kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка внеклассного мероприятия для 4 класса «Человек рожден для добра»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка будет полезна учителям начальной школы, классным руководителям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия для 4 класса «Человек рожден для добра»»

Методическая разработка внеклассного мероприятия для 4 класса

«Человек рожден для добра»

Автор: Боброва Татьяна Борисовна, учитель начальных классов

МБОУ «Севская средняя школа № 2» Брянской области

Описание работы: данная методическая разработка будет полезна учителям начальной школы, классным руководителям.

Одно из направлений современной педагогики обращено к духовно – нравственным традициям отечественного образования и воспитания. Необходимо приложить усилия, чтобы в формировании личности ребенка преобладали духовно нравственные качества: доброта, любовь, милосердие. Материал классного часа способствует решению этой важной задачи.

Форма занятия: беседа с элементами дискуссии и использование игровых приёмов обучения

Методы: проблемно-поисковый, системно-деятельностный.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные результаты: развивать умение анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, обучать анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных норм поведения. Воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимание и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: формулирование темы и цели занятия; готовность к преодолению трудностей; формирование установки на поиск способов решения задач.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание , построение логической цепи рассуждений, ориентирование в своей системе знаний, переработка и применение полученной информации.

Коммуникативные: участие в работе группы, умение договариваться друг с другом, умение предвидеть последствия коллективных решений.

Предметные: формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: доброта, понимание, милосердие, любовь.

Подготовительная работа: попросить учеников выучить стихи, сценки.

Оборудование: Плакат с эпиграфом, пословицами, правилами поведения, словарь С. Ожегова, книга В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», рисунки детей с изображением добра и зла, запись песни «Идем дорогою добра», большое сердце со словом «милосердие» посередине доски, маленькие сердечки с добрыми и др. словами, карточки с пословицами в виде лепестков цветка, магниты.



Эпиграф:

«Плохой ли, хорошей рождается птица,

Ей суждено летать.

Человеку же так не годится.

Человеку мало родиться:

Им еще надо стать».

(Э. Асадов)















Ход занятий.

Учитель: - Наш классный час начну с известных слов В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». (Показываю книгу, вспоминаем некоторые слова к иллюстрациям. Последние – «Буду делать хорошо и не буду плохо».)

- Ребята, пусть эти слова будут девизом всей вашей жизни. А эпиграф к нашему уроку зачитает… (ученик).

Эпиграф: «Плохой ли, хорошей рождается птица,

Ей суждено летать.

Человеку же так не годится.

Человеку мало родиться:

Им еще надо стать».

(Эдуард Асадов)



- Человек почти всегда знает, хорошо он поступает или плохо. Всю свою жизнь с самого детства, человек познает, «Что такое хорошо и что такое плохо». А вы, ребята, различаете, как вы поступаете? (Рассматриваем некоторые поступки детей, даем оценку) Не просто правильно оценить.

- У нас есть хороший помощник – наша совесть. Совесть – это голос Божий в человеке. Она подсказывает, что есть добро и зло, удерживает нас от злых поступков и поощряет – добрые. Совесть предостерегает нас от зла и направляет на путь добра.

Загадка. Самый лучший тот на свете,

Кто как луч весенний светел

Кто поможет, руку даст.

Не жалеет новых ласт, лыж не разу не надетых,

Откусить хоть полконфеты,

Вот какая красота

В моем друге …(Доброта)

- Тема нашего классного часа «Жизнь дана на добрые дела».

- А чтобы произошло, если бы в мире исчезла доброта?

(Все кругом стали бы злыми)

- С чем возможно сравнить зло?

(Со взрывом, ураганам, пожаром…) Со всем, что приносит людям и всему

живому вред.



- Что такое Добро? (Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама…)

- А какого человека можно назвать добрым?

(Добрый человек это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее. Добрый человек любит птиц , зверей и помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)

- Давайте заглянем в толковый словарь С.И. Ожегова и узнаем значение слова «доброта». (Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)

- У нас в русском языке и русской культуре есть еще очень родное слово, уходящее корнями в христианство – это терпимость. И испокон веков это слово нам помогает вытерпеть много. Учило нас быть терпимыми друг к другу и не только терпимыми, но и милосердными. Мне очень нравится это слово

- Как вы думаете, из каких слов состоит «милосердие»? (Ответы: милость, милый, милое сердце, помиловать, милостыня…)

- Правильно, милость к людям, к животным, к растениям – ко всему, что нас окружает.

- Если заглянуть в толковый словарь Сергея Ожегова, то мы узнаем, что «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, из сострадания, человеколюбия».

- Посмотрите, на доске ваши рисунки, где вы изобразили выражение добра и зла. Какие рисунки оставим, а какие уберем? (Убираю рисунки со «злом»).



Игра «Ручеек доброты»

- Построим ручеек, встаем в 2 линии лицом друг к другу. Ручеек поможет нам узнать, какими качествами человек обладает. Один ученик проходит по ручейку, а остальные ребята, дотрагиваясь до проходящего, выражают ему свою похвалу, любовь и одобрение.

- Из ручейка ученик выходит счастливым человек. Счастливым его сделало доброе слово. Надо чаще говорить людям комплименты, добрые слова.

- Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о его доброте? (Не только слова, но и дела должны быть добрыми.)

- «Не одежда красит человека, а его добрые дела,» - гласит пословица.

- В жизни приходится сталкиваться с разными сложными ситуациями. Поступит правильно, совершить доброе дело порой оказывается не так-то просто. Как бы вы поступили в предложенных ситуациях?



Ситуация 1.

Один из ваших одноклассников смеется над вашим другом, обзывает его. Как вы поступите?

- будете плакать

- будете защищать товарища кулаками

- будете тоже смеяться над другом

- свой вариант



Ситуация 2.

Ваш одноклассник схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?

- будете кричать и попытаетесь отобрать ручку

- пожалуетесь учителю

- отлупите одноклассника

- объясните, что чужие вещи брать без разрешения нельзя



Ситуация 3.

Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как выступите?

- будете плакать

- пожалуетесь учителю

- не скажите ничего

- свой вариант

- Общее решение можно найти в том случае, если стороны, между которыми произошли разногласия. Готовы выслушать друг друга и прийти к согласию.

- Давайте поиграем!

- Мы попали в «сад Добра». Пройдемся по этому саду и представим, что мы – деревья, растущие в саду. Я буду называть дела, которые совершают ребята. Если вы одобряете поведение детей, то поднимаете руки вверх. Дерево радуется, шелестит листочками. Если вам не нравится поведение ребят, то опускаете руки вниз. Дерево огорчается, веточки плачут.

- поздороваться при встречи

- уступить место в автобусе пожилому человеку

- жаловаться на всех подряд

- смастерить скворечник

- перебивать взрослых, которые разговаривают

- приготовить маме подарок на 8 Марта



Учитель: - Давайте посмотрим сценку

Сценка «Давай, давай, рассказывай»

За пять минут до первого урока все сидели в классе. Одна ученица пришла последняя. У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.

- Чего это у тебя глаза на мокром месте? – громко закричала одноклассница.

- Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну-ну, давай, рассказывай! – подскочила к ней одноклассница.

- Что случилось? Почему слезы? – закричали все.

(Ученица разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.)

- В чем была ошибка школьников? Что бы вы сделали на их месте? (Ответы детей.)

- Поступать с другими надо так, как вам бы хотелось, чтобы поступали с вами, - если вы будете следовать этому мудрому совету, вы никогда не ошибетесь.

- А чего в первую очередь вы ждете от других? Внимание, заботы, теплоты, понимания. Но иногда в жизни складывается так, что тебя о чем-то просят, а времени на выполнение просьбы совсем нет.

- Как поступить в таком случае? (Ответы детей: не отказывать, объяснить, позже сделать…)

  Притча «Страшная ошибка»

Много лет тому назад в высоком замке жил рыцарь со своей женой и маленьким сыном. Он обожал своего крошку сына и проводил много часов, играя с ним. Он также любил свою собаку, которая была ему верным другом во время охоты.

Однажды пригласили рыцаря во дворец Короля. Рыцарь повел собаку в комнату и сказал ей, чтобы она присмотрела за сыном, пока он и его жена будут в отъезде. Он сказал собаке: «Смотри, чтобы ничего не случилось с моим драгоценным сыном».

Турнир был большим праздником. Рыцари в блестящих доспехах и на своих лошадях состязались друг с другом. Вечером на пиру пели менестрели. И его жена хорошо провела время.

Когда они вернулись в свой замок, рыцарь сразу пошел в комнату своего сына. Он тихонько открыл дверь, чтобы не разбудить ребенка, но увидел страшную картину. Колыбель была перевернута, детские вещи лежали в куче, всюду была кровь. Но самое страшное было то, что нигде не было видно ребенка. Собака стояла и виляла хвостом, приветствуя хозяина. На её шерсти была видна засохшая кровь. Рыцарь недоверчиво посмотрел на собаку, которую любил.

«Как ты могла такое сделать?» – закричал он на собаку и в порыве гнева выхватил меч и заколол её.

В этот момент он заметил движение под детскими вещами. Он откинул их и увидел под ними улыбающегося сына, целым и невредимым. Возле него лежала огромная змея со следами борьбы между ней и собакой. Рыцарь сразу понял, что случилось. Верная собака убила змею, защищая его сына. И он закрыл лицо руками.

«Что я сделал? Что я сделал? Я убил моего верного друга. Если бы только я немного подождал, если бы и не поспешил!»

Рыцарь долго оплакивал страшную ошибку, которую он совершил.

С этого дня он никогда не позволял себе в порыве гнева принимать поспешные решения. Прежде чем совершать поступки, он всегда убеждался в правильности фактов.

 Беседа по притче.

¨  О чем эта притча?

¨  Понравилась ли она вам?

¨  Как вы думаете, почему рыцарь доверил мальчика своей собаке?

¨  Какие чувства охватили рыцаря, когда он, вернувшись в замок, вошел в комнату сына?

¨  Почему рыцарь оплакивал гибель собаки?

¨  Что вы чувствуете к героям притчи?

¨   Какое важно правило надо крепко-накрепко запомнить? Нужно ли его знать сегодня? А зачем?  



- Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

Учитель: - Давайте послушаем стихотворение А. Барто «Признание». Поразмышляйте, добрые в этом стихотворении герои или нет.

(Читает ученик)

Поди узнай, поди пойми,

Что стало с парнем лет восьми?

Он всех в один из ясных дней

Чуть не довел до слез,

Его зовут – стоит как пень,

Как будто в землю врос.

- Смотри не пей воды сырой! –

Советует сосед.

Один стакан, потом второй

Андрюша пьет в ответ.

Поди узнай, поди пойми,

Что стало с парнем лет восьми?

- Придешь обедать к трем часам, -

Ему сказала мать.

Он пробурчал: - Я знаю сам…

И сам явился в пять.

- Ну что с тобой, Андрюшенька?

И сын признался ей:

- Когда я вас не слушаюсь,

Я выгляжу взрослей!

- Можно ли назвать Андрюшу добрым?

- А прибавит ли его грубость ему лет? Станет ли он от непослушания и невежливости взрослым? (Ответы детей.)

- Да, вы совершенно правы. Невоспитанность и грубость совсем не делают человека старше.

Учитель: - Послушайте другое стихотворение А. Барто. Оно называется «Любочка».

(Читает ученица)

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Луче всех подруг.

Кружится и юбочка,

И ленточка в косе.

Все глядят на Любочку.

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придете в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит еще с порога,

Объявляет на ходу:

- У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:

- Фу, какая теснота! –

Говорит она старушке:

- Это детские места!

- Ну, садись! – вздыхает та.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.

- Какая же Любочка на самом деле? (Ответы детей.)

- Есть пословица: «Доброе слово и кошке приятно».

- Как вы понимаете ее смысл? (Ответы детей.)

- Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова. Эти слова еще называют волшебными.

- Почему? (Ответы детей.)

Учитель: - А теперь подумаем над смыслом еще одной пословицы: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху».

- Как вы понимаете ее смысл? (Ответы детей.) Доброе слово может приободрить, вселить уверенность, согреть душу.



- Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы сейчас часто встречаемся в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которых входит само слово «добро».

1. Добро пожаловать! (Вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, приехать, войти в дом и т. д.)

2. В добрый час! (Пожелание удачи, благополучия при начинании какого-либо дела.)

3. В добрый путь! (Доброе пожелание тому, кто уезжает куда-нибудь.)

- Добро является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Слышали вы и такие выражения, как «дать добро» и «получить добро». А понятен ли смысл этих слов вам?

1. Дать добро – дать разрешение, согласие на что-либо, одобрение.

2. Получить добро – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.



– Внимательно послушайте стихотворение А. Антонова «Вежлив Витя или нет?» и ответьте на вопрос.

(Инсценировка учениками)

Малыша обидел Витя,

Но пред школою в строю

Витя просит:

«Извините, я ошибку признаю».

На урок пришел учитель,

Положил на стол журнал.

Следом Витя:

«Извините, я немного опоздал».

Спор давно ведется в классе:

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И скажите нам ответ.

(Ответы детей.)

- Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела». А еще, ребята, вам необходимо помнить: начатое дело нужно доводить до конца.

- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе. (Ответы детей.)

- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей.)

- Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце.)

- Пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения Агнии Барто «Вовка – добрая душа».

Добрым быть совсем-совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.



Учитель: – А теперь вслушайтесь в пословицу русского народа о доброте.

1. Будь добрым с тем, кто от тебя зависит.

2. Доброта – язык, на котором немые могут говорить и некоторые глухие могут слушать.

3. Доброта лучше красоты.

4. Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым.

5. Когда мы счастливы, мы всегда добры, но когда мы добры, мы не всегда счастливы.



Игра «Сказочный герой – добрый или злой?»

Учитель: - Вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла.

В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – топаете ногами.

Иван – царевич, Дюймовочка, Карабас – Барабас, Красная шапочка, Баба – яга, Золушка, Мальвина.



Работа со словами

Учитель: - Ребята, как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?

- давайте попробуем слова заменить словами противоположными по значению:

Плохо – (хорошо)

Зло – (добро)

Война – (мир)

Жадность – (щедрость)

Грубость – (вежливость)

Жестокость – (ласка)

Ложь – (правда)

Предательство – (преданность, верность)

- Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше.



Игра:

Учитель: - Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача – досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Придумано кем-то просто и мудро –

При встрече здороваться ... («Доброе утро!»)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит: … («Добрый день!»)

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь: … («Здравствуйте!»)

Растает ледяная глыба

От слова доброго … («Спасибо!»)

Когда бранят за шалости, мы говорим: … («Прости, пожалуйста!»)

И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: … («До свидания!»)

Всем вам с большой любовью

Желаю … (Крепкого здоровья.)

- Много теплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.

Работа над пословицами.

Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорить о доброте создала русская народная мудрость!

Вспомним некоторые из них: - Я начну, а вы закончите.

  1. Доброе слово и (кошке приятно).

  2. Не одежда красит человека, (а его добрые дела).

  3. Торопись на доброе дело, (а худое само приспеет).

  4. Не хвались серебром, (а хвались добром).

  5. Кто добро творит, (того Бог отблагодарит).

  6. В ком добра нет, (в том и правды мало).

  7. Не ищи красоты – (ищи доброты).

  8. Чего в другом не любишь, (того и сам не делай).

  9. Улыбка ничего не стоит, (но многое дает).





- К сожалению, грубые слова иногда приходится слышать и в нашем классе, а иногда бывает и так, как в стихотворении «Два козла». Может, прослушав это стихотворение, кто-то узнает себя, а узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.

(Ученик выходит к доске и читает стихотворение).

«Два козла»

Однажды на лужайке подрались два козла.

Подрались для забавы, не то, чтобы со зла.

Один из них тихонько приятеля лягнул,

Другой из них легонько приятеля боднул.

Один лягнул приятеля немножко побольней.

Один разгорячился, лягнул что было сил.

Другой его рогами под брюхо подцепил.

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез…

Я вспомнил эту драку, когда передо мной

На школьной переменке такой же вспыхнул бой.

- Да, такие отношения дружескими не назовешь.



Рассуждения

Учитель: - Подумайте и скажите, как поступила Соня по отношению к своей подруге в рассказе «Одинаковые».

- Жили две неразлучные подружки. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одинаково одевали, обе учились только на пятерки.

- Мы во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по арифметике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже неодинаковые…

Мама внимательно посмотрела на Соню. Потом сказала грустно:

- Да, ты стала хуже…

- Я? – удивилась девочка. – Но ведь тройку-то получила не я!

- За что мама осудила Соню? Что бы вы сказала Соне?

(Не надо осуждать других, с тобой тоже может такое произойти.)

Учитель: -А сейчас посмотрим сценку.

Костя сделал скворечник и позвал Вову.

Костя: Посмотри, какой птичий домик я сделал.

Вова: Ой, какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.

Костя: Ладно. Только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а я скворечник.

Учитель: - А вы людям помогаете за что-то, или просто так?

(Нельзя делать добрые дела, за что-то. Добрые дела делают просто – так.)







- Какое чувство вы испытываете, делая доброе дела? (Делать добро очень приятно и радостно.)

- Наш классный час подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделали нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, трудолюбивыми, добрыми. Ведь делать добро – это здорово!

- Стань добрым волшебником,

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Принять и исполнить

Желанье другого

Одно удовольствие,

Честное слово!

Учитель: - Предлагаю всем вместе сделать коллаж большого доброго сердца, конечно же из добрых слов. (Дети выбирают только добрые слова, читают их и прикрепляют магнитом к сердцу.)

(Звучит песня «Дорогою добра»)







Заключение.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Боброва Татьяна Борисовна

Дата: 19.07.2023

Номер свидетельства: 635004

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Методическая разработка внеклассного мероприятия   «Мы выбирает Жизнь!» "
    ["seo_title"] => string(76) "mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-my-vybiraiet-zhizn"
    ["file_id"] => string(6) "124451"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414695401"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства