Методическая разработка классного часа " 4 ноября - День народного единства"
Методическая разработка классного часа " 4 ноября - День народного единства"
Данная разработка даёт представление о празднике - 4 ноября, раскрывает значение и роль праздника; развивает чувство гражданственности, патриотизма; воспитывает любовь к Родине.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа " 4 ноября - День народного единства"»
Методическая разработка
классного часа по теме «4 ноября - День народного единства»
Берина Инесса Анатольевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ № 97»
г. Новокузнецк
Цели:
- дать представление о празднике – 4 ноября;
- раскрыть значение и роль праздника;
- формирование ответственности за судьбу Родины;
Задачи:
- ознакомление с историей возникновения праздника и событиями, связанными с 1612 г.;
- пояснение смысла и значения нового государственного праздника, введённого в Российской Федерации;
- воспитание чувства гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, уважения к истории своей страны;
Оборудование:
компьютер, проектор, экран, презентация «История праздника», стихи о Родине (читают подготовленные дети).
Ход:
I. Организационный момент.
Начинаем мы опять
по истории шагать.
Постарайтесь все понять,
Про страну свою узнать.
II. Вступительное слово учителя.
2.1. Звучит стихотворение С. Васильева «Россия» в исполнении учителя.
РОССИЯ
Россия – как из песни слово. Берёзок юная листва. Кругом леса, поля и реки. Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия, За ясный свет твоих очей, За ум, за подвиги святые, За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю Степей таинственную грусть. Люблю всё то, что называют Одним широким словом – Русь.
Учитель:
– Ребята, скажите, о чём это стихотворение? (О Родине)
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
(Чувство торжества и гордости, любви за свою Родину — Россию, за ее могучий и славный народ.)
Учитель:
Для каждого из нас очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.
2.2. Чтение стихотворения «День народного единства» подготовленными учениками.
(Слайд 1)
(Звучит колокольный звон)
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
1 ученик:
С историей не спорят, С историей живут, Она объединяет На подвиг и на труд
Едино государство, Когда един народ, Когда великой силой Он движется вперед.
2 ученик: Врага он побеждает, Объединившись в бой, И Русь освобождает, И жертвует собой.
Во славу тех героев Живем одной судьбой, Сегодня День единства Мы празднуем с тобой!
- О каком празднике говорится в этом стихотворении?
(О празднике День единства)
- Ребята, а кто может сказать, когда отмечает этот праздник россияне?
(4 ноября)
(Слайд 1-2)
Учитель:
4 ноября христиане отмечают праздник памяти Казанской иконы Божией Матери, а с 2005 года - День народного единства.
2.3. Работа в группах.
- А сейчас вы будете работать в группах.
- Каждой группе нужно найти в толком словаре значение слова единство.
2.4.Проверка выполнения заданий.
- Представители каждой группы записывают на доске значение слова единство.
На доске появляется запись:
- цельность
- нераздельность
- сплоченность
- неразрывность
- единая связь народа
- Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"?
(К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России).
- Но откуда мы с вами все это знаем?
III. Основная часть.
3.1. Знакомство с историей возникновения праздника.
Учитель:
- Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала тяжелые времена. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, для того чтобы завоевать её земли, богатства. Эти времена назывались у нас смутными, а еще — кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну так, что менялись правители и формы правления. Но страна снова и снова вставала из пепла. Она становилась лишь сильнее на зависть врагам. ( Слайд 3)
Ученик:
- А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая. Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний.
Ученик:
Умер царь. В стране начались беспорядки. Сразу же два года подряд были неурожайные, в стране начался голод. Многие хотели в эти трудные для всех годы занять русский престол. В России участились грабежи и разбои, а порядок навести некому.
Ученик 3.
Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.
Учитель:
Но всегда, когда Родина в опасности, находятся героические люди, чтобы спасти ее. Купец Кузьма Минин и воевода Дмитрий Пожарский
собрали народное ополчение. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.
- Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.
- Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.
- Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины! (Слайд 6)
Ученик:
- Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.(слайд 7-8)
Учитель:
Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной. (Слайды 9-10)
Ученик:
В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.
Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. (слайд 11)
Учитель:
Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.
Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.
(слайд 12-13)
Ученик
Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.
4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло город. Москва была освобождена. (слайд 14)
Ученик:
В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского Казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.
(слайд 15 – 17)
Учитель:
Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.
Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром бронзовый памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России с надписью: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия»
А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.
В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.
3.2. Подготовленный ученик читает стихотворение.
Ушли в историю года, Цари менялись и народы, Но время смутное, невзгоды Русь не забудет никогда!
Победой вписана строка, И славит стих былых героев, Поверг народ врагов-изгоев, Обрел свободу на века!
И поднималась Русь с колен В руках с иконой перед битвой, Благословленная молитвой Под звон грядущих перемен.
Деревни, села, города С поклоном русскому народу Сегодня празднуют свободу И День единства навсегда!
IY. Подведение итога.
4.1. Вопросы:
- Какая беда обрушилась в те года на Русь? (ответ)
- Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины? (ответ)
- Кто возглавил русское войско? (ответ)
- Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину?
- Из каких слов и дел это видно? (Ответы детей)
(Народ в беде объединился и встал на защиту своей Родины, против захватчиков, не жалея ни сил, ни своей жизни; народ был един, как одно целое, нераздельное)
4.2 Работа в парах.
-Ребята, поработайте в парах.
На карточках записаны слова, характеризующие черты характера Минина и Пожарского.
Решительный, храбрый, бескорыстный, сильный,беззаветно преданный Родине и любящий ее,самоотверженный, мужественный, стойкий,умеющий воодушевить людей и повести их за собой.
- Вам нужно выбрать нужные слова о чертах характера наших героев.
4.3 Кроссворд
1. Где установлен бронзовый памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому? (Москва)
2. От кого защищали Москву и Русь воины народного ополчения во главе с Мининым и Пожарским? (от поляков)
3. Где было собрано ополчение? (Нижний Новгород)
4. Продолжи предложение: Огромная толпа заполнила Соборную … (площадь)
5. Назови синоним к слову Родина (Отечество)
6. Что нужно было иметь очень много, чтобы собрать большое и сильное войско? (деньги)
7. Кому был установлен памятник на Красной площади (Минину)
8. (Пожарскому)
9. Что находится напротив памятника Минину и Пожарскому? (Кремль)
- Все ответы вы подобрали верно, так как ключевое слово в кроссворде – ополчение.
Учитель: Что же такое 4 Ноября для русского народа?(ответ)
- Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков.
4 ноября – это день единства всех российских народов;
4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;
4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей;
4 ноября – это день памяти Казанской иконы Божией Матери. (слайд 18)
Учитель:
- Нашу беседу я хочу закончить стихотворением Натальи Майданик
ПРИЗЫВНАЯ
В День единства будем рядом, Будем вместе навсегда, Все народности России В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить, Сеять хлеб, растить детей, Созидать, любить и спорить, Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить, Войн, конфликтов избегать, Чтобы счастьем жизнь наполнить, Чтоб под мирным небом спать!
-Почему это стихотворение называется «Призывная?»
- К чему призывает автор стихотворения Наталья Майданик? (Ответы детей)