Методическая разработка посвящена проблеме развития творческого потенциала растущего человека, через средства художественной выразительности, необходимо развивать способность к творческому самовыражению, ассоциативному мышлению;
- воспитывать культуру слушания симфонической музыки, способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу.
Разработка полезна учителям музыки начальной школы и педагогам дополнительного образования.
Актуальность данной работы - в принципиально новом подходе к проведению урока в общеобразовательной школе, заключающемся в формировании, помимо профессиональных музыкальных способностей, личностных качеств, соответствующих законами нравственности, а также - в целенаправленной работе по раскрытию творческой индивидуальности ребенка и предоставлении возможности развития его творческого потенциала.
Разработка урока является авторской.
Цель методической разработки воспитывать и развивать нравственно-эстетические чувства: любви к животному миру, показать как композитор К. Сен-Санс, отражает в своём творчестве тему «животные».
Условиями применения является качественное преподавание уроков музыки при наличие компьютера и проектора в классе.
Урок музыки по теме «Карнавал животных» проводится в первом классе по системе РО Т.И.Баклановой. Этот урок является завершающим по данной теме и проводится в конце 4четверти.
Тема: | «Карнавал животных» |
Тип урока по целеполаганию: | Обобщение темы |
Цель урока: | воспитывать и развивать нравственно-эстетические чувства: любви к животному миру, показать как композитор К. Сен-Санс, отражает в своём творчестве тему «животные». |
Задачи урока: | 1. Образовательные: Формировать нравственно – эстетические переживания учащихся на основе восприятия произведений музыки, Познакомить с музыкой композитора К. Сен-Санса, Обобщить весь жизненный опыт детей Формировать представление о сходстве и различие произведений искусства, наблюдать за процессом музыкального развития. Развивающие: Развитие вокально-хоровых навыков, необходимых для выразительного исполнения песен, ладового чувства. Развитие навыков восприятия музыкальных произведений; активизация тембрового, динамического и ладового слуха. Воспитательные: |
Личностные УУД: | - воспитывать любовь к миру природы, чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой культурой. |
Предметные результаты: | - знание средств музыкальной выразительности и инструментов ; - рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о звуках осеннего леса; - работа с презентацией, с раздаточным материалом, извлечение из них необходимой информации; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
Метапредметные УУД: | Личностные УУД: воспитывать любовь к миру природы, чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой. Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, осуществлять синтез, как составление целого из частей. Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое мнение на основе работы с музыкальными произведениями, работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, допускать возможность существования у учащихся различных точек зрения, в том числе на позицию ученика в общении и взаимодействии. |
Организация пространства |
Метапредметные связи | Формы работы |
Музыка, театральное искусство | Фронтальная, индивидуальная. |
1 этап: Самоопределение к деятельности. |
Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке. Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Вход «Лебедь» К.Сен-Санс Музыкальное приветствие. | Настраиваются на работу. Исполняют музыкальное приветствие. |
II этап. Актуализация знаний (беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока) |
Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся. Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий. |
- Ребята, вы вошли в класс под звуки удивительно прекрасной музыки. Кого из представителей животного мира изобразил французский композитор Сен-Санс. Как музыка смогла вам об этом рассказать? - Давайте вы, с помощью движения рук, изобразите эту чудесную музыку. | Ученики определяют, что нас встретил лебедь. Музыка была плавная, благородная, средняя по высоте, можно было услышать переливы воды в аккомпанементе. Звучал инструмент – виолончель. Играют на представляемой ими виолончели пьесу «Лебедь», соблюдая ритмический рисунок и передавая характер музыки пластикой. |
III этап. Постановка учебной задачи |
Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока. Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; использование анализа для выявления общего понятия. |
- Я просила вас дома изобразить своё любимое животное. Лучшие работы хочется вам показать. - Вы догадались, о чем мы с вами будем говорить на уроке. | Смотрят рисунки. Высказывают своё мнение. О животных в музыке. |
IVэтап. Изучение новой темы (Решение учебной задачи) (фронтальная беседа на основе презентации) |
Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения. Формируемые УУД: овладение сведениями об осенних звуках леса, а также базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; установление причинно - следственных связей; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач во время слушания музыкальных произведений. |
1.-Да, мы отправляемся с вами в музыкальную сказку, услышим прекрасную музыку, в которой изображены представители животного мира, а подарит нам это путешествие Камиль Сен-Санс. Вслушаемся внимательно, какие свои тайны он нам расскажет, с кем нас познакомит. Я уже слышу голос какой-то птицы. А вы определите, кто для нас поёт. («Кукушка в чаще леса» К.Сен-Санс) -Кукушке так одиноко, давайте мы ей подпоём. 2.-Кукушке так понравились ваши голоса, что она решила познакомить нас со своим другом. Кто это? Чтобы вам легче было определить, мы с вами повторим и покажем движениями рук средства музыкальной выразительности. -Да, это, действительно, кенгуру. («Кенгуру»)
3.- Я очень хочу вас познакомить с ещё одной пьесой К. Сен-Санса из его сборника «Карнавал животных». Я думаю, вам будет сложно определить, кто это, но я вам помогу. Он появляется не сразу, все в лесу его с трепетом ждут, потом его торжественно встречают, самые внимательные смогут услышать голос этого животного. - Кто это? ( «Королевский марш льва») | Высказывают своё мнение. Пропевание темы кукушки во время звучания музыки. Показ руками за учителем виды мелодий, регистры, темпы. Вспоминают что такое темп, динамика, регистр. Высказывают своё мнение: зайчик, кенгуру. Театральная сценка под музыку, передающая движение животного, опираясь на изменения в мелодии и темпе. Высказывают своё мнение, что это лев-царь зверей, он сначала где-то далеко, так как динамика тихая, музыка становится всё громче по мере приближения, животные его боятся, встречают трубными фанфарами, слышно грозное рычание и трепет всех присутствующих. Театральная сценка под музыку, передающая волнение окружающих, звучание трубных фанфар, горделивую походку льва и его рычание. |
Vэтап. Первичное закрепление (Создание учебной ситуации) |
Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи. Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью; готовность слушать собеседника. |
- «Карнавал животных» К. Сен-Санса был написан больше 100 лет тому назад, а мне очень хочется перенестись в наше время. Вы уже познакомили меня со своими любимыми животными, и я надеюсь, что вы не выбросите нашкодившего котёнка из дома и не пройдёте мимо животных на улице, если им нужна ваша помощь. Сегодня мы с вами разучим песню «Кошка беспородная» | Разучивают и исполняют песню «Кошка беспородная», обращая внимание на чистоту интонирования, высокую позицию звучания, артикуляцию. |
VI этап. Обобщение и закрепление. (Контроль). |
Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний. Формируемые УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения |
Сегодня на нашем уроке мы совершили удивительное путешествие в музыкальный мир животных, который приоткрыл нам свои тайны с помощью звуков. Представьте, что вы композиторы, вы сочинили музыку, звучащую на уроке, и вам осталось только её назвать. Соотнесите репродукцию картины с названием музыкального произведения, услышанного на уроке. | Ответы детей (Лебедь, кукушка, кенгуру, лев, кошка беспородная.) |
VII этап. Рефлексия. |
Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; контролировать результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения. |
Вывод: на нашем уроке вы наблюдали, как, композитор Камиль Сен-Санс разными средствами музыкальной выразительности рассказывал о разнообразии животного мира. - Какое произведение вас заинтересовало? - Я очень надеюсь, что эта прекрасная музыка не оставила вас равнодушными, мне очень хочется, чтобы вы более чутко, трепетно относились к окружающему вас миру. Ведь это важно и для вас тоже. - С каким настроением уходите с урока? Поднимите карточку настроения. Выход из класса: «Лебедь» К. Сен-Санс. | Отвечают на вопросы. Самооценка. |
Методическая разработка урока музыки помимо формирования музыкальных способностей, ориентирована на раскрытие творческого потенциала ребенка, воспитание нравственности как фундамента его личностного развития.