kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая рекомендация педагогам дополнительного образования. Игры, по семейным традициям казачества

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал для проведения воспитательного мероприятия по традициям казачества 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая рекомендация педагогам дополнительного образования. Игры, по семейным традициям казачества»

Методическая рекомендация педагогам дополнительного образования.

Игры, по семейным традициям казачества

Семейно – бытовые отношения в казачьих семьях .

Для начала предлагаю подумать и ответить на вопрос «Что означает слово – семья?». Высказывания .

По определению словаря   Даля

Семья – совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми .

С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки.

Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы – заканчиваете.

  • В гостях хорошо, а…………. (дома лучше).

  • Не красна изба углами, а…………. (красна пирогами).

  • Дерево держится корнями, а человек………… (семьей).

  • Каково на дому, таково и………………(самому).

  • Когда семья вместе, и…………… (душа на месте).

  • Семья сильна, когда над ней………… (крыша одна).

  • казак скорей умрет, чем ………..(с родной земли уйдет);

Есть семья, есть и семейные традиции.

В современном мире отличаются отношения в семьях и совместное проведение времени.

Казачество представляет собой особый социальный пласт со своими особенными чертами  в способах его жизнедеятельности, с особым семейным укладом и культурными традициями, строго регламентированными внутрисемейными и внутриродовыми отношениями. Семейно-бытовые праздники, обряды, традиции отражали быт и занятия казаков, их исторически сложившееся особое привилегированное положение, осознание своей важности в ратных делах и защите государственной власти.

Связь поколений весьма благотворна, так как красота речи, поступков, отношений между людьми не рождаются на пустом месте, они наследуются, развиваются, совершенствуются. Особенно это значимо сейчас, так как наблюдается некоторая потеря исторической памяти. Мы живем в уникальном крае с уникальным разнообразием культур и традиций.

А вот теперь : попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,

А самый младший – Я.

Какая же у нас семья?

ОТВЕТ Брат и сестра их родители, бабушка и дедушка.

 (6 человек)

Можно использовать притчу.

«Идет прохожий и видит - люди что-то строят.

Что ты делаешь? - спрашивает он одного каменщика.

Я укладываю кирпичи, - отвечает тот.

А ты что делаешь? - спрашивает он второго.

Я возвожу стену, - отвечает второй.

А ты что делаешь? - спрашивает от третьего.

Я строю Храм, - был ответ.

Когда мы строим "дом" ОБРАЗНО РАБОТУ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ, в котором будет жить ОБУЧАЮЩИЕСЯ, важно заботиться о качестве "кирпичей" и правильности их "укладки". От нас С ВАМИ зависит, насколько этот Храм будет наполнен светом радости».

Один политический деятель сказал: «чтобы уничтожить народ, надо уничтожить его культуру». Давайте же не позволим, чтобы наш народ исчез, будем возрождать и приумножать добрые народные, семейные, отечественные традиции, в них наша культура! Предложить обучающимся ответить на вопросы.

 1.Без чего, без какого предмета одежды не могла выйти на улицу казачка Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор появиться на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы.

2. Что обязательно читалось перед едой?

(После того, как еда была расставлена, ГЛАВАсемьи призывал к молитве. Иногда читал ее он, но чаще поручал кому-нибудь из младших детей. Затем разрешал садиться и разрезал каравай хлеба, раздавая ломти.)

 3.Предмет, который при падении следовало поднять и поцеловать.(Оброненный кусок хлеба следовало поднять, поцеловать, прочитать молитву или сказать "Господи, прости!")4. Принцип, свято соблюдаемый при приёме пищи из общей посуды.

При еде из общей посуды свято соблюдался принцип старшинства. Ели в два приема: сначала "юшку", затем по стуку старшего о край посуды разбирали мясо и овощи ("гущу таскать"). Два принципа соблюдались строжайше: женщины - отдельно от мужчин, и по- старшинству.

5. Без чего не могли начать свой день казаки по отношению к родителям (Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам.  свой рабочий день начинают с получения родительского благословения.

6. Что должны были сделать если появлялся  старший по возрасту.

Уважение старшего - одно из главных обычаев казаков (при появлении старика все должны были встать - казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы - снять шапку и поклониться).

7. Местоимение, употребляемое при обращении к отцу и матери. ВЫ

8.Необходимое условие во время еды. (Ели молча, без разговоров)

9.Как называлась молитва, которую читали после приема пищи. (После обеда читалась благодарственная молитва)

10.Кто помогал родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку,

(Крёстная мать помогалаприучала её к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду)

11.   Мужчина,   на   которого   возлагалась главная   обязанность   по   подготовке казачонка к службе (На крёстного отца возлагалась главная обязанность по подготовке)

12. Человек, ходатайствующий за женщину на сборе (круге). За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман.

13.   Один   из   знаков   уважения   к старшему.

(В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность).

В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения (священного писания). "Не муж для жены, а жена для мужа". "Да убоится жена мужа". При этом придерживались вековых устоев - мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина - в мужские. Кто и что в семье должен делать - четко разделено.

Считалось за позор, если мужчина занимался женскими делами.

Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена казака - мать его детей.Остановка Казачий говорОбъясняем значение СЛОВ

Баз – двор или огороженный загон для скота.

Байбак – степной зверек, сурок

Ведьмедь – медведь

Гутарить – говорить, беседовать, разговаривать

Кочет – петух

Ноня – сегодня

Пестаться – нянчиться

Сабля – рубящее или рубяще-колющее холодное оружие

Шашка – холодное оружие, символ всех прав у казака. 

Повечерять – поужинать

Курень – дом

Чурбак - полено дров

Хутор – казачье поселение 

Станция «Казачий курень

Загадки 1. В ножках спит, а не в постели. Как огонь, горит на деле. И надёжна, и остра. Казаку в бою - сестра. (Шашка).

2.Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает. Что схватит, отдаёт. Сам в угол идёт. (Ухват)

3.Чуть поменьше, ловкий брат, Послужить отчизне рад. Как бы враг не угрожал, Под рукой всегда… (Кинжал).

4.Смастерили из досок, И надели поясок, И хранит посуда эта С грядки собранное лето. (Бочка).

5.Короткая толстая плеть из ремней С вязанным в конце грузиком. (Нагайка)

6.Сверху дыра, Снизу дыра, А посередине – Огонь да вода. (Самовар).

7.Кто в бою надёжный друг, Знает своё дело? С казаками на врагов Наступает смело? Он, как ветер, как огонь. Лучший друг – любимый…(Конь)

8.Висит, телепается, Всяк за него хватается. (Рушник).

9.Какая обувь в огне изготавливается И с ног не снимается? (Подкова).

10.Лохматый казак, Посреди кушак, По двору ходит, Порядок наводит. (Веник

Игра «Собери пословицу» Игроки делятся на две команды. Каждая команда собирает по три пословицы из предложенных картинок

Пословицы Казак без друзей, что дуб без корней. Казак с пелёнок на лошади.

Казак в бою, как орёл в небе.Казак сам не поест, а коня накормит.

Казак без труда, что земля без воды. Казак в труде, как в бою, славит Родину свою

Станция «Станица» Казачка: В казачьих станицах раньше был свой говор, и я предлагаю вам разгадать, что означают некоторые казачьи слова.

Ажина – Ежевика

Бизилик – Браслетик

Гаман – Кожаный кошелёк

Гладыш – Куриное яйцо

Грамотка – Письмо

Долонь – Ладонь

Принч – Рис

Турчелка – Сверчок

Игра забытые словаИгра продолжается со словами: забор – плетень, кастрюля-чугунок, полотенце – рушник, часы – ходики, говорят – гуторят, шапка - папаха, город - станица, зал – горница, мастерица – додельница, компот – узвар, женские сапожки – гусарики, ведро – цебарка

«Изучение истории семьи и рода»

Инструкция: Внимательно прочитайте вопрос и все варианты ответов к нему. Выберите, какой вариант ответа с Вашей точки зрения является верным и отметьте его.Что такое семья?

  1. Единство, объединение людей, сплочённых общими интересами.

  2. Основанное на браке или кровнородственных отношениях объединение людей, связанное хозяйственно-бытовой общностью и взаимной ответственностью.

  3. Ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение.

  4. Перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.

Что такое род?

  1. Единство, объединение людей, сплочённых общими интересами.

  2. Основанное на браке или кровнородственных отношениях объединение людей, связанное хозяйственно-бытовой общностью и взаимной ответственностью.

  3. Ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение.

  4. Перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.

Что такое родословная?

  1. Единство, объединение людей, сплочённых общими интересами.

  2. Основанное на браке или кровнородственных отношениях объединение людей, связанное хозяйственно-бытовой общностью и взаимной ответственностью.

  3. Ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение.

  4. Перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.

Что такое генеалогия?

  1. Родословие.

  2. Наука, устанавливающая происхождение индивидов и отношения родства между ними.

  3. Наука, изучающая историю отдельных родов и их роль в социально-экономической и общественной жизни эпохи.

  4. Все предложенные варианты определения являются правильными.

Какой вид родословия указывает всех предков того лица, которое является объектом родословного исследования?

  1. Восходящее.

  2. Нисходящее.

  3. Смешанное.

  4. Другое.

Какой вид родословия строится по принципу от общего родоначальника к его потомкам?

  1. Восходящее.

  2. Нисходящее.

  3. Смешанное.

  4. Другое.

Как изображаются восходящие и нисходящие родословия?

  1. Родословными схемами.

  2. Родословными таблицами.

  3. Родословной росписью.

  4. Родословия могут изображаться всеми перечисленными способами.

Какое правило является обязательным к исполнению при составлении родословной таблицы?

  1. Строгое графическое исполнение, отсутствие художественного оформления.

  2. Строго горизонтальное или вертикальное исполнение.

  3. Каждое поколение должно быть расположено строго на одной горизонтали (уровне).

  4. Все перечисленные правила являются обязательными при составлении родословной таблицы.

Что из перечисленных вариантов относится к направлениям родословно­-биографических исследований:

  1. История рода (родословная).

  2. История семьи.

  3. Биография родственника (персоны).

  4. Все перечисленные варианты.

Как называется кровная связь между людьми, основанная на происхождении одного от другого или на происхождении группы людей от общего предка?

  1. Родство.

  2. Сродство.

  3. Свойство.

  4. Кумовство.

Как называется отношение между людьми, возникающее из брачного союза, отношение родственников одного супруга к другому и его родственникам?

  1. Родство.

  2. Сродство.

  3. Свойство.

  4. Кумовство.

Как называется религиозно-родственная связь, возникающая при крестинах, народное название духовного родства?

  1. Родство.

  2. Сродство.

  3. Свойство.

  4. Кумовство.

В каком документе информация о родстве передается через систему нумерации поколений и индивидуумов?

  1. Генеалогическое древо.

  2. Генеалогическая карточка.

  3. Поколенная роспись.

  4. Генеалогическое досье.Задание. Придумайте прилагательные, которые можно использовать при описании семьи, и которые начинались бы с букв, из которых состоит слово СЕМЬЯ: С: ……..

Е………..

М: ...

Я: ...

Задание «Изучение истории семьи и рода»

Какую известную книгу, рассказывающую о происхождении и родстве многочисленных народов, можно условно назвать первой.

Какую геометрическую фигуру можно назвать самой семейной? (…. )

В какой традиционной русской игрушке заложен символизм продолжения рода и единства( )

Какая птица символизирует продолжение рода и мир в доме? (……………)

В какой русской сказке заложена идея важности мирного проживания под одной крышей? (…………………)

В какой русской сказке заложена идея важности единства при выполнении сложного дела? (……………)

В названии какого растения есть название и кровного родственника, и родственника по свойству? (……………)

Назовите дату, день, в который отмечается Международный день семьи (…………………

Назовите дату, день, в который отмечается Всероссийский день СЕМЬИ (………………..)



Без памяти – нет традиций,

Без традиций – нет культуры,

Без культуры – нет воспитания,

Без воспитания – нет духовности,

Без духовности – нет личности,

Без личности – нет народа.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бирюкова Елена Анатольевна

Дата: 27.11.2023

Номер свидетельства: 640789

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Методическая рекомендация педагогам дополнительного образования. Игры, по семейным традициям казачества"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_rekomendatsiia_pedagogam_dopolnitelnogo_obrazovaniia_igry_po_seme"
    ["file_id"] => string(6) "608341"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1653893452"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства