Просмотр содержимого документа
«Мероприятие-праздник "Прощание с Азбукой"»
МБОУ «ЦО №20» города Тулы учитель начальных классов Виноградцева Ольга Филипповна
Сценарий праздника "Прощание с Азбукой"
Цели праздника:
мотивировать интерес к учению, формировать устойчивый интерес к чтению;
развивать интерес и любовь детей к чтению книг;
воспитывать бережное, уважительное отношение к книге;
способствовать сотрудничеству с родителями по выработке у детей стремления к более тесному общению с книгой.
Оборудование:празднично украшенный зал, шарами, плакатами, вырезанными буквами. Аудиозаписи, видеозаписи. Костюмы для детей.
Ученик 1:
Мы сегодня очень рады Всех приветствовать гостей. Всех знакомых, незнакомых, И серьёзных, и весёлых. Первый класс, первый класс Пригласил на праздник вас.
Ученик 2:
Знают взрослые и дети И шахтер и водолаз, Что трудней всего на свете Самый первый школьный класс.
Ученик 3:
Первый класс – это первый задорный звонок. Первый класс – это первый серьёзный урок. Первый класс – это первая в жизни оценка, Это шумная, радостная переменка.
Ученик 4:
Знает каждая девчонка и каждый мальчишка: Первый класс – это первая школьная книжка. Учились по этой книге всегда, А книга эта – Азбука.
Ученик 5:
Она научила буквам нас, И письму, и чтению, Дружбе крепкой и труду, А еще терпению.
Ученик 6:
Нас сегодня не узнать: Стали бойко мы читать, Очень грамотными стали, Поумнели, возмужали И теперь без передышки Мы прочтем любые книжки.
Вбегает Буратино.
Буратино: Привет ребята! Узнал, что у вас сегодня праздник “Прощание с Азбукой”, а я так люблю праздники! И вот я здесь. Но неужели вы так быстро научились читать и писать?
Дети: научились!
Буратино: Ой, какие вы молодцы! А меня, помните, Мальвина учила читать, но я не был прилежным учеником и сейчас читаю плохо. Ладно, теперь я честно обещаю вам, что буду стараться и скоро научусь читать, как вы. Знаете что, давайте пригласим на праздник Мальвину.
Дети соглашаются. (Буратино выбегает за дверь и возвращается, ведя за собой Мальвину)
Мальвина: Здравствуйте, ребята! Буратино сказал, что вы уже хорошо научились читать. Это правда? Наверное, у вас была волшебная книга? Как она называется?
Дети: Азбука!
Мальвина: А знаете ли вы, что в сказках случаются порой невероятные вещи? Так вот, сейчас и произойдет чудо.
(Хлопает в ладоши) Раз, два, три.
Выходит Азбука.
Азбука:
Я – Азбука. Учу читать. Меня никак нельзя не знать. Меня изучишь хорошо И сможешь ты тогда Любую книгу прочитать Без всякого труда. А в книгах этих есть про все: Про реки и моря, И круглая Земля. Про космонавтов, Что выше всех летали много раз, Про дождь, и молнии, и гром, Про свет тепло и газ.
Азбука: А вы знаете, почему меня так называют? Хотите узнать?
Раньше букву А называли Аз, Б – Буки, В – Веди. Так и получись мое название от двух первых букв алфавита Аз и Буки – Азбука.
Мальвина: Садись, дорогая Азбука. Сегодня ты – самый желанный гость на нашем празднике.
Азбука: Расскажите мне, ребята, чему вы научились, что нового узнали? Буквы-то знаете хорошо?
Дети: Да!
Дети поют частушки
Мы собрали пап и мам, Но не для потехи. Мы сегодня рапортуем Про своих успехи.
Припев:
Елочки-сосёночки Колкие, зеленые, Все ребята – первоклашки В Азбуку влюбленные!
Мы в нарядах нынче новых, И у всех счастливый вид, Ведь сегодня мы досрочно Изучили алфавит!
Припев:
Разбудите меня ночью, В самой серединочке, Расскажу вам алфавит Без одной запиночки.
Припев:
Буквы гласные мы любим И все больше с каждым днем. Мы не просто их читаем – Эти буквы мы поем!
Припев:
Ах, ты бабушка, моя, Снова не согласна! Ты запомни навсегда, Есть лишь десять гласных.
Припев:
Тыщу слов в минуту нынче, Как машинка я строчу. Я люблю вашу книжку Одним махом “проглочу”!
Припев:
С Азбукой кто не в ладу, С тем я дружбу не веду. У меня характер круг – Уважаю с детства труд!
Припев:
Почему малышей Мокрые реснички? Потому что в Азбуке Кончились странички.
Припев:
Мы простимся с Азбукой, И рукой помашем, И спасибо десять раз Дружно хором скажем!
Мальвина:
Буквы – значки, как бойцы на парад, В четком порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит. А называется все – алфавит!
Ученики читают стихи из азбуки
А: Аист с нами прожил лето, А зимой гостил он где-то.
Б: Бегемот разинут рот, Булки просит бегемот.
В: Воробей просил ворону Вызвать волка к телефону.
Г: Гриб растёт среди дорожки - Голова на тонкой ножке.
Д: Дятел жил в дупле пустом. Дуб долбил, как долотом.
Е и Ё: Ель на ежика похожа: Ёж в иголках, ёлка тоже.
Ж: Жук упал и встать не может. Ждет он, кто ему поможет.
З: Звезды видели мы днем За рекою, за Кремлем.
И: Иней лег на ветки ели, Иглы за ночь побелели.
К: Кот ловил мышей и крыс, Кролик лист капустный грыз.
Л: Лодки по морю плывут, Люди веслами гребут.
М: Мед в лесу медведь нашел- Мало меду, много пчел.
Н: Носорог бодает рогом, Не шутите с носорогом!
О: Ослик был сегодня зол- Он узнал, что он осел.
П: Панцирь носит черепаха, Прячет голову от страха.
Р: Роет землю серый крот, Разоряет огород.
С: Спит спокойно старый слон – Стоя спать умеет он.
Т: Таракан живет за печкой – То-то теплое местечко.
У: Ученик учил уроки – У него в чернилах щеки.
Ф: Флот плывет к родной земле. Флаг на каждом корабле.
Х: Ходит по лесу хорек – Хищный маленький зверек.
Ц: Цапля важная, носатая, Целый день стоит, как статуя.
Ч: Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для нас.
Ш: Школьник, школьник, ты – силач: Шар земной несешь, как мяч.
Щ: Щеткой чищу я щенка. Щекочу ему бока.
Э: Эта кнопка и шнурок – Электрический звонок.
Ю: Юнга - будущий матрос- Южных рыбок нам принес.
Я: Ягод нет кислее клюквы! Я на память знаю буквы!
Ведущий: Молодцы! Мы рассказывали стихи известного детского поэта. Чтобы узнать его фамилию, нужно отгадать кроссворд. Готовы? Вспомните сказку про глупого мышонка. Её написал этот же автор. Какие животные качали глупого мышонка?
Мальвина: Ребята, а про какие буквы мы с вами не вспомнили? (Ъ) (Ь) (Ы).
Чтобы они на нас не обижались, давайте расскажем о них стихи.
Ъ: Знак я очень твердый, оттого и гордый. Буквы в слове разделяю, Только жал, меня теряют!
Ь: Я – мягкий знак. Меня найдешь И в слове “льёшь” и в слове “дождь”!
Ы: Вот топор. Полено рядом. Получилось то, что надо. Получилась буква Ы – Все мы знать её должны!
Мальвина: Ребята, сейчас мы проверим как хорошо вы изучили буквы алфавита.
Отгадайте буквы по их описанию.
Дети читают стихи
1. Вот два столбика наискосок, А между ними поясок. Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква….
2. Эта буква так кругла – Укатиться бы могла….
3. Вы посмотрите: Кто такой, загородив дорогу, Стоит с протянутой рукой, Согнув, баранкой ногу?
4. На эту букву посмотри, Она совсем как цифра три….
5 .Ты с этой буквой знаком: Стоят два колышка рядком, А между ними поясок, Протянутый наискосок…
Физминутка.
Мальвина: А сейчас давайте поиграем. Я буду называть разные слова. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите согласный – присядете. Готовы?
Утюг, апельсин, лошадь, игра, доска, стол, окно, карандаш, доска, яма (ловушка), книга, школа, ослик, жук, эхо.
Мальвина: Продолжаем наш разговор о звуках и буквах . Вы знаете, какая история однажды произошла с буквами?
Сценка “Азбука”
Автор:
Всем известно: Буква Я в Азбуке последняя. А известно ли кому, Отчего и почему?
Ну так слушайте рассказ. Жили в Азбуке у нас буквы. Жили, не тужили, Потому, что все дружили. Только раз все дело встало Из-за страшного скандала: Буква Я в строку не встала, Взбунтовалась буква Я!
Буква Я:
Я, - сказала буква Я, - Главная заглавная! Я хочу, чтобы по всюду Впереди стояла Я! Не хочу стоять в ряду, Быть желаю на виду!
Автор: Говорят ей:
Буквы: Встань на место!
Автор: Отвечает:
Буква Я:
Не пойду! Я ведь вам не просто буква, Я – местоимение. Вы в сравнении со мною - Недоразумение! Недоразумение – Не более, не менее!
Автор: Тут вся Азбука пришла В страшное волнение.
Буква Ф: Фу-ты, ну-ты!
Автор: Фыркнул ЭФ. От обиды покраснев.
Буква С: “Срам!”
Автор: Сердито ЭС сказала!
Все кричат.
Буквы: Воображала!
Автор: Проворчала П:
Буква П: “Попробуй потолкуй с такой особой!”
Автор: Я затопала ногами.
Буква Я:
Не хочу водиться с вами! Буду делать все сама! Хватит у меня ума!
Автор:
Буквы тут переглянулись, Все буквально улыбнулись, И ответил дружный хор:
Буквы: Хорошо, идем на спор!
Буква А:
Если сможешь в одиночку Написать хотя бы строчку, - Правда, стало быть, твоя!
Буква Я:
Чтобы Я да не сумела, Я ж не кто-нибудь, а Я!
Автор:
Буква Я взялась за дело: Целый час она пыхтела, И кряхтела и потела… Написать она сумела только ЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ!
Автор: Как зальется буква ХА:
Буква Х: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
Буква О: О от смеха покатилась!
Буква А: А за голову схватилась!
Буква Б: Б схватилась за живот…
Автор:
Буква Я сперва крепилась, А потом – как заревет!
Буква Я:
Я, ребята, виновата! Признаю свою вину! Я согласна встать, ребята, Даже после буквы Ю!
Автор: “Что ж”, - решил весь алфавит, -
Буква А: Если хочет, пусть стоит Дело ведь совсем не в месте, Дело в том, что все мы вместе!
Буквы: Чтобы все от А до Я – Жили как одна семья!
Азбука: Спасибо вам, ребята! Чудесную сказку показали. Автор этой сказки – Борис Заходер. Мы будем встречаться с его произведениями на страницах детских книг. А знаете ли вы, когда бала напечатана первая азбука на Руси? В 1574 году. В этом году “Азбуке” исполняется 435 года.
Ведущий: Я предлагаю поиграть с буквами. На доске вы видите слово “первоклассник”. Какие другие слова можно составить из букв этого слова? Подумайте вместе с мамами. У кого получится самой длинное слово? (Киви, класс, кассир, окна, перо, кино, пикник, воск, квас, пони)
Шапокляк: Да, первый класс - это первый шаг во взрослую жизнь, шаг этот трудный, потому что “Нынче в школе первый класс, вроде института”.
Шапокляк: Попробуйте угадать героя сказки.
1. Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит, Это Доктор …
2. Бабушка девочку очень любила, Шапочку красную ей подарила Девочка имя забыла свое, Вы подскажите, как звали ее?
3. Всех он любит неизменно Кто к нему не приходил Догадались это Гена, Это Гена …
4. У отца был мальчик странный, Необычный, деревянный. Он имел предлинный нос. Что за сказка? Вот вопрос?
Шапокляк: Какие вы молодцы, ребята! Все загадки отгадали! А сейчас мне пора, побегу к другим ребятам! До свидания, ребята!
(Шапокляк уходит)
Азбука: Молодцы! А теперь выходите буквы: А, Я, О, В, С, Н, К.
Попробуйте встать в таком порядке, чтобы образовалось слово. (Овсянка)
Сценка “Овсянка”
- А у меня дома овсянка!
- Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!
- Как я люблю овсянку!
- И я люблю!
- Она жёлтая, красивая такая!
- И вкусная. Особенно с молоком!
- Как это- вкусная?
- Да так! А ещё хороша, с маслом и сахаром!
- Да ты про что говоришь?
- Как это – про что? Про овсянку! А ты про что?
- И я про овсянку!
- Ты про какую овсянку?
- Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Каша песни пела?
- Какая каша? Не каша, а птица!
- Птица овсянка, что ли? Не слахал про такую.
- Идем ко мне – мою овсянку слушать!
- Идем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!
Учитель: Я думаю, вы поняли секрет этого диалога? С какими многозначными словами мы встречались на страницах Азбуки? (Коса, ручка, ножка, замок)
Мальвина: Азбука, ребята отгадали все загадки. А теперь твоя очередь отгадай, какую сказку покажут вам дети.
Ребята показывают сказку “Репка”
Азбука: Хорошо нам понравилось ваше выступление. Но пора спешить к другим ребятам, которые не научились читать.
Буратино: Подождите, Азбука! А как же ребята? Что же у них не будет книги для чтения?
Азбука: А это мой сюрприз. Я привела к вам старшую сестру – Книгу для чтения.
Звучит музыка. Выходит Книга для чтения
Книга для чтения: Здравствуйте, ребята. Я – Книга для чтения. Надеюсь мы подружимся.
Но и Азбуку не забывайте. Ведь это первая ваша книга, по ней вы научились читать.
Ты эти буквы заучи. Их три десятка с лишком. А для тебя они – ключи Ко всем хорошим книжкам. Прочтёшь ты книги о зверях, Растеньях и машинах. Ты побываешь на морях И на седых вершинах. Тебе чудесные края Откроет путь от “А” до “Я”!
Мальвина: И сегодня мы прощаемся с Азбукой, как с добрым, умным другом, который помог нам многое узнать.
Азбука: Закончена Азбука. Буквы мы знаем. Стихи и рассказы Свободно читаем. Добру нас учила Русская речь. И мы её будем Любить и беречь!
Стихи:
1. Буквы, слоги и загадки В доброй Азбуке живут. По ступенькам постепенно В царство сказок нас ведут.
2. Мы теперь читаем сами, Знаем слоги и слова. Скажем Азбуке спасибо – Расставаться нам пора!
3. Мы хотим сказать тебе спасибо, Мы тебя за все благодарим! Говорим тебе мы – до свиданья! Здравствуй! – новой книге говорим.
Азбука уходит
4. Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать . Не надо бабушку трясти: “Прочти, пожалуйста! Прочти!” Не надо умолять сестрицу: “Ну, прочитай ещё страницу!” Не надо звать, не надо ждать, А можно взять и прочитать! И вот за это я благодарю Первую нашу книгу – Азбуку!
Дети исполняют песню “Азбука!”
Мальвина:
Всем мы сегодня говорим “Спасибо” Азбуке. От Азбуки на память вам