Мастер-класс «Три шага в кооперативное обучение – эффективные приемы формирования коммуникативных навыков».
Мастер-класс «Три шага в кооперативное обучение – эффективные приемы формирования коммуникативных навыков».
На занятиях я замечала, что одни учащиеся работают активно на уроке, другие же – нет, и даже при выполнении групповой работы отдельные ученики выполняют всю работу, которая должна быть выполнена всеми участниками группы.Проблема эта может быть не только в мотивации и в интересе. Эта проблема, прежде всего, в организации урока. В этом мастер-классе наглядно показываю, как я решаю эту проблему на своих занятиях.
Кооперативное обучение заключается в сотрудничестве учащихся в группе, в интеграции всех форм урока с целью активизации работы каждого ученика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Три шага в кооперативное обучение – эффективные приемы формирования коммуникативных навыков».»
Мастер-класс «Три шага в кооперативное обучение – эффективные приемы формирования коммуникативных навыков».
Слайд 1
- Доброе утро, уважаемые коллеги. Меня зовут Мельникова Елена Алексеевна. Работаю учителем начальных классов в МКОУ «СОШ №6». Мое педагогическое кредо: Перефразируя Махатма Ганди (индийского мыслителя, выдающегося общественно-политического деятеля 20 в.): «Будь сам теми изменениями, которые ты хочешь видеть в школе».
- Сегодня я хотела бы поговорить о проблеме, которая касается каждого класса и сидящего здесь учителя.
- На своих занятиях я замечала, что одни учащиеся работают активно на уроке, другие же – нет, и даже при выполнении групповой работы отдельные ученики выполняют всю работу, которая должна быть выполнена всеми участниками группы. Знакомая картина? Как вы считаете? (ответы)
- Проблема эта может быть не только в мотивации и в интересе. Эта проблема, прежде всего, в организации урока. Сейчас я расскажу как я решаю эту проблему на своих занятиях.
- Давайте представим и подумаем, какие у вас возникают ассоциации к слову «кооператив»? Я думаю, что мои коллеги, может быть, помнят 90-е годы, когда были кооперативные магазины, где продавали сникерсы. (кооперативные квартиры, техникум и т.д.)
- Что же такое кооперативное обучение мы с вами обсудим чуть попозже , но сначала поддержим кооперативный дух вместе в этой аудитории и познакомимся.
- Узнайте, как зовут вашего соседа справа… и слева. Познакомьтесь, пожалуйста. (время…..) Замечательно.
- А теперь подумайте, пожалуйста, 15 секунд что для вас кооперативное обучение. Не обсудите, а именно подумайте.
- А теперь обсудите в паре ваше мнение. Пообщайтесь. (время…..)
- К какому выводу вы пришли? Пожалуйста, ваше мнение. (совместное сотрудничество, сотворчество…)
- Поднимите руку, кто считает, что кооперативное обучение – это обучение работать в группе.
- А кто считает, что это умение работать самостоятельно? Спасибо.
На самом деле и те, и другие абсолютно правы.
Слайд 4
- Кооперативное обучение заключается в сотрудничестве учащихся в группе, в интеграции всех форм урока с целью активизации работы каждого ученика.
- Покажу, как я применяю этот метод на своих уроках.
Итак, причина следует из простой формулы.
Слайд 5
- Три шага. Первый шаг «Подумай». Когда у каждого ученика есть индивидуальное время для активизации мыслительной деятельности. Второй шаг «Поделись с товарищем». Это время может быть для корректировки ошибок, для решения каких-то задач, а также для обсуждения результатов работы, которая была индивидуальной, и третий шаг «Представь результат классу». Вот пример постановки задачи на уроке:
Слайд 6
- Ребята, сейчас работаем с задачей №3. К некоторым из вас я буду подходить и контролировать, правильно ли вы поняли условие задачи и изобразили его схематически. После 5-и минут работы вы должны обсудить в паре ответ, ход решения. Некоторые их вас – очень многие пойдут к доске и покажут свои рассуждения. Это произойдет даже в том случае, если вам не удалось решить задачу верно. Работаем.
- Сейчас прокомментирую работу в группах:
Слайд 7
- 3 группы – группа А, В, С. 1 этап ( у каждого пропущенная информация). 2 этап – собираются все А, все В, все С и спрашивают информацию, которая у них пропущена. И 3-й момент, когда дети снова возвращаются за свои столы и представляют полученную информацию.
- Вот этот трехшаговый метод вы будете наблюдать на протяжении всего мастер-класса.
- Перейдем к действию (4 человека – участники).
Возьмите карточку с названием города.
Слайд 8
- Подумайте и встаньте, пожалуйста, справа от меня у кого, как вы считаете, самый густонаселенный город и слева от меня, те, которые считают, что их город менее густонаселенный (становятся).
- Покажите карточку. А теперь посмотрим на слайд и сравним, правильно ли вы встали.
- Куда я должна встать со своей карточкой? (Невинномысск)
- Таким образом я разделила вас на пары.
- Сейчас в течении 20 сек. подумайте какими качествами педагога вы обладаете для работы с учащимися?
(думают, а я говорю зрителям) Все мы помним про 20 минут тишины на уроке, но вот сегодня за 20 секунд. Это индивидуальное время для активизации работы каждого ученика. (после 20 сек…..):
- Я вас приглашаю в путешествие (забираю таблички) в горда Ставропольского края. Вы хотели бы поехать в любой из предложенных вам городов? (ответы зрителей) Замечательно. Было бы интересно, например, поработать в одной из школ этих городов, посмотреть, как налажена работа, может быть приобрести новые навыки в работе с детьми или познакомиться с достопримечательностями.
- Так какими качествами педагога вы обладаете (возвращаюсь к группам) для работы в такой школе. Обсудите теперь в парах. (время)
(к зрителям:) можете уже наблюдать. Это уже вторая фаза. 1-я была – когда дано задание подумать каждому, теперь 2-я – поделись своими мнениями с товарищем. А сейчас будет 3-я фаза, где они представят результат.
- Итак, представьте сейчас друг друга и скажите, какими качествами ваши коллеги обладают для работы в этой школе. (Вера, она……..)
- Скажите, а чувствуете ли вы себя уверенными перед поездкой в новую школу? (нет)
- А почему? (ответы)
- Ну, что ж, отправляемся в путешествие, и у нас первый город.
- Я дам карточки с заданием. Своим помощником я назначаю Айлиту Курупдурсуновну. Она прочитает нам задание, там будет подсказка. Подсказкой вы пока не пользуетесь. Отправляемся коллективно вчетвером. (вручаю конверт, она читает: -Посмотрите на экран.
Слайд 10
1. Как называется эта достопримечательность? В каком городе она находится?)
(Я обращаюсь к аудитории:
- Очень важно, чтобы в группе были хорошие, доброжелательные отношения. Открою маленький секрет. Представим, что она троечница, и я именно ей дала конверт с заданием, чтобы ее самооценку немного повысить. Создала ситуацию успешности.)
- Итак, пожалуйста, вам слово. Да, верно, это Ставрополь, Крепостная гора. На Крепостной горе на склоне с видом на северную часть города Ставрополя в неудержимом порыве вперед, в будущее застыла гигантская фигура красногвардейца в буденовке и длиннополой шинели. Это памятник Солдат - героям гражданской войны возведенный в честь 50-летия освобождения Ставрополя от белогвардейцев.)
2. Составьте предложение из слов.
- На столе лежат карточки, которыми вы можете воспользоваться.
Крепость имела форму вытянутого прямоугольника с размещенными по углам бастионами.
(К зрителям: Дети, в классах которых учителя на своих уроках применяют технологии кооперативного обучения, обычно показывают хорошие результаты не только предметные, но и метапредметные, т. е. полученные знания, умения они могут применять в разных сферах жизни.)
- Проверяем. Правильно ли составили предложение. Молодцы. Отправляемся в следующий город. (берут конверт, читают задание: 1. -Посмотрите на экран и узнайте какая достопримечательность изображена на экране, и как называется город?
Слайд 11
2. Подготовьтесь к диалогу, распределите роли.)
- (пока готовятся, я обращаюсь в аудитории) Умение работать в группе, решать задачи – очень важно для каждого человека, и что высокие школьные отметки, думаю согласитесь, не являются гарантией успеха в жизни. Чтобы создать счастливую семью, иметь успешную карьеру или вести общественную жизнь, нужно обладать какими-то необходимыми социальными компетенциями. Я убеждена, что учителя, которые используют технологии кооперативного обучения, дают старт для успехов своих учеников.
- Проверим, вашу работу.
- Спасибо. Уважаемые коллеги, наше путешествие подходит к концу.
-Скажите, теперь вы увереннее себя чувствуете?
Слайд 12
- Таким образом, я показала технологию «Подумай. Поделись. Представь результаты». Она играет большую роль в процессе обучения каждого обучающегося.