Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по обучению осознанному чтению в условиях дистанционного обучения»
Программа
Клуба семейного чтения
«К книге и чтению – через досуг и общение»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основными тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных.
Вместе с тем, чтение, как универсальная культурологическая техника, остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Исследователи делают вывод о том, что только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать и т. д.
Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения, которыми Россия всегда славилась.
Именно сейчас очень важно, используя опыт прошлого и поднимая его на новую ступень, объединёнными усилиями семьи и школы, формировать культ книги среди детей, культ семейного чтения. Ведь только читающее общество является обществом мыслящим.
Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы. Кроме этого семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.
Чтение, как говорят специалисты, — это, прежде всего, труд и творчество. По словам Ивана Ильина, в результате чтения человеку приходится «оживлять буквы, раскрывать перспективу образов и смысла за словами, заполнять внутреннее «пространство души», а это сложная интеллектуальная работа, секретами которой владеют педагоги.
Для ускорения позитивных процессов и прорыва ситуации с чтением надо сегодня дать простые рецепты, на простом понятном языке, прежде всего, мамам, папам, дедушкам, бабушкам, то есть всему нашему обществу. Для оказания помощи родителям в освоении этой роли школе необходимо разрабатывать специальные программы педагогической поддержки, программы детского развивающего чтения, стимулирующие взаимодействие детей и взрослых.
Клуб семейного чтения может стать эффективным инструментом позитивных изменений с детским чтением как в родительской среде, так и в обществе в целом.
Занятия в Клубе предусмотрены для семей учащихся разного возраста для того, чтобы не выпустить из внимания ни одну читающую семью.
Программа рассчитана на один учебный год.
Режим занятий – 1 раз в месяц.
Формы занятий – лекции, встречи за круглым столом, читательские конференции, посиделки, конкурсы и др.
Актуальность проблемы обозначила выбор цели проекта: возрождение и развитие традиций семейного чтения, установление партнёрских взаимоотношений между лицеем и семьёй, поддержка семейного чтения как важнейшего элемента культуры, роста творческой и социальной активности семьи.
Данная цель реализуется через следующие задачи проекта:
Создание условий в начальной школе для повышения роли литературы в развитии детей.
Формирование у ребенка мотивации к чтению, способности воспринимать художественные произведения.
Посредством книги и чтения способствовать развитию речи, речевому общению, подготовки дошкольников к обучению грамоте.
Возрождение лучших традиции семейного чтения.
Помощь родителям в организации семейного чтения и в вопросах воспитания с помощью книги.
Создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге, включающей программы родительских лекториев, методические материалы для родителей, программы детского развивающего чтения, рекомендательные библиографические списки и т.д.
Повышение уровня читательской компетентности.
Возрастание интереса к чтению художественной и познавательной литературы, повышение востребованности школьной библиотеки как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития.
Укрепление партнерства лицея с родителями в читательском развитии школьников, формирование родительского актива в школьной библиотеке, активное участие родителей в реализации мероприятий данного проекта. Изменение отношений “ученик-родитель-библиотекарь”, создание коллектива единомышленников.
Популяризация традиций семейного чтения среди родителей учеников младших классов, повышение их заинтересованности в читательском развитии своего ребенка.
Тип проекта: комплексный.
Участники проекта: дети, родители, учителя, библиотекарь, методист
Продолжительность: долгосрочный (2 учебных года)
Ожидаемый результат.
Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе
Возрождение традиции домашнего чтения.
Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе
Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя
4. Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность.
Способы определения результата:
1. Анкетирование.
2. Анализ читательских формуляров.
3. Творческие работы.
4. Создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге.
План деятельности клуба семейного чтения
«К книге и чтению – через досуг и общение»
Сентябрь
«Встреча друзей»
Октябрь
«Моя семья – моё богатство». Семейный праздник.
Ноябрь
«Мамина песня». Колыбельная в произведениях писателей.
Декабрь
«Вместе с книгой в Новый год!». Викторина по любимым книгам членов Клуба.
Январь
«О том, что нас окружает». Научно-популярная литература для детей
Февраль
«С чего начинается Родина?» . Краеведческая литература для детей.
Март
«Любимая книга семьи». Презентация книг.
Апрель
«Добрым быть совсем непросто». Тема человечности и милосердия на страницах книг.
Май
«Корни рода моего». Презентация генеалогического дерева семьи.
Семейное чтение
Проблема чтения в семье рассматривается как крайне важная, потому что влияние семьи на процесс становления личности ребенка очень велико.
Девиз: Книга – это сказка! Книга – это песня! С каждой новой книгой Жить нам интересней!»
Наблюдения за детьми показали, что все чаще встречаются дети, которых не усадить за книгу, которые не хотят и не могут слушать. Сегодня, в большинстве семей дети с самого рождения вынуждены смотреть телевизор – он почти никогда не выключается. Яркий мультфильм противопоставляется книге, читать которую трудно, долго и не всегда сразу понятно; читая или слушая чтение нужно потрудиться, напрячь мысли, воображение, а телевизор дает готовенькое. В результате у ребенка интерес книге теряется. И наоборот, если ребенку с первых лет жизни постоянно читают, показывают картинки, то впоследствии его восприятию книги ничего не мешает – ни мультфильмы, ни компьютерные игры. Ребенок научиться воспринимать систему образов с листа и электронные образы не будут мешать, а будут дополнять мир ребенка.
Проведённое в классах обследование показало, что дети плохо знают детскую художественную литературу, не умеют внимательно и выразительно слушать рассказы, сказки, стихотворения.
Анкетирование среди родителей выявило, что меньше половины опрошенных семей практикуют семейное чтение. Лишь немногие из родителей смогли точно назвать книгу, которую они недавно прочитали для своего ребёнка. Для решения этой проблемы был создан данный проект «Клуб: папа, мама, я – читающая семья» с использованием инновационных форм взаимодействия.
Данная форма работы выбрана потому, что особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
Заседания клуба «Папа, мама, я – читающая семья» проводится раз в месяц. Продолжительность встреч 30-40 минут, так как небольшая продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку часто родители ограничены во времени в силу объективных и субъективных причин.
Проект реализуется в три этапа.
Первый этап – подготовительный Составление перспективного плана работы клуба;
Подготовка к проведению мероприятий, обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы клуба.
Второй этап – основной
Работа с детьми является неотъемлемой частью деятельности педагога в рамках работы клуба. Поставленные задачи реализуются в следующих видах деятельности:
Непосредственно-образовательная деятельность.
Совместная деятельность педагога с детьми.
Самостоятельная деятельность детей.
Существенную роль в формировании у младших школьников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Здесь происходит близкое, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями.
Детям предлагаем широкий спектр игр: - сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;
- игры по прочитанным книгам: «Собери сказку», «Что сначала, что потом», «Угадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Чей предмет?».
В игре – драматизации, театрализованной игре драматизации - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты. Показали родителям сказки: «Репка» - записана на видео, «Теремок» - в сказке изменили сюжет, «Девочка - чумазая» - записана на видео.
Организовывались книжные выставки по изучаемым лексическим темам
Создание «Книжкиной больницы» в группе помогает прививать детям бережное отношение к книге. В дальнейшем планируем предложить детям «лечить» не только книги из своей группы, но и помогать малышам.
На одном из заседаний клуба проведён практикум по использованию метода наглядного моделирования, который помогает детям при пересказе текста.
Совместная деятельность сближает родителей, детей и педагога. Учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнёрами. Для ребёнка очень важно взаимопонимание между педагогами и родителями. От участия родителей в клубе выигрывают все.
Чтобы заинтересовать ребёнка книгой, чтобы чтение вошло в привычку, от которой получаешь удовольствие, узнаёшь что –введена традицию «Книжное дерево». На этом «книжном дереве» «вырастают, созревают яблоки», которые будут приносить родители, прочитав ребёнку книгу. На яблоке пишут автора, название книги. Ребёнок высказывает своё суждение о книге. В дальнейшем планируется предложить родителям писать на отдельном листе бумаги вопросы, которые задавал ребёнок, объяснение непонятных слов ребёнком, чем интересна эта книга.
Понаблюдать о чтении в других семьях поможет «Экран читателя», на котором периодически появляются солнышки: весёлое солнышко – прочитали книгу, грустное солнышко – прекратили читать.
Ещё одна из традиций, которая возникла в ходе проекта - «Гость класса». Это встреча с интересными людьми.
Наиболее интересная форма работы с родителями – это привлечение родителей к образовательному процессу через проектную деятельность. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей. Вместе с родителями реализовали такие мини – проекты как: «Скоро, скоро новый год», «Зимующие птицы», «Как рождается книга», « Семья», «День Защитника Отечества».
При реализации проекта «Клуб: папа, мама, я – читающая семья» привлечены:
- сотрудники детской библиотеки: организуют тематические беседы; совместные экскурсии для детей и родителей;
- консультации для родителей, участие библиотекаря в образовательнойдеятельности, памятки для родителей,
- педагог-организатор: подбирает музыкальный репертуар к литературным праздникам, викторинам, КВНам.
В ходе реализации проекта удалось заинтересовать родителей к активному участию, укрепить связи между педагогами и семьями воспитанников, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
Третий этап – завершающий.
На итоговом заседании клуба «Папа, мама, я – читающая семья» проводилась презентация «Семейные книги».
Проект дополнил учебно-воспитательную работу:
ученики начальных классов занимались исследовательской работой по разным школьным предметам, однако чтение и книги практически никогда не становятся объектом их исследований;
под исследованием часто подразумевается изучение информации из книг, Интернета и т.д. Безусловно, это развивает навыки работы с опубликованными источниками информации. В то же время результатом работы редко становится «открытие», т.е. получение новой, никому не известной информации; скорее, это имитация исследования, что снижает мотивацию учащихся. Объект исследования «Моя домашняя библиотека» у каждого участника проекта уникален и не изучен по определению;
в ходе исследования участникам необходимо было расспрашивать своих родителей, других старших родственников об истории семьи. Такое общение тем более ценно для укрепления взаимопонимания между поколениями, что обычно взрослые интересуются делами детей, у детей встречный интерес проявляется реже.
Для родителей были организованы:
Открытые просмотры
Тематические выставки («Сердце отдаю детям»)
Встречи со специалистами
Праздники ( с использованием литературоведческого материала) - «Моя мама лучше всех» - «Очень трудно мамой быть» - «Спасибо тебе, родная»
Консультации библиотекаря - «День семейного чтения» - «Памятки для родителей по семейному чтению» - Картотеки «Семейная академия» по вопросам детского чтения и подготовке детей к школе
В помощь родителям в течение года в лицее подготовлены и показаны различные выставки:
Выставка-предложение «Домашняя школа», предлагающая ответы на вопросы: - Разумно ли мы любим детей? - Каковы духовные потребности ребенка? - В чем причины «нелюбви» к чтению? и др.
Выставка – диалог «Посидим рядком, поговорим ладком» (ко Дню семьи), на которой рядом с картотекой вопросов, заданными родителями находился рекомендательный список литературы с указанием того, где можно найти ответы на заданные вопросы, а так же книги и журналы о воспитании детей.
Учащиеся лицея приняли участие в:
Театрализованных представлениях, посвященных юбилеям; писателей и их произведений;
Литературных праздниках, конкурсах, викторинах;
Сказочных калейдоскопах.
Практика показала, что в работе с читателями младшего школьного возраста наиболее эффективно использование игровых форм деятельности. Игровая ситуация делает мероприятие насыщенным, разнообразным, более привлекательным для ребенка. Такие формы позволяют моделировать ситуацию, при которой проникновение читателей в содержание художественного произведения особенно успешно.
Наибольшей популярностью у маленьких читателей пользуются фольклорные праздники. Происходит это потому, что в народных обычаях принято встречать весну, лето, да и остальные времена года, весело, красочно, шумно. Здесь уместно шалить, резвиться. Это привлекает детей, дает простор фантазии, помогает учителям, родителям, библиотекарям непринужденно использовать лучшие народные произведения литературы для приобщения читателей к чтению.