Просмотр содержимого документа
«МБОУ "Темниковская средняя общеобразовательная школа №2"»
Классный час на 1.09.16. во 2 А классе
по теме "Путешествие по творчеству С.Д. Эрьзи".
Тема:“Путешествие по творчеству С.Д Эрьзи”.
Цель: Расширить и углубить знания детей о жизни и творчестве С.Эрьзи.
Задачи: 1) учить давать полные ответы на вопросы, составлять рассказ-описание.
2) Развивать речь учащихся, выразительность при чтении стихотворений.
3) Воспитывать любовь к своему краю, чувство гордости за людей, прославивших Мордовию, таких, как Эрьзя.
Литература: Альбом “Степан Дмитриевич Эрьзя”; “Степан Эрьзя” К. Абрамов, газеты “Эрьзянь Мастор” (от 9.08; 26.10 2001 г.)
Наглядный ряд: портрет С. Эрьзи, слайды с фотографиями скульптур, выставка книг об Эрьзи, стенд “К 130-летию со дня рождения Эрьзи”, выставка скульптур из пластилина, сделанные детьми, презентация.
Музыкальный ряд: записи мордовских мелодий,
Э. Григ “В пещере горного короля” из сюиты “Пер Гюнт”.
Ход занятия:
На доске портрет скульптора и эпиграф:
Для него искусство было свято. Остальное жизни суета. С. Ламбина
Под мелодию мордовской песни чтец читает стихотворение на мордовском языке:
Учитель: Как прекрасна мордовская речь в сочетании с мордовскими мелодиями. А кто ребята скажет мне, о чем рассказывает стихотворение? (ответы детей)
-Да, действительно, прекрасен наш край Мордовский, он зачаровывает нас своей неповторимой природой, своей культурой и что особенно радует, что именно в Мордовии родились люди, чьи имена прославили нашу землю и стали известны за ее пределами. И сегодня мы поговорим об одном самом известном.
Среди множества имен выдающихся мордовских художников, писателей, актеров, музыкантов 20 века.
Лишь имя скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи достигло высот мировой известности. И в этом году мы отмечаем юбилей Эрьзи. Совсем недавно, а именно 9 ноября исполнилось 130 лет со дня рождения этого великого скульптора. Этот юбилей отмечают и за пределами нашей республики, поскольку работы Эрьзи известны повсюду. Мы с вами тоже готовились к этому празднику, почерпнули много знаний из его биографии, познакомились с книгами об Эрьзи, внимательно рассмотрели выставку книг, подготовленную нашим школьным библиотекарем. И наше сегодняшнее занятие станет. Как бы обобщением всех этих знаний.
Поскольку биографию Эрьзи мы уже изучили подробно, но мне бы хотелось остановиться лишь на некоторых биографических моментах из детства скульптора, которые вам еще мало знакомы.
Вот посмотрите, я принесла сегодня две вещи, которые связаны с эпизодами детской жизни скульптора. А как они связаны, я вам сейчас об этом расскажу.
(Показываю картину с изображением леса.)
-Что здесь изображено? (Лес.) А знаете ли вы, что Эрьзю сначала звали не Степаном, а именем, которое в переводе с мордовского означает “дитя леса”. Когда он родился, то еще неделю жил без имени – ждали отца, который как и многие крестьяне из мордвы, находился на заработках. Но по обычаям старины ребенок не должен долго оставаться без имени, т. к. нечистая сила может сглазить младенца. Боясь такого лиха, старухи-староверки уговорили мать пойти в священную дубовую рощу, где по старому обычаю предков дали имя новорожденному Виртака – дитя лесов. Вернулся отец. Он с радостью взял маленького сына на руки и. подбрасывая вверх, воскликнул:
- Ого, смелый будет человек, даже не пикнул. Мать отобрала ребенка, прижала к груди и упрекнула:
- Виртака еще махонький, а ты играешь, как с медвежонком.
-Что за имя Виртака? Я назову сына Степаном.
В сумерках ноябрьского вечера, задами, озабоченный отец тащился к священнику, то и дело поправляя барана, которого нес за плечами. Священник, пожурив его немного и впустив барана в хлев, буркнул:
-Завтра твое чадо будет Степаном.
Так дитя леса Виртака стал Степаном…
-А теперь посмотрите вот на этот предмет. Что это?
(Колокольчик.)
-А сейчас вы узнаете, какой момент из жизни Эрьзи связан с ним. Вместе с надеждой на счастье ребенка в дом пришла печаль. Степан рос здоровым: двигал ручонками и ножками, любопытно смотрел ясными глазенками, без устали чмокал соску из ржаного хлеба. Даже улыбался, когда в маленькие оконца заглядывало солнце. Да, вот беда: голоса не подавал. Начались суды да пересуды, знахарки говорили, что за дитя два бога дерутся: Мордовский и церковный Христос. Поэтому мальчик будет молчать до тех пор, пока один из них не одолеет другого. И решил тогда отвезти отец Степана к знахарю деду Тораю, жившему в Алатыре. Посмотрел дед на мальчика и вытащил из варежки колокольчик, потряс им перед мальчиком. Маленький Степан впился в него взглядом и ухватился обеими ручонками. Тут дед Торай и сказал:
-Пусть принесет вашему Степану счастье…
Заветный колокольчик повесили к люльке в надежде на исцеление. Старший брат Иван и особенно сестренка Ефимия то и дело качали люльку, уж больно им нравился звон колокольчика. И вот однажды в доме собралась ватага ребятишек с собакой. Степан уже начал ходить, совсем еще не расстался с люлькой. Родители работали в лесу, а брат Иван остался за старшего. Он-то и решил сорвать колокольчик и повесить его на шею собаке. Он стал отрезать забавную игрушку. Наконец, колокольчик со звоном ударился о край люльки и с жалобным стоном покатился по полу. Люлька перевернулась, и, вслед за колокольчиком, из нее с грохотом вывалился Степан. Ребята сначала замерли от испуга, но, когда раздался неистовый плач мальчика и какой-то лепет, они, как стая испуганных воробьев, вылетели из избы на улицу с криком:
- Молчун заголосил!
Так вот и сбылось предсказание Торая. Колокольчик вызвал у молчуна голос…
-Ну, как, ребята, понравился вам мой рассказ. Теперь вы понимаете, какую роль в жизни С. Эрьзи сыграли лес и колокольчик. А прочитала я об этом в книге А. Моро. Если вас заинтересовали сведения из детства скульптора, то узнаете из этой книги еще много интересного.
Да, великий человек – интересная жизнь. И к юбилею Эрьзи проводится много викторин и по радио, и по телевидению, и в печатных изданиях. И сейчас я вам хочу предложить мини-викторину, чтобы выявить ваши знания о Эрьзи и его жизни. Итак, приготовились:
С чего начиналось творчество скульптора?
(Учеба и работа в иконописных мастерских г. Алатыря и г. Казани. Роспись церквей. К 100-летию со дня рождения Пушкина создал декорации для любительского спектакля.)
Где скульптор продолжил учебу?
(В Московском училище живописи, ваяния и зодчества.)
В каких зарубежных странах жил и работал Эрьзя?
(В Аргентине, Франции, Италии.)
4) Почему скульптор взял себе такой псевдоним? (В честь мордовского народа – эрзи.)
5) Какие награды получил Эрьзя?
(Был избран действительным членом общества русских скульпторов; награжден орденом “Трудового красного знамени”.)
- Вот такие награды. И все-таки, я считаю, что самой главной наградой стала вечная память в людских сердцах, почитание и преклонение перед его талантом.
Особенно радует, что мы его земляки можем полюбоваться его работами, собранными в музее в г. Саранске. (Показываю фото музея.)
И пусть многие из вас еще там не побывали, не огорчайтесь, у вас все впереди. И пусть наш сегодняшний урок станет первым шагом на этом пути. Вот эта небольшая выставка работ – фотографий поможет вам познакомиться с некоторыми из них. А познакомят нас с этой выставке и проведут по ней наши экскурсоводы.
УЧЕНИК:
Он для себя не ждал почета: Его одно вело работа Да лиц прекрасных миражи. Мы входим в зал и покоряет, И таинством нас опаляет Искусство, вечное, как жизнь.
1 экскурсовод: В различные годы скульптором были созданы такие работы, как “Эрзянка”, “Голова мордовки”, “Крестьянин-мордвин”, “Старик-мордвин”. (Показ.)
Крестьянин-мордвин
Эрзянка
Разные по характеру и настроению образы эти жизни и человеческой теплоты, народной мудрости, моральной силы и достоинства. В них особенно сказалась кровная связь скульптора с Родиной, тоска по ней:
Усталостью сковано тело, Избито бессонным трудом, Мне чудится снег твой белый, В лесу запорошенный дом. Тоскою наполнилось сердце, Ввалились в орбиту глаза, Хотел я вернуться в край детства, Точила ночная слеза… Я помню тебя круглолицей И глаз голубые белки. Мне часто Мордовия снится, Свиданье у теплой реки…
2 экскурсовод: Эрьзя - художник, передающий в своих произведениях человеческие чувства. Он создал большую серию работ. Это образы символы: “Мужество”, Каприз”, “Горе”, “Скорбь” (показ)
ГОРЕ
МУЖЕСТВО
СКОРБЬ
КАПРИЗ
Эрьзя имени эрзи? Значит, совсем разуверься В том, что талантлив и спорен И восхищенья достоин? Мир так смешно устроен: Эрьзя от голода болен, Холодно, негде укрыться, Но творчество состоится. Бездна сомненья и горя, Правда, рожденная в споре, Мрамор характером сточен Так выразительно точен. Дерево Аргентины Стало его судьбиной. И альгораббо с кебрачо Стали его удачей. Эрьзя - эрзя от плоти, преданный только работе, Счастье нашедший в натуре, Родине дарит скульптуры!
3 экскурсовод: свои идеальные представления о человеке и его душе, сложное ощущение прекрасного воплощает С. Эрьзя в многочисленных женских образах:
О, женщин матовые лица! Вы будете ночами сниться, Не скоро сердце отойдет. Застывшие и все ж в движенье, В лукавстве, скромности, томленье. Ведете лунный хоровод.
НОРВЕЖКА
ПАРАГВАЙКА
ИНДИАНКА
4 экскурсовод: В портретной галерее Эрьзи женщины разных стран и национальностей. В каждом портрете художник не просто передает национальные черты, но и раскрывает определенный характер, душевное состояние и настроение. Необыкновенен портрет “Аргентинки”, волевое и сильное начало в портрете “Русской женщины”, олицетворение гордости и достоинства заключено в портрете “Испанки” и, наконец, воплощение изысканной красоты, тонкого обаяния и кокетства в “Парижанке в шляпке”:
ПАРИЖАНКА В ШЛЯПКЕ
Парижанка! Моя Парижанка! Ты - свободы хмельной содержанка, А под шляпкою дерзкая челка, А под челкою глазок щелка, Носик вздернут. А губки капризны. Без свободы не мыслишь ты жизни… Шейка плотно шарфом укрыта. Ну, а личная жизнь открыта… Ты свободы хмельной содержанка, Парижанка! Ах. Парижанка!
5 экскурсовод: Глубиной характеров проникнуты работы, посвященные женщине – матери. К этой теме Эрьзя неоднократно обращался в своем творчестве:
Здесь тело матери образует собой колыбель, в которой безмятежно покоится ребенок, играющий ее волосами. Приникнув щекой к голове сына, мать в то же время отвернулась от него. Она словно прислушивается к тревожным мыслям – размышлениям о будущем ребенка.
