Ведущий 1: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!
Сегодня и сейчас состоится интеллектуальная игра «Мудрая сова», которая покажет ваши знания в вашей профессиональной деятельности. Мы рады приветствовать всех учащихся, тех, кто своими знаниями, умом, эрудицией завоевал честь представлять свою группу. В игре будут принимать участие 5 команды с 1ого и 2ого курса специальности «Ветеринария». Игра состоит из 6 туров. Жюри будет состоять по 1ому студенты с каждой группы.
Ведущий 2: Итак,
1 тур - «Визитка» - команды представляют себя (название, приветствие и эмблему подают жюри).
2 тур – Разминка «Профессиональный ликбез» – 20 понятий, на которые необходимо дать определения.
3 тур – «Зарядка для ума» – отвечаете на вопросов.
4 тур – «Битва интеллектуалов» - выдаются карточки с заданиями.
5 тур - «Что? Где? Когда?» - Вам задается вопросы с вариантами ответов вам необходимо выбрать правильный.
6 тур -«Пантомима» –предлагают команде изобразить профессиональное понятие.
Участник, набравший наибольшее количество баллов за все пройденные туры объявляется победителем интеллектуальной игры «Мудрая сова».
1ый ТУР«ВИЗИТКА»
Ведущий 1: 1 конкурс - представление команд. Слово предоставляется нашим командам.
Команда «Улыбка»
Наш девиз: Жить без улыбки – ошибка, да здравствуют смех и улыбка!
Команда «Дружба»
Наш девиз: Дружить всегда, дружить везде, дружить на суше и в воде!
Ведущий 2: Спасибо, ребята, молодцы! Я думаю, каждая команда справилась с представлением на «отлично». Занимайте свои места за столами.
2ой ТУР РАЗМИНКА «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИКБЕЗ»
Ведущий 1: Участники дают определение терминам своей профессии.
Авитаминоз (от лат. а - частица отрицания и vita - жизнь) - отсутствие в организме жизненно необходимых веществ (витаминов), сопровождающееся развитием заболеваний обмена веществ, связанных с нарушением активности ферментов.
Аминокислоты - низкомолекулярные органические соединения - мономеры белков, содержащие карбоксильную (-СООН) и аминную (-NH2) группы, связанные с определенным радикалом.
Анабиоз (от греч. anabiosis - оживление, возвращение к жизни) - состояние живых организмов, при котором все жизненные процессы почти прекращены или настолько снижены, что видимые проявления жизни отсутствуют; характерен для низших ракообразных, протистов и бактерий.
Атавизмы (от лат. atavus - предок) - развитие у организмов патологических признаков, свойственных их далеким предкам и утраченных в процессе эволюции, например появление у человека хвоста, дополнительных сосков, сплошного волосяного покрова и др.
Атмосфера(от греч. athmos - пар и sphaira - шар) - часть геосферы Земли, ее воздушная оболочка, содержащая у поверхности Земли 78,1% азота, 21% кислорода, 0,9% аргона, 0,03% диоксида углерода и примеси воды, водорода, гелия и взвешенных частиц.
Биоценоз (от греч. bios - жизнь и koittos - общий) — исторически сложившееся сообщество организмов разных видов (растения, животные, микроорганизмы и грибы), населяющих определенный биотоп и взаимодействующих между собой и с абиотическими факторами среды.
Ботаника(от греч. botane - растение, трава) - комплекс наук о жизни растений, их разнообразии, строении, распространении, происхождении, развитии, взаимосвязи с окружающей средой и растений друг с другом.
Вакуоли (от лат. vacuus - пустой) - участки гиалоплазмы клеток протистов и растений, ограниченные элементарной мембраной. У растений они содержат клеточный сок и поддерживают тургорное давление, у протистов выполняют функции пищеварения и выделения (соответственно пищеварительные и сократительные вакуоли).
Ветеринар – это врач, лечащий животных.
Ветеринарный фельдшер – это специалист со средним медицинским образованием, который имеет право ставить диагноз и назначать лечение.
Ген (от греч. genos - род, происхождение) - участок молекулы ДНК (у некоторых вирусов РНК), детерминирующий синтез определенного полипептида или нуклеиновой кислоты. Понятие ввел датский ученый В. Иогансен в 1909 г.
Генотип (от греч. genos — род, происхождение и typos- отпечаток) — совокупность всех генов, содержащихся в диплоидном наборе хромосом, которые получают потомки от родителей в момент оплодотворения. Понятие ввел датский ученый В. Иогансен.
Гибрид(от лат. hibrida - помесь) - организм (клетка), полученный в результате объединения генетического материала генотипически разных организмов (клеток), т.е. гибридизации.
Клетка (лат. cellula, греч. kytos) - основная структурно- функциональная и генетическая единица всех живых организмов, открытая система, способная к самообновлению, саморегуляции и самовоспроизведению.
Кто может работать ветеринарным врачом – только специалист с высшим профессиональным образованием.
В каком году учредили новый профессиональный праздник День ветеринарного врача – в 2011.
Какого числа и в день каких святых отмечается праздник День ветеринарного врача – 31 августа в день святых мучеников Флора и Лавра.
Лейкоциты (от греч. leukos- белый и kytos- вместилище, клетка) - бесцветные клетки крови животных, способные к амебоидному движению, фагоцитозу, выработке антител и формированию иммунитета.
Мутации (от лат. mutatio - изменение) - внезапные, скачкообразные и устойчивые изменения структуры генетического материала под влиянием факторов внешней или внутренней среды организма, передающиеся по наследству.
3ий ТУР «ЗАРЯДКА ДЛЯ УМА»
Ведущий 2: На обдумывание каждого ответа на вопрос тура дается 30 секунд, отсчет времени осуществляется по звуковому сигналу. Когда ответ готов, команда поднимает сигнальную карточку. Без поднятой карточки ответ не фиксируется.
Ведущий 1: Что в организме человека является электрической системой?
Ответ:нервная система
Ведущий 2: Измерительная единица нервной системы?
Ответ:нейрон
Ведущий 1: Какое действие может оказать электрический ток на нервную систему?
Ответ:удар, шок, ожог
Ведущий 2: Почему человек является хорошим проводником электрического тока?
Ответ: растворы: кровь, лимфа
Ведущий 1: Какой рукой можно взяться за оголенный провод, проводящий электрический ток, чтобы после этого выжить? Пояснить почему?
Ответ: правой.
Ведущий 2: Процесс распада солей, кислот и оснований при действии электрического тока?
Ответ:электрическая диссоциация
Ведущий 1: Как называются заряженные частицы, движущиеся к электродам в растворе?
Ответ:катион, анион.
Ведущий 2: В какую аллотропную модификацию электрический ток может преобразовать кислород?
Ответ:озон.
Ведущий 1: Какое явление лежит в основе всасывания волосками корней растений питательных веществ из почвы?
Ответ:диффузия
Ведущий 2: Подберите синоним к перечисленным понятиям - перепонка, диафрагма, плазмолемма…
Ответ:мембрана
Ведущий 1: Как называется давление, создаваемое неорганическими солями в плазме крови?
Ответ:осмотическое давление
Ведущий 2: Как называется напряженное состояние растительных тканей, создаваемое осмотическим давлением?
Ответ: тургор
Ведущий 1: От какой физической величины не зависит осмотическое давление?
Ответ: концентрация
Ведущий 2: Какой электролит содержится в организме человека, а так же употребляется им в пищу?
Ответ:поваренная соль - NaCl
Ведущий 1: Бытовое название в СССР лампы накаливания?
Ответ:лампочка Ильича
Ведущий 2: В 1752 году американский ученый Бенджамин Франклин провел опыт с воздушным змеем, запустив его в грозовое облако. Что доказал проведенный эксперимент?
Ответ:молния – заряд большой мощности.
Ведущий 1: В какой химической реакции участвует электрический ток для создания оксида?
Ответ:NO
Ведущий 2: Почему кошка, из какого бы положения ни начинала падать, всегда приземляется на лапы?
Ответ: своим хвостом кошка создаёт вращательный момент
Ведущий 1: Изменилась ли масса сена, если его спрессовали в тюк?
Ответ:нет
Ведущий 2: При какой коже: сухой или потной, электрический ток быстрее поражает органы?
Ответ:при потной.
Ведущий 1: Природное электрическое явление?
Ответ:молния
Ведущий 2: Что объединяет алмаз, графит, карбин?
Ответ:это-аллотропные модификации углерода
Ведущий 1: Капитан в команде является примером для остальных, никогда не сдается.
4ый ТУР «БИТВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ»
Ведущий: Если вы начнете относиться к этим задачам серьезно, вы неизбежно потерпите неудачу. Не пытайтесь использовать сложные математические формулы, не принимайте всерьез то, что написано. Помните – шуточные задачи должны не столько напрягать ваш мозг, сколько сподвигнуть его на оригинальность, внимание к мелочам, нестандартность хода вашей мысли. Каждая шуточная задача – это анекдот, который дописываете вы самостоятельно. За правильный ответ по 2 балла.
Ведущий 1: Почему при холодной погоде многие животные спят, свернувшись в клубок?
Ответ: У свернувшегося животного меньше поверхность тела, поэтому оно меньше охлаждается. Из-за меньшего контакта с холодным воздухом и меньшей конвекции.
Ведущий 2: Почему, с физической точки зрения, косить траву легче при росе?
Ответ: Роса увеличивает массу стебля, поэтому при ударе косой он в меньшей степени деформируется (изгибается) и его легче срезать. Кроме того, роса играет роль смазки, облегчающей движение косы.
Ведущий 1: Во время похода Александра Македонского в Индию офицеры реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Почему?
Ответ:Офицеры пользовались посудой, изготовленной из серебра.
Ведущий 2: Отрывок из сказки В.Ф. Одоевского “Мороз Иванович”
Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальёт, да ещё такая мастерица: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, положит в неё угольки да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в него воды, а вода–то знай, проходит сквозь песок да сквозь угли и капает в кувшин чистая, словно хрустальная.
Как называется данный процесс? На каком свойстве угля он основан?
Ответ: Процессы: фильтрования и адсорбции. Уголь обладает свойством адсорбции – удерживать, на своей поверхности растворённые в воде вещества.
Ведущий 1: В 1596 г. Жак Картье выехал на исследование берегов Канады. На его корабле весь экипаж заболел цингой, при этом 26 матросов погибли. Высадившись на берег, команда не смогла найти в северных лесах ни лимонов, ни овощей. Однако местное население дало простой совет, как спастись от цинги. Каким мог быть этот совет?
Ответ: Цинга развивается при недостатке в организме витамина “С”; местное население посоветовало использовать сосновую хвою, в которой содержится в 7 раз больше витамина “С”, чем в лимонах.
Ведущий 2: Поделитесь сухариками со своим товарищем и начните вместе с ним грызть. Не кажется ли Вам, что Вы производите гораздо больше шума, чем находящийся рядом сосед? Почему?
Ответ:Звук, идущий к Вам от грызущего соседа по воздуху, рассеивается значительно сильнее, чем звук, распространяющийся к Вашему уху непосредственно по черепным костям.
Ведущий 1: Отчего при растягивании суставов трещат пальцы?
Ответ:При растягивании суставов уменьшается объем суставной сумки, давление в ней падает, и жидкая "смазка" как бы закипает. В этой вязкой жидкости появляются пузырьки газа. При сильном растяжении давление сильное и пузырьки с треском лопаются. Когда кости возвращаются в нормальное положение, газ поглощается жидкостью. На это надо около 15 минут.
Ведущий 2: «Каждый лист разбит на дольки. Подсчитай-ка, долек сколько? Восемь, десять, двадцать, тридцать. Тут легко со счета сбиться. У кого желанье есть. Дольки снова перечесть?» Что это за растение?
