Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа для учащихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Методическая разработка классного часа
для учащихся 1-4 классов
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Этот день Победы!
Основная цель: изучение, осмысление и анализ нравственного опыта иных поколений.
Задачи.
1.Познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной
войны, с жизнью людей в это время.
2.Развивать способность чувствовать, сопереживать, формировать умения
слушать окружающих.
3.Воспитывать чувства патриотизма, уважение к ветеранам, людям старшего поколения, к истории и традициям своего народа.
Ход классного часа:
Звучит песня «Журавли» музыка Я. Френкеля, слова
Учитель: Прошла война,
Прошла беда,
Но боль взывает к людям.
Давайте люди никогда
Об этом не забудем!
Все дальше и дальше в историю уходит героическая эпопея Великой Отечественной Войны - самой жестокой из всех войн, которые пережила наша страна. Для осуществления плана молниеносной войны гитлеровских войск был разработан план «Барбаросса». План уничтожения Москвы, Ленинграда, Минска, захват Кавказа. Этот план должен был уничтожить Советский Союз. Для нанесения внезапного удара Гитлер стянул к границам СССР огромную армию, 5 тысяч самолетов, 50 тысяч орудий и миномётов. С такой чудовищной силой столкнулась Красная Армия в июне 1941 года.
Звучит первый куплет песни «Священная война».
Ученик:
41- июнь, год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времён затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна и на фронт уходила поротно,
Кумачовые звёзды, на полотнах знамён унося!
Учитель:
22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была разрушена вероломным нападением фашистской Германии, и чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом. На фронт ушли отцы, сыновья, матери и сестры. Гитлеровцы надеялись до наступления зимы захватить Москву, но советские солдаты стояли насмерть, до последнего вздоха, до последнего патрона. Только вслушайтесь в эти названия: Брестская крепость, блокада Ленинграда, Московская битва. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства. Убивали, вешали мирных жителей, заживо сжигали целые деревни.
Ученик:
Трудно в нашей стране найти дом, куда бы не пришло горе. Кто- то потерял сына, кто - отца, кто - сестру, кто - брата, кто- мать, а кто- друга. Победа досталась нам, дорогой ценой.
Ученик:
Родина! Пламя ударило в небо -
Ты помнишь, Родина?- тихо сказала:
«Вставайте на помощь» - Родина!
Кровью закат окрашен
Мимо идет без слов.
Мимо полей и пашен,
Мимо родных лесов.
Учитель:
Враг наступал молниеносно. Красная Армия отступала, несла большие потери. Враг рвался к Москве, к столице нашей Родины. Отступать больше было некуда. Дальше была Москва. 5 декабря 1941 года Красная Армия перешла в наступление под Москвой. Это было самое крупное наступление во Второй Мировой войне. Это был крах идеи плана « Барбаросса» и начало освобождение нашей родины от фашистских захватчиков.
Ученик:
Война - жесточе слова нету,
Война - святее слова нету.
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.
Учитель:
Почти 4 года, 1418 дней шла война. Это были годы лишений, горя, тяжелого труда. Разорены города и села, выжжены нивы и пашни, оборваны мечты и надежды людей. Вместе с тем, это были годы мужества, беззаветной любви к Родине, к своему народу.
Ученик:
За каждый колос, опавший,
С твоих, Отчизна, полей
За каждый волос, опавший
С головок наших детей,
За стон от боли жестокой,
Слетающий с братский губ,
Оплатим мы око за око
Оплатим мы зуб за зуб.
Учитель: 1941-1945 Великая Отечественная война советского народа против фашистской Германии. Две цифры - две даты. И забьется сердце у каждого ветерана. И смолкнут матери и вдовы. Зашелестят венки у памятников и печально и гордо засветятся глаза молодых.
Ученик: Люди! Покуда, сердца стучат.
Помните!
Какой ценою завоёвано счастье
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них
Чтобы помнили:
Помните! Помните! Помните!
Учитель:
В память о погибших, расстрелянных, замученных, пропавших без вести.
Объявляется минута молчания.
Учитель:
Уходили на фронт мужья, сыновья, братья, дочери и сёстры. А в тылу оставались женщины, старики и дети. Они трудились дни и ночи для победы.
Они выращивали хлеб, собирали боевую технику. Сыновья заменили отцов у станков. Они тоже вели тяжёлую борьбу, они своим трудом приближали победу.
Ученик:
Знаю в сердце у тебя тревога-
Нелегко быть матерью солдата.
Знаю, все ты смотришь на дорогу,
По которой ты ушел когда-то.
Знаю я, морщинки глубже стали
И чуть – чуть сутулей стали плечи….
Нынче насмерть мы в бою стояли.
Мама! За тебя за нашу встречу.
Учитель:
Письма с фронта! Кому из людей старшего поколения неизвестны самодельные бумажные треугольники. Но сколько тревожных дней и ночей ждали их дома. А как согревал солдату сердце этот серенький треугольничек с приветом из родного дома.
Сценка: « Письмо любимой».
(Солдат сидит на пеньке под деревом, помешивая кашу в котелке, смотрит вдаль и пишет письмо домой).
Текст письма: (читает солдат)
На улице полночь свеча догорает
Высокие звезды видны.
Ты напиши мне письмо дорогая
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен, к переднему краю прорвется такая любовь.
(За столом сидит девушка, на столе стоит керосинка.
Девушка пишет письмо солдату на фронт).
Жду тебя в глухую ночь,
Жду морозным днем,
Жду когда метель, рыдая, бьется за стеклом,
Жду тебя! Пусть все тропинки снегом замело.
Жду и верю - ты вернешься всем смертям назло.
Жду тебя и вечно помню только об одном!
Ты с Победой возвратишься в свой родимый дом.
Пусть пройдут весна и лето и зима опять,
Ждать тебя я не устану.
Жду и буду ждать.
Ученик:
Всех, кого война взяла
Каждого солдата.
Проводила хоть одна
Женщина когда-то.
Ученик:
Как война на жизнь не шла
Сколько не копала,
Но любовь пережила
Срок её не малый.
Ученик:
И не даром нету, друг
Письмеца дороже,
Чем из тех далёких рук
В трещинах по коже.
Ученик:
И не зря взываю я
К жёнам настоящим
Жены, милые друзья,
Вы пишите чаще!
Учитель:
Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в передышках между боями, в тесных землянках, в холодных окопах. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен. Такие молодые, они встретили грудью врага, защитили Родину. Но не всем было суждено вернуться домой. И летела в родные дома страшная весть - похоронка.
Ученик:
Редкий дом обошла похоронка-
Скорбный лист бумаги простой.
Дорогая, родная сторонка
Стала в годы войны сиротой.
Учитель:
В январе 1945 года советские войска перешли в решительное наступление в Польше. Стремительно продвигаясь на запад, войска 29 января 1945 года вступили на территорию Германии. Но понадобились ещё долгие месяцы кровопролитной борьбы.
Ученик:
На рубеже весны четвертой
В награду за годы тревог.
В дыму и прахе, распростертый,
Берлин лежит у наших ног
Ученик:
Не умолкает гром орудий
Бушует пламя в дымной мгле,
И говорят друг другу люди
Есть справедливость на земле.
Учитель:
Наступление на Берлин началось 16 апреля 1945 года в три часа. Началась кровопролитная и жестокая битва за Берлин. 24 апреля кольцо вокруг Берлина сомкнулось. 2 мая 1945 года Егоров и Кантария подняли знамя победы над Рейхстагом. 8 мая в Потсдаме был подписан акт о капитуляции фашисткой Германии.
Ученик:
Победа! Славная Победа!
Какое счастье было в ней.
Пусть будет ясным вечно небо,
А травы будут зеленей.
Ученик:
Не забыть нам этой даты,
Что покончила с войной.
Победителю солдату
Сотен раз поклон земной.
Учитель:
Победителей - воинов армии и тыла с каждым годом остаётся всё меньше и меньше, время берет своё, а законы природы неумолимы. Вот почему так важно вспомнить славные дела полувековой давности и оказывать внимание каждому, кто помог одержать победу над фашизмом.
Ученик:
Люди! Помните! Те, кто выжил в этой страшной войне, кто дожил до наших дней, кто лежит в братских могилах, заслуживают памяти и уважения.
Ученик:
Ветеранам, пережившим эту страшную войну, посвящается.
Носите ордена!
Носите ордена!
Они вам за победу,
За раны ваши честные даны.
Носите ордена!
В них теплятся рассветы,
Что отстояли вы
В окопах той войны…..
Носите ордена!
Вы можете гордиться:
Над 41 мощь ракет встает.
Носите ордена!
В них, как живые, лица
Солдат, что крепко спит
В земле, который год…..
Носите ордена!
И в праздники и в будни,
На строгих кителях,
На скромных пиджаках.
Носите ордена!
Чтоб видели вас люди
Вас, вынесших войну
На собственных плечах.
Учитель:
Пройдут годы. Многое сотрется в памяти. Но все войны останутся трагической меткой. И этот миг всенародного ликования.
ДЕНЬ ПОБЕДЫ!!!!!!!!
Заключение:
(Звучит музыка Д. Шостаковича, симфония № 7).
Ученик:
Победа СССР в Великой Отечественной войне - великий подвиг советского народа. Россия потеряла свыше 20 миллионов человек. Были разрушены сотни городов, 70 тысяч сёл, 32 тысячи промышленных предприятий.
Ученик: (фотографии на доске)
В ходе войны высокое звание показали военачальники:
В.Д Соколовский, Р.Я Малиновский, Г.К Жуков и многие другие.
Ученик:
В годы Великой Отечественной войны в тылу врага действовали 6200 партизанских отряда, в которых сражались больше 1 миллиона человек.
В годы войны совершили подвиг труженики тыла, снабжавшие армию всем необходимым. « Всё для фронта, всё для победы»- лозунг, которым руководствовались старики, подростки, женщины, вставшие на места ушедших на фронт мужчин.
(Звучит песня « День победы» музыка Тухманова).
Ученик:
Салют и слава годовщине
На веки памятного дня.
Салют победе, что в берлине
Огнём попрала мощь огня.
Салют ее большим и малым
Творцам, что шли путём одним.
Её бойцам и генералам
Героям павшим и живым.
Список используемой литературы
1.Брыкина, Л.В. - Нестандартные и интегрированные уроки [текст] / Л. В. Брыкина, // М: Учитель.- 2009.- 45с.
2.Подрезова, Т.И.- Материал к занятиям по развития речи [текст] / Т. И. Подрезова, // М: Айрис Пресс.- 2009.- 89с.
3.Фефилова, Е.П.- Поурочные разработки по курсу Окружающий мир [текст] / Е. П. Фефилова, // В: Учитель.- 2008.- 78с.
4. Худенко, Е. Д. - Планирование уроков развития речи на основе окружающей действительности в 4 классах специальной коррекционной школы VIII вида [текст] / Е. Д. Худенко, // М: Просвещение.- 2004.- 67с.
5. Васильева, М. В.- Песни нашего детства [текст] / М. В. Васильева, // М: Учитель.- 2009.- 92с.
6. Кривошеев, М. В.- История России [текст] / М. В. Кривошеев, // М: Издательство Москва.- 2009.- 92с