kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методический материал "Использование приемов технологии Укрупнения Дидактических Единиц на уроках русского языка в начальной школе."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал будет интересен учителям начальных классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методический материал "Использование приемов технологии Укрупнения Дидактических Единиц на уроках русского языка в начальной школе."»

Вступление

Использование приемов технологии Укрупнения Дидактических Единиц на уроках русского языка в начальной школе.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способными к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Поэтому перед современным учителем встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?»

Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если ранее больше всего был распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников.

Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Современный урок русского языка , направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно –диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации.

На наш взгляд, наиболее полно всем этим требованиям отвечает одно из перспективных направлений современной педагогики технология УДЕ (укрупнение дидактических единиц) академика РАО, заслуженного деятеля науки РСФСР Пюрвя Мучкаевича Эрдниева, которая в длинной череде гениальных озарений человеческого ума названа «идеей века». Идея УДЕ, не случайно названная в литературе идеей века, методически обоснована и технологически разработана для многоцелевого учебного предмета – математики. Уже в 1953-1967годах закладываются конкретные

приёмы и способы укрупнения дидактических единиц и создаются первые учебники математики для начальной школы. Сквозной линией в технологии УДЕ проходит идея раскрытия взаимосвязи между прямыми и обратными действиями, между компонентами и результатом действий. Важнейшее значение придаётся постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий, задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах.

     В технологии УДЕ важно различать следующие основные элементы:

1. совместное и одновременное изучение родственных разделов,  одновременное изучение аналогичных или противоположных понятий;

2. взаимообратные задания (прямые и обратные задания),

3. матричные задания (использование матриц при объяснении или закреплении материала;

4. представление информации в образно-наглядной форме (рисуночная, графическая, табличная);

5. блочная подача материала;

6. работа на уроке по единому тексту;

7. интегрированные знания (интегрированные уроки);

8. восстановление деформированных упражнений (метод пустых клеток) и т.д.

Матрицы.

     Традиционно учитель-словесник прибегает на уроках к помощи таблиц. Удачной таблицей, позволяющей наглядно изобразить материал, является матрица. Эффективность этого приема концентрации учебной информации объясняется тем, что в ней используется способность зрительного анализатора различать четко и очень быстро направления (влево-вправо, вверх-вниз, выше-ниже). Матрица - это таблица с двумя входами. На этом принципе устроена таблица Пифагора, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

     Подобные матрицы можно построить и на уроках русского языка, и они могут быть использованы как на уроках объяснения нового материала, так и на уроках закрепления, обобщения, повторения изученного материала.

     Матрица на уроке при объяснении материала может быть дана полностью или частично заполненная, и недостающая информация должна быть восстановлена учащимися. Матрица позволит зрительно воспринять новую тему, потому что наибольшая прочность усвоения достигается при подаче учебной информации на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном, так как зрительные каналы переработки информации в сто раз мощнее слуховых.

       Одним из технологических приемов УДЕ, улучшающим усвоение материала, является его укрупнение или блочная подача. Если традиционная программа предлагает последовательное изучение, то при блочной подаче ученик имеет возможность сравнивать, анализировать, находить общее и различное. Опыт такой работы показывает, что при такой подаче учащиеся легче воспринимают и лучше усваивают материал, более прочно он закрепляется в памяти.

Для блочной подачи учебного материала можно использовать  матрицы.

Также при блочной подаче учебного материала  используются граф-схемы и блок-схемы.

     Метод восстановления деформированных упражнений (использование пустых клеток) очень широко применяется на уроках математики. Но этот метод может быть использован и на уроках русского языка.

Обобщение и систематизация знаний.   Обобщение означает переход знания на более высокий уровень. Обобщение связано с аналогией. Умозаключение  по аналогии  является непременной составной частью творческого мышления, так как этим путем мысль человека выходит за пределы известного, пролагая путь к неизвестному. Применение обобщения связано с преобразованием мыслей, с умственным экспериментированием, ведет к самостоятельному расширению и углублению имеющихся знаний.

В данном пособии представлены материалы по УДЕ, которые помогут учителю построить свой урок в 1классе по русскому языку к учебнику В.П.Канакиной,В.Г.Горецкого («Школа России») М: «Просвещение».










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ирина Николаевна Бемм

Дата: 10.01.2024

Номер свидетельства: 643810


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства