kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка Турнир знатоков «Мир пернатых поскорей ждет поддержки от друзей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка может быть полезна при проведении уроков окружающего мира, а так же во внеклассной работе с младшими школьниками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Турнир знатоков «Мир пернатых поскорей ждет поддержки от друзей»»


Методическая разработка


Турнир знатоков

«Мир пернатых поскорей ждет поддержки от друзей»

Авторы:

Шевцова Алла Николаевна, Юрова Ирина Владимировна, учителя начальных классов «Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы» х. Бурковский Среднеахтубинского района Волгоградской области.



Непосредственную посильную помощь в подборе материала к турниру знатоков и его проведении оказывали:

ученица 2 класса МОУ СОШ х. Бурковский Жупикова Вера Сергеевна

ученица 4 класса МОУ СОШ х. Бурковский Биндусова Ангелина Алексеевна



Мероприятие разработано для обучающихся младшего школьного возраста (7-10 лет) и было проведено во 2-ом и 4 -ом классах совместно.

Продолжительность проведения мероприятия 50-60 минут

Пояснительная записка

Актуальность:

Природа - наш общий дом и только нам решать, каким он будет и будет ли вообще. Нам повезло, мы живём в уникальном месте — в Природном парке Волго-Ахтубинская пойма. К сожалению, экологические проблемы не обошли стороной и это место, и с каждым годом всё больше и больше углубляются. Наше будущее в руках наших детей, поэтому мы должны научить их любить и сохранять природу родного края и её обитателей, важными представителями которой являются птицы. Именно они окружают нас круглый год, радуя и принося пользу. Каких только пернатых нет в пойме, их разнообразие поражает! Птицы – наши верные помощники, защитники полей, лесов, садов и огородов. Летом они радуют нас своим пением и красотой, а зимой...Как живут птицы в зимнее время, чем питаются, хватает ли им корма, где они находят его? Почему зимой птицы прилетают поближе к жилью человека?

И только мы, взрослые, мудрые, опытные люди, должны помогать нашим детям находить ответы на эти вопросы, учить их заботиться о птицах, изучать их повадки и образ жизни, создавать условия для общения ребенка с миром природы. Дети должны осознавать, что зима – серьезное испытание для птиц. В этот период дополнительная подкормка особенно необходима  для выживания пернатых, ведь зимой они погибают не от холода, а от голода. Сытая птичка мороза не боится, а голодная быстро теряет силы, слабеет и замерзает. А ведь помочь им совсем не сложно и по силам даже ребёнку. Поэтому, задача взрослых – воспитывать у детей интерес к птицам, выяснять, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, желание узнавать новые факты их жизни, и оказывать посильную помощь. И, конечно же, не причинять вреда птицам. Только в этом случае мы сможем сохранить видовое разнообразие птиц, зимующих в Волго-Ахтубинской пойме.

Цель:


  • углубление знаний обучающихся об особенностях жизни перелетных и зимующих птиц Волго-Ахтубинской поймы;

  • совершенствование экологических знаний младших школьников;

  • формирование бережного, ответственного отношения к природе, стремления охранять и защищать её.

Задачи:

  • способствовать развитию у детей интереса к изучению природы родного края и её закономерностей; активности, инициативности и самостоятельности в изучении птиц, желания заботиться о них;

  • способствовать развитию интеллектуальных способностей и творческих возможностей обучающихся;

  • формировать у школьников знания о местах обитания птиц, способах добывания корма, его видах; о причинах отлёта перелётных птиц;

  • научить применять приобретенные знания в повседневной жизни;

  • способствовать формированию природоведческого кругозора детей;

  • воспитание культуры поведения на природе, позитивного, гуманного отношения к братьям нашим меньшим - птицам; мотивировать интерес к их охране;

  • развитие самостоятельности, уверенности в своих силах, стремления к самосовершенствованию;

  • формирование способности к позитивному сотрудничеству, умения высказывать и отстаивать свою точку зрения, выслушивать мнение других, принимать участие в диалоге, воспитание отзывчивости, чувства сопереживания (радости) за результаты совместной работы.



Ожидаемые результаты:

В результате обучающиеся получат больше информации о перелётных птицах и о птицах, зимующих на территории природного парка Волго-Ахтубинская пойма (как называются, как выглядят, чем питаются, где обитают и т. д.) и систематизируют её. Это поможет активизировать познавательный интерес детей к природе родного края и будет способствует повышению уровня их экологической культуры.

Кроме того, ожидаются следующие результаты мероприятия:

- понимание школьниками важности и значимости птиц в жизни каждого человека;

- стремление к активному самостоятельному поиску новой интересной и познавательной информации;

- генерирование и формулировка собственных идей по охране окружающей среды поймы;

- привлечение внимания к проблемам выживания зимующих птиц (недостаток корма, сокращение мест обитания) на территории поймы;

- организацию помощи птицам, зимующим в нашем посёлке;

- возникновение интереса к обучению, развитие творческих способностей обучающихся;

Оборудование:

атлас-определитель «От земли до неба», детская энциклопедия “Мир животных”, “Зеленые страницы” А.А.Плешаков, словари, карта Среднеахтубинского района Волгоградской области, «Красная книга» Волгоградской области, компьютер, проектор, карта природного парка «Волго-Ахтубинская пойма», фотографии и иллюстрации птиц, зимующих на территории Волго-Ахтубинской поймы, кормушки для птиц, образцы корма для птиц.

Содержание.

Актуализация.

Турнир начинается с показа фрагмента видеоролика «Волго-Ахтубинская пойма. Зима».

Учитель: Ребята, вам ничего не показалось странным в этом ролике? Как-то пусто, кого-то не хватает, верно? Как вы думаете, кого? Правильно, нет птиц! Почему? (Ответы детей)

Верно, зима - самое тяжелое время для пернатых обитателей Волго-Ахтубинской поймы. Сильные морозы, лёд, сковавший землю, толстый слой снега - все это затрудняет поиск пищи. Голодная птица не имеет возможности вырабатывать энергию, и попросту замерзает. К сожалению, многие пернатые погибают. Голод вынуждает птиц искать спасения вблизи человеческого жилья. Посмотрим, как это бывает. (Просмотр видеоролика «Зимующие птицы»)

Как вы думаете, каким братьям нашим меньшим посвящён сегодняшний турнир? О решении каких проблем птиц мы будем рассуждать? Кто может им помочь? (Ответы детей). Правильно — люди, то есть и мы тоже! Итак приглашаю вас на Турнир знатоков «Мир пернатых поскорей ждет поддержки от друзей».

Правила проведения турнира.

При входе в кабинет вы видели «Древо познания» с висящими на нём «плодами», оборотная сторона которых разного цвета (красный, белый, зеленый, оранжевый или синий). Каждый из вас уже снял по одному «плоду» по своему усмотрению. В зависимости от цвета «плода» у вас в руках, займите стол с табличкой соответствующего цвета. (Всего 5 столов по количеству цвета «плода»). В центре стоит шестой стол «Кладезь знаний». На нем вы видите компьютер с выходом в интернет, справочники, энциклопедии, карты, словари — все, что необходимо для поиска нужной информации, если вы затрудняетесь с ответом на предложенный вопрос.

О начале и завершении отведенного времени на работу будет возвещать запись ухающей совы.

На классной вы видите «Экран достижений», на котором наглядно видны текущие результаты каждой команды.

На столах для каждой группы подготовлен конверт-задание соответствующего цвета. По условному сигналу откройте свой конверт и возьмите одну из карточек с вопросом. Время поиска ответов на все задания — 4 минуты. Если ответ не найден - воспользуйтесь столом с «Кладезь знаний». Работа прекращается по вышеуказанному условному сигналу. Затем, начиная с красного стола, по порядку объявляются ответы. За каждый правильный ответ команда получает фишку с изображением представителя флоры или фауны Природного парка «Волго-Ахтубинская пойма». Затем все команды сдвигаются на один стол вправо. И так по кругу.

Всем удачи. Время пошло!

1 Конверты красного цвета «Блиц «Веришь-не веришь»

(Отвечать только «Да» или «Нет»)

1. Верите ли вы, что у птиц нет памяти? (Нет)

2. Верите ли вы, что иногда старые скворцы от усталости могут упасть в обморок возле гнезда? (Да)

3. Верите ли вы, что кукушка кукует, не открывая клюва? (Да).