Ответ: Тысячелистник.
Ведущий 1: На лугу паслись две лошади. Они были похожи, как две капли воды, только у одной хвост был в два раза длиннее, чем у первой. В остальном и по силе, и по росту, и по аппетиту были совсем одинаковы.
Как вы думаете, какая из лошадей съела больше травы?
Ответ: Съела больше та лошадь, у которой хвост больше. Ей легче отмахиваться от мух и оводов, которые постоянно надоедают и отвлекают лошадей.
Ведущий 2:Кот может безошибочно определить, где у хозяина больное место. Он ложится прямо на больной сустав и начинает его «лечить». И ведь действительно помогает.
Объясните, что за странное «чутье» и «лекарские» способности у котов?
Ответ:Больное место обычно воспалено — организм борется с болезнью местным повышением температуры. Коты же очень любят тепло и легко находят больное место. Нормальная кошачья температура превышает 40 градусов по Цельсию. Нагревая больное место, кот еще больше активизирует защитные биохимические реакции в больном органе, и человек выздоравливает.
5ый ТУР «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Ведущий 1: На размышление (каждого вопроса) – 30 секунд.За правильный ответ -2 балла.
1. Основная заслуга Ч. Дарвина состоит в:
разработка теории естественного отбора;
2. Наиболее напряжённой формой борьбы за существование Ч. Дарвин считал:
внутривидовую;
3. Естественный отбор действует на уровне:
популяции;
4.Гомологичными органами являются:
чешуя рептилий и перья птицы;
5. К обезьянолюдям относят:
питекантропа;
6. Экологический фактор, выходящий за пределы выносливости, называют:
лимитирующим;
7. Общим признаком растительной и животной клетки является:
наличие митохондрий;
8. Удвоение хромосом происходит в:
интерфазе;
9. Из перечисленных животных самая крупная яйцеклетка у:
курицы.
10. При Менделеевском моногибридном скрещивании доля особей хотя бы с одним рецессивным геном во втором поколении будет равна:
75% ;
11. Сцепленными называют гены, находящиеся в:
одной хромосоме;
12. По Ч. Дарвину, движущими силами эволюции являются:
все перечисленные
13. Ведущую роль в эволюции играет следующий вид изменчивости:
мутационная.
14. Аналогичными органами являются:
жабры рака и жабры рыбы;
15. В эпоху оледенения жили:
неандертальцы;
16.В клетках прокариот имеются:
рибосомы;
17. Лейкопласты – это органоиды клетки, в которых:
накапливается крахмал.
18. Нуклеотиды в нити молекулы ДНК соединяются следующей связью:
ковалентной;
6ой ТУР «ПАНТОМИМА»
Ведущий:Перед вами лежат 5 конвертов, сейчас командиры подойдут и выберут конверт с заданием. Я прочитаю задание, а команды изобразитьвы должны изобразить профессиональное понятие (симбиоз, пищевая цепь, хищничество, регенерация, паразитизм) За правильный ответ- 5 балла.
Участник, набравший наибольшее количество баллов за все пройденные туры объявляется победителем интеллектуального марафона «Мудрая сова». Подведение итогов конкурса. А сейчас попросим наше жюри объявить результаты нашего интеллектуального конкурса.
конкурс капитанов «Вживание» (метод эмпатии)
Ведущий 1: Представьте себе, что вы …. Опишите свои ощущения.
Пример: Амеба - одноклеточная, крошечная, кляксовидная, симпатичная и т. д.
Капитаны выбирают закрытые задания, на обдумывание 3 минуты.
Варианты для «вживания»:
Представьте, что вы - гусеница, превращающаяся в бабочку. Опишите свои ощущения.
Представьте себе, что вы – лягушка. Как вы себя чувствуете на суше и в воде? Где вам нравится больше? Почему?
Представьте себя птенцом, который вот-вот вылупится из яйца. Опишите свои ощущения.
Представьте себя уссурийским тигром на охоте. Опишите свои ощущения.