своими руками)
ПРИЛОЖЕНИЕ
« ВАРЭНЫЧКИ»
А мий мылый варэнычкив хочэ – 2 раза
- Навары, мылая, навары, мылая } – 2р.
Навары, ох, хо, хо, моя чернобрывая.} – 2р.
Так дров же нэма, милый мий мылэнький,
Так дров же нэма, голубь мий сызэнький.
- Нарубай, мылая, нарубай, мылая,
Нарубай, ох, хо, хо, моя чернобрывая -} 2р
Так сыл же нэма, милый мий мылэнький,
Так сыл же нэма, голубь мий сызэнький.
- Помырай , мылая, помырай, мылая.
Помырай,ох, хо, хо, моя чернобрывая} -2р
А с ким будышь доживать, милый мий мылэнький
А с ким будышь доживать, голубь мий сызэнький?
- И с кумой, мылая, и с кумой, мылая,
И с кумой, ох, хо, хо, моя чернобривая -} 2р
Так пидым же до дому, милый мий мылэнький так пидым же до дому, голубь мий сызэнький.
- Нэ балуй, мылая, нэ балуй, мылая,
Нэ балуй,ох, хо, хо, моя чернобрывая.
« Як служив я в пана»
Як служив я в пана на первое лето
Заробыв я в пана курочку за это.
ПРИПЕВ:
А та курка-чебатурка
Моя курочка.
По двору ходэ, цыплят водэ
И крычить, и гука – вы куда, куда, куда?} 2р
Як служив я в пана на второе лето
Заробыв я в пана пэтуха за это.
ПРИПЕВ: А той пэтюх- грамотэтюх,
А та курка-чебатурка
Моя курочка
По двору ходэ, цыплят водэ,
И крычить, и гука – вы куда, куда, куда? }2р
Як служив я в пана на третее лето,
Заслужив я в пана качечку за это.
ПРИПЕВ: А та качка кахка-кахка,
А той пэтюх- грамотэтюх.
А та курка-чебатурка
Моя курочка
По двору ходэ, цыплят водэ,
И крычить, и гука – вы куда, куда, куда? } 2р
Як служив я в пана на четвэртэ лето
Заслужив я в пана индюка за это.
ПРИПЕВ: а той индюк – дюк-дюк-дюк-дюк,
А та качка – кахка-кахка,
А той пэтюх- грамотэтюх,
А та курка-чебатурка,
Моя курочка
По двору ходэ, цыплят водэ,
И крычить, и гука – вы куда, куда. Куда?} 2 р
ЗАДАНИЯ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ
Это удивительное дерево во время цветения – просто волшебное. Его вполне можно считать деревом – горожанином. Древесина желтоватая, лёгкая. Мягкая. Она не трескается при сушке. Русские матрёшки, расписная посуда и другие произведения искусства тоже из этого дерева. А ещё цветы этого дерева сушат и заваривают душистый чай. Что это за дерево? ( липа)
На лесной опушке, на склоне оврага, где припекает солнце и цветут ивы, слышится вдруг шуршание прошлогодней листвы и глухое гудение – из земляного убежища выбирается это мохнатое насекомое. Медленно ползает, согревается и летит поесть к золотым барашкам ивы, переполненным нектаром и пыльцой. Кто это? (Шмель)
Из этого растения делают многие лекарства, приятный запах и свежесть придаёт зубной пасте ментол, который содержится в этом растении. Он есть и в сердечных лекарствах, и в пряниках, конфетах. Что это за растение? ( мята перечная)
Найдите ошибки в рассказе: « Медведь – хищник, но хищник особый. Охотится он редко, но зато любит полакомиться ягодами, грибами, а если найдёт гнездо диких пчёл – убежит без оглядки и мёд не нужен. Плавать медведь не умеет, но зато хорошо лазает по деревьям, цепляясь при этом лапками и хвостом».
Найдите ошибки в рассказе: « У кумушки-лисы зубки острые, рыльце тоненькое, нос пятачком, шубка тёпленькая. Выращивает лисичка своих деточек - лисяточек в тёплом мягком гнёздышке. Заботливая мама запасает на зиму много корма. Хорошо кума и наряжена: шерсть у неё серая пушистая».
Найдите ошибки в рассказе: « Зайцы живут в лесу. У них много врагов – это волк, лиса, ёж, филин. Спасаются зайцы бегством. Бегают они быстро, большими прыжками, потому что задние ноги у зайцев короткие, а передние – длинные. И от волка, и от лисы могут убежать зайцы».
IV. Заключение
Большое значение КВН имеет для развития творческих способностей во внеурочной деятельности, в том числе и по кубановедению. Так как для успешного выступления КВНовцы должны многое знать о своей малой Родине – Кубани, уметь правильно говорить на кубанском говоре, танцевать, петь казачьи песни, быть креативными, творчески развитыми. Общение учащихся во время игры в КВН способствует сплочению всего школьного коллектива. Совместная творческая работа помогает вырабатывать такие важные человеческие качества, как: терпимость, доброжелательность, взаимопомощь, ответственность за порученное дело, настойчивость в достижении цели и самоконтроль.
V. Литература:
Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. – Т. 1 - 2. – Краснодар, 1992.
Волкострел Т.М. Пословицы и поговорки Кубани (исторический и этнический аспекты) // Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. – Краснодар, 2002.
Кубанская азбука для детей и их родителей /Сост. О.А. Хамцова, 2007
Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков, 2-е изд., 2008
Паскевич Н.Я. Любимый уголок земли: Учебное пособие по развитию речи для учащихся 3 – 4 кл. общеобразовательных учреждений, 2007
Родная Кубань: Книга для чтения / Под ред. В.Н. Ратушняка, 2008