Дремлет мать, обнявши малыша. Под ее рукой его палатка… Белый мрамор теплится дыша, До того она уснула сладко… И малыш спокоен под рукой- Это дом его – его спасенье… Белым телом овладел покой. Вопреки вчерашним потрясеньям… Я благословляю этот мир, Мир покоя, вечного блаженства- Мать с ребенком - это ориентир Вечного в природе совершенства.
6 экскурсовод: Искусство Эрьзи вместило в себя достижения не только национальной, но и мировой культуры. Об этом свидетельствуют работы, посвященные великим людям: “Сократ”, “Бетховен”.
СОКРАТ
БЕТХОВЕН
Бетховен ты или Сократ? Зачем твои глаза пустые Вдруг оживают и глядят? Не выдержат сердца простые Их деревянный взгляд.
-А я хочу обратить внимание на работу “Музыка Грига”, которая потрясает романтической взволнованностью.
Этой работой Эрьзя сумел передать стихию движения мысли великого композитора. И мне сейчас хочется, чтобы соприкоснулись два искусства: музыка и скульптура. Внимательно слушайте и смотрите, а потом расскажите, что вы ощутили.
(слушается запись музыки Грига “В пещере горного короля” из сюиты” Пер Гюнт)
- И так, что вы почувствовали?
(дети делятся своими впечатлениями)
-Мы познакомились лишь с малой долей работ великого скульптора. И мне хотелось, чтобы вы полюбили искусство Эрьзи, как любил свои скульптуры и сам автор. В горе и в радости он думал о своих работах и называл их своими детьми:
У меня спросили: есть ли дети- Продолжатели моих трудов? Посмотрите на скульптуры эти Белых и коричневых тонов… Вот они – моя семья большая, Вместе с ними пес Леон и кот… Я скульптуры созидал, себя лишая, Сна и отдыха, и всех других свобод.
Хотелось бы, чтобы имя Эрьзи навсегда осталось в вашей памяти, как имя великого человека, прославившего своим творчеством Мордовскую землю.
Бешеный огонь зрачков моих угас, Смерть на очи веки опустила Мирным забытьем лицо прикрыло… А сегодня было воскрешенье- Эрьзя ожил в творчестве своем Озаренье, свежесть, изумленье, Восхищенье в Эрьзи мы найдем.
- И пусть его творчество продолжает жить и в ваших работах и хотя пока они сделаны не из кебрачо, а из обычного пластилина. И может среди вас подрастает еще один Эрьзя. Какие замечательные работы получились.
(Рассматривается выставка работ.)
Я – эрзя Только с буквы небольшой, Но, как и он я мучаюсь и жажду, А он – большой – народа имя взявший. Мне душу окрылил своей душой.
-Наше занятие подходит к концу и в качестве закрепления всех знаний об Эрьзе, я предлагаю вам разгадать вот этот кроссворд, отгадав который вы узнаете настоящую фамилию С.Д.Эрьзи
(на доске вывешивается кроссворд, учитель вписывает правильные ответы):
ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1. Название страны, где 26 лет жил и работал Эрьзя.
2. Дерево, которое нашел скульптор в Аргентине, из него сделано большинство его работ.
3. Как называется скульптура, которая посвящена писателю Л.Н. Толстому.
4. Название села, в котором родился скульптор.
5. Имя отца Эрьзи.
6. Мордовский писатель, который писал книги об Эрьзе.
7. Название Республики, где похоронен скульптор.
ПО ВЕРТИКАЛИ: 8. Настоящая фамилия скульптора.
Степан Дмитриевич Нефедов
- Наше занятие о творчестве С.Д. Эрьзи подошло к концу.
И думаю, что чувство гордости за нашего великого и талантливого земляка навсегда поселится в вашем сердце.