4. Верите ли вы, что куропатки ночуют под снегом? (Да)

5. Верите ли вы, что если синичек не подкармливать зимой, то 10 синичек выживет только одна? (Да)

6. Верите ли вы, что снегири ночуют в дуплах деревьев? (Нет)

7. Верите ли вы, что стриж может спать в полёте несколько часов, лишь иногда взмахивая крыльями? (Да)

8. Верите ли вы, что у дятла самый длинный язык? (Да)

9. Верите ли вы, что сорока - единственная птица, которая узнаёт себя в зеркале. (Да)

10. Верите ли вы, что зимой птицам страшнее холод, а не голод? (Нет)

2 Конверты белого цвета. «Угадай птичку по картинке и голосу»

Звучат фонограммы пения 10 различных птиц (соловей, кукушка, воробей, снегирь, синичка, сорока, ворона, грач, стриж, голубь). Называется птица, голос которой звучал, и показывается картинка с её изображением.

3 Конверты зелёного цвета. «Птичья мозаика»

Детям предлагается 10 картинок с изображением птиц, разрезанных на кусочки.(Каждое изображение в отдельном конверте). Задание: сложить птицу из кусочков. Дополнительно по 1 баллу, если собранная птичка будет угадана и названа.

4 Конверты оранжевого цвета. «Вкусняшки для пташки»

На парте в блюдцах различный корм для птиц. Рядом — изображения птиц. Каждой птичке подобрать по 3 вида подходящего корма. (Сырые семена подсолнуха, арбуза, овса, пшена, тыквы, кедровые орешки, рябина, калина, кусочки несолёного сала, крошки белого хлеба)

(Предполагаемые ответы)

Синичка: семена подсолнуха, арбуза, овса, кусочек несолёного сала.

Воробей: всё из перечисленного, кроме кедровых орешков.

Дятел: кедровые орешки, сырые семена подсолнуха, арбуза, тыквы

Снегирь: рябина, калина, семена арбуза, тыквы

Ворона, сорока: всеядны, кроме кедровых орешков.

Голубь: рябина, крошки белого хлеба, сырые семена подсолнуха, пшена, тыквы,

Фазан: пшеница, овес, семена

Сова: ничего из предложенного, сова-хищник!

Свиристель: семена, сушеные ягоды.

5 Конверты синего цвета. «Кормушка для пичужки»

Предлагается 10 моделей кормушек. Выберите ту, которая выполнена правильно. Обоснуйте свой ответ.

У «правильной» кормушки:

1. Должен быть невысокий бортик, чтобы корм не сдувало ветром.

2. Должна быть крыша, чтобы защитить «столовую» от снега и дождя.

3. Крепление должно быть на жесткой проволоке или на короткой верёвке, чтобы во время ветра кормушку сильно не раскачивало.

4. Отверстие в кормушке должно быть достаточно широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.

5. Материал, из которого сделана кормушка должен быть устойчив к воздействию влаги, иначе такая конструкция не прослужит долго и нужно будет делать новую.

6. Стенки и углы не должны быть острыми и колющимися.

7. Для маленьких птиц делают кормушки небольших размеров, чтобы более крупные птицы не покушались на их еду.

Подведение итогов турнира.

Учитель: Вот и закончилось наше увлекательное путешествие. Вы действительно молодцы! Осталось получить заслуженные награды. Поздравляем!

(После подсчёта жетонов, определяется команда-победитель. В случае, если жетонов окажется равное количество, командам предлагается дополнительные вопросы.)

(Команда победителей награждается экскурсией в ботанический сад ВГСПУ г. Волгограда, а остальные команды – экскурсией в дубраву природного парка в х.Госпитомник.)

За хорошую работу на турнире каждый из вас получает в подарок книгу о птицах. Читайте, наслаждайтесь и узнавайте новые интересные факты о птицах! Возможно это пригодиться вам для нового конкурса. Удачи!

Источники информации:

1. http://www.treningmozga.com/tasks/logicheskie_zadachi_1_03.htm

2.https://yandex.ru/video/search?filmId=12497482761216765565&text=%D1%8E «Волго-Ахтубинская пойма. Зима».

3. https://videomeg.ru/LuHnWZnZFyk/zimuyu-ie-ptici.html «Зимующие птицы»

4. А. А. Плешаков Атлас-определитель От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ А. А. Плешаков. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2009

5. Красная книга Волгоградской области. Книга в двух томах. / под ред. д.б.н., проф. О. Г. Барановой, д.б.н., проф. В. А. Сагалаева. Воронеж: ООО «Издат-Принт», 2017




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шевцова Алла Николаевна, Юрова Ирина Владимировна

Дата: 18.04.2019

Номер свидетельства: 507610


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства