kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка литературно-экологического часа "Не просто сказка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие направлено на совершенствование экологических знаний младших школьников,разъяснение необходимости охраны окружающей среды.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка литературно-экологического часа "Не просто сказка"»

МБОУ Кляповская основная общеобразовательная школа»











Методическая разработка литературно-экологического часа

Не просто сказка











Автор:

Кирякова Марина Владимировна,

Учитель начальных классов

МБОУ «Кляповская основная

общеобразовательная школа»









Кляпово. 2020 г.





Паспорт мероприятия

1

Форма мероприятия

Литературно- экологический час.

2

Название мероприятия

Не просто сказка

3

Цель

Создание условий для совершенствования экологических знаний младших школьников, разъяснение необходимости охраны окружающей среды, развитие творческих способностей и нестандартного мышления.

4

Задачи

  1. Познакомить с понятием «экология», с экологической сказкой Н.А.Рыжовой «О Человеке и Золотой Рыбке»

  2. Дать детям элементарное представление об источниках загрязнения окружающей среды

  3. Способствовать осмыслению человеком своей зависимости от окружающей среды

  4. Научить изготовлять рыбку в технике оригами.

  5. Поощрять нестандартность мышления при составления концовки сказки.

5

Актуальность и значимость

Актуальность экологических проблем в наше время неоспорима. Чтобы улучшить сложившуюся ситуацию, человек должен знать, чем грозит пренебрежительное отношение к природе, осознавать опасность сложившейся ситуации. Данное мероприятие должно стать серьёзным шагом к изменению сознания ребёнка в отношении окружающей среды.

Данное мероприятие даст возможность живого общения и непосредственное участие каждого школьника, так как это диалог между всеми участниками мероприятия. Заключительным этапом станет творческое задание благодаря которому каждый может выразить своё мнение по данной теме.


6

Возраст участников

Младшие школьники (учащиеся 1-4 класса)

7

Продолжительность

40-45 минут









Ход мероприятия:

  1. Вступительная беседа

Учитель: Ребята, наш литературно- экологический час посвящён экологическим проблемам. Что такое экология?

ЭКОЛОГИЯ (от др.-греч. экос - обиталище, жилище дом,логия – понятие, учение, наука) - это наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания.


2.Чтение экологической сказки библиотекарем или хорошо читающими детьми.

Рыжова Н.А. Сказка о Человеке и Золотой рыбке.

Жил на свете человек. Не высокий и не низкий, не толстый и не худой, не умный и не глупый. В общем, средний человек. Таких на белом свете много. На зверей охотился, рыбу ловил, воздухом свежим дышал, воду родниковую пил, закатами любовался.

Вот однажды ловил Человек рыбу в речке. Долго над водой сидел, даже задремал, а рыба все не клюет. И вдруг крючок как дернется, чуть Человек не выронил удочку из рук. Проснулся он и давай скорее добычу из воды тянуть. Вытянул — и глазам своим не верит: рыбка перед ним неизвестного вида, да не простая, а золотая, прямо как в сказке. «Ты кто?» — Человек шепотом спрашивает, а сам глаза протирает: не почудилось ли. «Да Рыбка я Золотая, — приятным голосом отвечает неизвестное создание, — сказки в детстве читал?» Человек от удивления сказать ничего не может, только головой кивает. «Между прочим, — продолжает Рыбка, — я и желания выполнять умею. Мне желание исполнить — раз хвостом вильнуть. Отпустишь меня, все желания твои исполню».

Задумался Человек: отпустишь Рыбку — без ужина останешься, а съешь ее — всю жизнь жалеть будешь. Да и маленькая она какая-то даже на уху, пожалуй, не хватит. «Ладно.— говорит, — отпущу я тебя. А первое желание у меня таким будет: надоело мне жить в этой избенке деревянной. Хочу дом каменный, да с электричеством и центральным отоплением. Ничего не ответила Рыбка, выскользнула из рук Человека, только хвостом вильнула.

Вернулся Человек домой, а на месте его избушки дом стоит белокаменный. Деревьев вокруг правда поменьше стало, зато столбы с проводами появились.

В доме все чистотой блестит, мебель красивая по углам стоит. Вода из крана течет. Обрадовался человек. «Вот это жизнь, — говорит. Ходит изо дня в день по комнатам, любуется. Даже в лесу реже гулять стал. А потом и вовсе решил: зачем это я пешком холить буду, если у Рыбки можно машину попросить?

Сказано — сделано. Появилась Человека машина, лесные тропинки в асфальтовые дороги превратились, а полянки цветочные – в места стоянки. Доволен Человек, бензином дышит. Птиц, правда, да зверюшек разных вокруг поменьше стало. А Человек и вовсе разошелся: «Зачем мне вообще эти леса? – думает. – Ну-ка, Рыбка золотая, сделай так, чтобы на их месте поля бескрайние раскинулись. Хочу богатым стать…». Исчез лес – как и не бывало… На его месте картошка растет, пшеница колосится. Человек доволен, урожай считает.

Вдруг, откуда ни возьмись, букашки вредные налетели. Да голодные такие! Так и норовят весь урожай съесть. Испугался Человек, давай всякими ядами букашек-таракашек травить. Не пожалел на них отравы, всех извел до единой. А заодно с ними – и пчел с птицами. «Не беда, – думает, – главное, урожай спасти. А вместо песен птичьих я у Рыбки магнитофон попрошу».

Живет он так – горя не знает. На машине ездит, урожай собирает, на закаты внимания не обращает, вода у него из крана течет, к роднику ходить не надо. Все, вроде бы, хорошо, но хочется Человеку чего-нибудь новенького. Думал он, думал и решил завод приобрести. Места вокруг много, пусть работает, прибыль приносит. Пошел Человек к Рыбке: «Хочу, мол, вдобавок к сельскому хозяйству производство промышленное развернуть. Чтоб, значит, все, как у людей, было». Вздохнула Рыбка тяжело и спрашивает: «Тебе какой – химический или металлургический?». «Да мне, – Человек отвечает, – все равно, лишь бы прибыль побольше была». – «Будет тебе завод, – вильнула хвостом Рыбка, – но знай, что это последнее желание, которое я могу исполнить». Не обратил Человек внимания на эти слова, а зря.

Возвратился он домой, видит – стоит возле его дома завод огромный, труб – видимо-невидимо. Одни клубы дыма в воздух выпускают, другие потоки грязной воды в речку льют. Шум стоит, грохот. «Ничего, – думает Человек, – привыкну, главное – разбогатеть побыстрее». Заснул он в тот день счастливым Человеком и приснился ему странный сон: будто стало все вокруг по-старому: лес шумит, птицы поют. Ходит Человек по лесу, со зверюшками общается, цветы нюхает, песни птичьи слушает, ягоды собирает, водой родниковой умывается. И так хорошо ему стало во сне, так спокойно.

Проснулся Человек утром с улыбкой, а вокруг – дым, копоть, вздохнуть невозможно. Закашлялся Человек, подбежал к крану водички попить. Глядь – вода-то из крана отравленная идет. Вспомнил Человек о роднике своем с хрустальной водой. Побежал в лес. Бежит, через горы мусора перебирается, на каждом шагу спотыкается, через ручейки грязные перепрыгивает. Еле отыскал родничок. Смотрит – а вода в нем мутная, запах у воды неприятный. «Как же так? – удивился Человек. – Куда же водичка моя прозрачная пропала?» Оглянулся вокруг – дым, смрад стоит, грохот. От деревьев одни пеньки остались. В реку потоки мутные текут, на свалках воронье каркает, дороги лесные бензином залиты, ни одного цветочка не видать. Вспомнил Человек свой сон. «Что же это я наделал? – думает. – Как жить теперь буду?» Побежал к речке Рыбку искать. Звал-звал – не плывет Рыбка. Только пена по грязной реке несется. Сел Человек на берегу, голову руками обхватил, не знает, что делать. Вдруг около самого берега что-то блеснуло. Кинулся Человек – а это и впрямь Рыбка золотая…

3.Придумывание конца сказки

Задание детям: Придумайте окончание сказки, работать можно в паре, в группе или индивидуально.

Вариант учителя: Взмолился Человек: «Не нужно мне ничего, только верни лес мой зелёный да родники чистые. Сделай, прошу, всё, как было, больше не о чём просить не буду». Молчит рыбка, не отвечает. Пригляделся Человек пристальней – а рыбка-то неживая уже, кверху брюхом плывёт…

Мёртвая рыбка по мёртвой реке…

4. Вопросы для обсуждения.

Учитель: Как изменился лес после того, как золотая рыбка начала исполнять желания Человека?

Почему Человек себя так вел?

Правильно ли он поступал?

Почему ему вдруг захотелось вернуть свой лес?

Видели ли дети такие заводы, поля, которые описаны в сказке? А в нашем районе есть заводы?

Может ли человек обойтись без полей и заводов?

Человек не может жить без городов, заводов, полей, но нужно всё делать так, чтобы природа не страдала.

  1. Мастер- класс по изготовлению рыбки в технике оригами.

Учитель: Можно работать по схеме, а можно выполнять работу со мной.

  • Подготовим квадрат цвет бумаги, сгибаем и разгибаем квадрат по диоганалям.

  • Далее сгибаем квадрат пополам и загибаем вовнутрь правый и левый верхние угля, получаем треугольник.

  • Рырезаем хвостик у рыбки по намеченному контуру.

  • Фломастерами рисуем глаза и чешую.

  • Рыбка готова.

  1. Итог

Учитель: Я прошу выйти всех со своими золотыми рыбками в круг.

В сказке золотая рыбка выполняла желания человека. О чём могла бы сама рыбка попросить людей? Пожалуйста, закончите предложение: «Если бы я был(а) Золотой Рыбкой, я бы попросил у людей…»

Учитель: Надеюсь, что слова золотой рыбки будут услышаны.

Если будут отравлены воздух и вода, вырублены леса, погублены растения и животные, страна наша не сможет быть богатой и счастливой. Человек- это часть природы, охранять природу- дело каждого из нас.

  1. Источники информации

  1. Рыжова Н.А. Не посто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. – М.: Линка-пресс. – 2002. – 192 с.

  2. Берегите эти земли, эти воды…Книга – интервью. – М.: Знание, 1988 – 131с.

  3. РодариДж. Грамматика фантазий. Введение в искусство придумывания историй.-М.: Прогресс, 2001.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Методическая разработка литературно-экологического часа "Не просто сказка"

Автор: Кирякова Марина Владимировна

Дата: 01.11.2020

Номер свидетельства: 562033


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства