Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого дефектологического занятия по теме "Зима"»
Тема: Формирование временных представлений . Зима.
Цели:
Коррекционно-образовательные цели:
Обобщение и уточнение знаний детей о зиме , жизни зимнего леса: зверей, птиц, зимних заботах и забавах. Активизация и расширение словаря по теме «Зима».
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
Развитие мыслительных операций(анализа и синтеза).
Развитие диалогической речи.
Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
Развитие навыка снятия физического и эмоционального напряжения.
Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценке и самоанализу.
Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Воспитательные цели:
Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.
Оборудование:
Доска магнитная
Демонстрационный материал
Ноутбук и мультимедийный проектор
Презентация
Карточки с заданиями
Магнитолла и аудиозаписи
Ход занятия:
Уч. Ребята ,я приглашаю вас в сказку.
Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи, ты же видишь – мы свои!
Уч. Встали все у своих парт, подошли ко мне и делаем то, что я вам скажу.
(создание эмоционального настроя).
Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись. Правой, левой, правой, левой, Мы идем вперед, вперед,
А теперь остановись и вокруг ты оглянись, С помощью больших чудес Мы попали в зимний лес!
Уч. А теперь начинается сказка…
Однажды утром проснулся Ушастик , вышел на улицу и застыл от удивления … Что случилось? Ушастик не узнал свою родную полянку. Еще вчера она была серая , а сегодня сияла ослепительной белизной. Кругом: на земле , на деревьях, на ветках елей лежал белый, белый снег. Солнышко светило ярко ,но было очень морозно. На ветках ели словно красные яблоки сидели снегири. У Ушастика дух захватило от такой красоты.
Вдруг откуда-то появилась лесная сплетница сорока и затрещала: что рот открыл ,простудишься , нельзя стоять , зима, холодно.
-Зима? Уже наступила зима? – переспросил Ушастик.
-Конечно, -ответила сорока. Видишь, снега сколько навалило.
-Вижу. И на реке тоже?
- Что ты , река замерзла .При низкой температуре вода превращается в лед.
-ОЙ, что-то холодно .Я , кажется замерз .-сказал Ушастик.
-Это ветер северный дует , а он всегда холодный, объяснила сорока.
-А как же ты? – поинтересовался Ушастик.
-Нам птицам трудновато зимой, и холодно , и корма маловато, двигаться больше надо , ну вот я и полетела дальше, другим зайцам про зиму рассказывать.
Сорока вспорхнула на ветку ели и улетела.
Ушастик еще раз поежился, посмотрел по сторонам и вдруг вспомнил: если наступила зима, значит скоро новый год , а значит пора приглашать гостей.
-Надо торопиться, а то еще опоздаю.
Он забежал домой, одел теплый шарф и поспешил к своему другу медвежонку. Домик медвежонка находился за полянкой и Ушастик поспешил туда .Подойдя к домику он прильнул мордочкой к окну, через него было ничего не видно: за ночь мороз покрыл его узором удивительной красоты. Ушастику понравились узоры из снежинок. В уголочке осталось чуть –чуть места и Ушастик решил закончить узор.Он лапкой нарисовал еще одну снежинку.
Догадайтесь, какую снежинку нарисовал зайчонок.
(дети должны нарисовать на карточке недостающую снежинку и объяснить свой выбор).
Нарисовав снежинку Ушастик забарабанил в дверь к медвежонку.
-Медвежонок ! Вставай скоро новый год , будет елка и подарки, закричал Ушастик.
Но дверь открыла медведица и недовольно заворчала: -Ты чего раскричался , новый год не наш праздник , мы медведи зимой спим, уходи, вот придет весна , тогда и придешь. И она захлопнула дверь прямо перед носом Ушастика.
- Ну что ж подумал он, пойду позову Ёжика.
И Ушастик побежал дальше. Домик ежика находился на соседней полянке.
-Ёжик , Ёжик ,-постучал в дверь Ушастик. Но никто ему не откликнулся. Тогда Ушастик толкнул дверь и она открылась. Ёжик крепко спал в своей кроватке.
-Ёжик, вставай , зима пришла, скоро новый год , будет елка, подарки…
Но ежик только перевернулся сбоку на бок и что- то сладко пропел.,наверное ему снилось лето.
Ушастику стало совсем грустно.
-Ну что ж, пойду позову Гусеничку. И он пошел к дереву на самом краю полянки , где летом жила Гусеничка. Ушастик очень устал, ему было очень грустно, а снег все усиливался , снежинки падали прямо на Ушастика.
Уч. А я предлагаю вам немножко размяться и поиграть в снежинки.
Психогимнастика .
Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки – балеринки, Мы танцуем день и ночь. Встанем вместе мы в кружок Получается снежок. Мы деревья побелили - Крыши пухом замели. Землю бархатом укрыли И от стужи сберегли. Налетел ветерок И умчался весь снежок.
УЧ.Молодцы. А теперь сядем на места и послушаем сказку до конца.
Ушастик добрался до дерева, где жила Гусеничка и тихонько позвал:
-Гусеничка, выходи , зима пришла, скоро новый год , будет елка, подарки.В ответ он услышал
-Я немогу , у меня ножек нет. Приходи когда будет тепло, расцветут цветы, а я стану …, тут она замолчала .
Уч. Ребята, а кем будет Гусеничка весной?(бабочкой).
Совсем грустно стало Ушастику, и он отправился домой.
На пороге дома его ждала мама.
- Ушастик , где ты был, я уже волнуюсь , - с упреком сказала она. ты разве забыл что зимой дни короткие и темнеет очень рано?
Ушастик рассказал маме о своих дневных приключениях . Мама выслушала и сказала:
-Не грусти , теперь ты знаешь, кого надо приглашать зимой, а кого летом , а без гостей и праздника ты не останешься .А ещё не забывай : зима – веселое время года: посмотри сколько забав приготовила она тебе и твоим друзьям.
Уч . Ребята, понравилась вам зимняя сказка?
Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись. Правой, левой, правой, левой, Мы идем вперед, вперед, А теперь остановись и немного покружись! Оглянитесь все сейчас Мы опять попали в класс !
Ну что, понравилось наше путешествие в зимний лес? Что вам больше всего запомнилось? Вместе с героем сказки Ушастиком мы побывали в зимнем лесу и узнали , что же меняется в природе с приходом зимы.
Давайте теперь вместе вспомним , что увидел зайчонок Ушастик в зимнем лесу.
Слова учителя сопровождаем показом слайдов.
Пришлазима! Лес одел пушистые белые шубки. Вода в речках и озерах замерзла и превратилась в лед. Зато теперь можно кататься на коньках. Если снег мокрый можно слепить снежную бабу и поиграть в снежки, а если сухой, то с вихрем прокатиться с горы на санках.
Зимой природа спит, накрывшись белым одеялом из снега и льда; на голых ветвях деревьев встречаются зимние птицы; животные оставляют следы на снегу; временами случаются вьюги и морозы; дни короткие, а ночи длинные и холодные.
1.Признаки зимней погоды(слайд)
становиться холоднее
солнце яркое , но не греет
осадки выпадают в виде снега
дни становятся короче, а ночи длиннее
2.Измениения в природе(слайд)
Много снега, снегопады становятся частыми
Дует северный холодный ветер
Реки скованы льдом
3.Жизнь животных и птиц.(слайд)
-Зимующим птицам холодно и голодно.Синицы перебираются ближе к человеческому жилью.
Вопрос: а как мы с вами можем помочь птицам?
-А вот клест не боится холода и даже птенцов выводит зимой .Почему?
Он питается семенами шишек , которых зимой много.
-Медведь зимой спит.Ёжик тоже. А кто еще спит зимой?
(барсук, летучая мышь, насекомые)
-Трудно зимой зайчишке . Волк и лиса голодные.,они постоянно охотятся и их добычей может стать зайчишка.
4.А что меняется зимой в жизни людей?(слайд)
-люди одевают зимние теплые одежды
-на улицах города и во дворах приходится убирать снег
-зимой мы должны помогать птицам дожить до весны
-у детей зимой много забав(перечислим )
-зимой дни короткие и свет в домах зажигают рано
-зимой у нас много праздников: Новый год и Рождество
Вопрос:А что вы знаете про эти праздники, и за что вы их любите?
А когда приходит Дед Мороз, то он любит загадывать детям загадки. Вот он и послал вам эти загадки:
- Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего урока.
Щиплет щеки, щиплет нос, Но не страшен нам :(мороз)
На коньках я мчусь вперед, Под ногами крепкий :(лед)
Стали звездочки кружиться, Стали на землю ложиться, Нет, не звезды, а пушинки, Не пушинки, а :(снежинки)
Зимние каникулы! Веселые деньки! Нужны ребятам санки, Лыжи и :(коньки)
Наступили холода, Превратилась в лед вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым, Перестал медведь реветь, В спячку впал в бору медведь Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Зимой)
И еще вам будет домашнее задание: вы любите украшать елку?
И Дед Мороз тоже . Давайте разрисуем для него шары.