kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников"»























Мастер-класс по теме : «Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников»















Подготовила: Немошкалова Наталья Евгеньевна

учитель начальных классов

1 категория



















2017-2018 уч.год



Цель: создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства учителей  на основе профессионального общения по обмену опытом работы


Задачи:
формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения:
познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие здоровье воспитанников. 


На входе каждый учитель достаёт карточку с изображением геом.фигуры и присаживается за стол,в центре которого она изображена.(4 группы)

Ход занятия:

1.Вступление

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! 
- Крикните громко и хором, друзья, 
Деток вы любите? Нет или да? 
Пришли вы на мастер-класс, 
Сил совсем нет, 
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет) 
Я вас понимаю…. 
Как быть господа? 
Проблемы детей решать нужно нам? (Да) 
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет) 
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (нет или Да) 
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем .


2.Работа в группах.

Для каждой группы на столах лежит конверт №1 с заданием, на выполнение которого у вас будет 2 минуты.

(Группы работают одновременно 2 минуты, потом представляют работу)

1 группа .

Вам я предложила опровергнуть переместительный закон сложения. Вы его помните? Итак,попробуйте составить формулу полноценной жизни, где от перемены мест слагаемых все резко изменится и обоснуйте своё решение.

Представитель группы обосновывает своё решение.

(Формула жизни: Жизнь = здоровье + семья + работа+ самообразование+ друзья.На доске.)

-Если мы поставим здоровье на какое-то другое место, то не только сумма “жизнь” изменится, изменится и ее качество. Эта сумма может быть равна 30, 75, а может быть и 167 годам (длительность жизни одного из тибетских монахов).

2 группа.

Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).

Вашей группе было предложено другое задание,расскажите как вы справились с ним.(Текст в конверте.Перед вами воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 7 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, хобби,работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3,а потом еще 2 слова из списка. Что вы оставили в списке? Например, 1 место – здоровье, 2 место- и т.д.

- Вы заметили, что группы работали над одной и той же темой, хотя задания были совершенно разные.

- К какому выводу мы пришли? Сформулируйте тему нашего мастер-класса.

3.Формулирование темы мастер-класса.



4. Работа в группах.



3-4 группа уже готова рассказать о выполненном ими задании.(по 1 представителю) На каждую букву этого слова назовите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.

З

Д

О

Р

О

В

Ь

Е

Задор

Движение

Оптимизм, образ жизни

Радость

Образованность

Восторг

-----------

Единство души и тела

– Попробуйте дать определение здоровью. (Варианты ответов).

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека; динамично меняющееся состояние, характеризующееся высокими адаптационными возможностями организма, оптимальным функционированием систем и органов, а также гармоничными взаимоотношениями с природной средой и социумом.

Здоровье – это важнейшее условие благополучия, т.е. счастья. Мы, взрослые (родители, педагоги), хотим сделать наших детей счастливыми, а значит, должны таким образом выстроить свои приоритеты, чтобы эффективная забота о здоровье реализовалась каждодневно как в мелочах, так в общем укладе нашей жизни.

А что происходит в нашей школе сегодня? По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.

Это я наблюдаю и в своём классе. Дети часто болеют простудными заболеваниями, заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?

С.В. Попов выделяет несколько компонентов (видов) здоровья:

1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, - основу которой составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено биологическими потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

4. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информационной сферы жизнедеятельности, основу которой определяет система ценностей, установок и поведение индивида в обществе.



-Что же может сделать учитель, чтобы сохранить здоровье? И что будет если учитель не будет заниматься сохранением здоровья учеников.

Работа по группам.

(1 группа-соматическое,2 группа-физическое,3 группа-психическое,4 группа-нравственное здоровье.Работы будут представлены в виде кораблей,на парусах условия для сохранения данного вида здоровья,а на якоре ,то что этому мешает)3 минуты.

Презентация работ.





Физминутка.

(Сядьте прямо и не поварачивая корпус оглянитесь назад поворачивая голову направо,налево,направо ,налево обратите при этом внимание на номер вашего стула и пересядьте за стол под этим номером)

-Если наполовину наше здоровье зависит от нас самих, значит, сделать можно многое. А что может сделать для сохранения и укрепления здоровья учитель во время урока.

Ответы педагогов: использовать здоровьесберегающие технологии

-Что такое здоровьесберегающие технологии?

Ответы педагогов:

  • Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья.

  • Нужно стремиться к тому, чтобы воздействия педагога не наносили ущерба здоровью детей.

  • В случае использования на уроках здоровьесберегающих технологий достигается важный результат- получение учащимися образования без ущерба для здоровья.

  • Системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;

  • Качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;

  • Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

-Какие здоровьесберегающие технологии вы знаете?

Ответы педагогов:

  • технологии развивающего обучения;

  • технологии развития критического мышления;

  • интерактивные методы обучения;

  • тренинговые технологии.

Работая в этом направлении , я пришла к выводу, что положительно на здоровье детей влияют следующие факторы:

- двигательная активность

- психологическое здоровье школьника

- творческий характер процесса обучения

- использование оздоровительной силы природы

- использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс

Практикум

Сейчас мы с вами постараемся, насколько это возможно, разобраться на практике с работай по данным направлениям.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными образовательными технологиями являются физкультминутки. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволяют расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. В рамках урока это могут быть элементарные движения, физические упражнения, физкультминутки и подвижные игры, «минутки покоя», различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, профилактическая), самомассаж.

Работа в группах.

-Сейчас мы с вами попробуем отдохнуть так , как мы делаем это на уроке. Для каждой группы свой конверт №2.На обсуждение вам 2 минуты.(каждая группа в дальнейшем проводит гимнастику с классом)

1группа. Пальчиковая гимнастика:

  • Для того, чтобы красиво писать цифры, давайте разомнем свои пальчики.

Карандаш (лучше дать ребёнку карандаш с гранями)

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

А все вместе – кулачок (сжимаем в кулачок).

Моя семья

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик- мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)

2 группа. Точечный массаж:

В своей работе использую элементы точечного массажа. Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток. 
Сейчас 2 группа продемонстрирует несколько комплексов точечного массажа. 
Точечный массаж + пальчиковая гимнастика
Крылья носа разотри – раз, два, три
И под носом себе утри – раз, два, три
Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять
Вытри пот теперь со лба – раз, два
Серьги на уши повесь, если есть. 
Заколкой волосы скрепи – раз, два, три
Сзади пуговку найди и застегни
Бусы надо примерять, примеряй и надевай. 
А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку. 
А сюда браслетики, красивые манжетики. 
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики. 
Вот как славно потрудились и красиво нарядились
Осталось ноги растереть и не будем мы болеть

3группа.Зарядка для глаз. Работа с офтальмотренажёрами.

По словам психоаналитиков и известного ученого, офтальмолога ,педагога –новатора В.Ф.Базарного, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.(лазер+эл.физмин)

• Головку держим ровно, головку не поворачиваем, двигаются только глазки. •Посмотрели наверх, налево, направо, вниз.
• Глазками начертите круг, треугольник, квадрат, нарисуйте гриб.
•Закройте глазки.
• Открываем глаза и продолжаем работать.

4 группа.

- Сегодня очень много говорится о здоровьесберегающих технологиях. А какие именно технологии можно отнести к здоровьесберегающим? Да, есть авторские технологии ученых-физиологов, но ими пользуются далеко не все. Но если любая современная педагогическая технология отвечает определенным требованиям, критериям, то её вполне можно тоже назвать здоровьесберегающей .Так представители 4 группы представят нам результаты своей работы.Презентация.

(Текст в конверте.Я надеюсь, что предложила вам немало рекомендаций, а сейчас мне бы хотелось, чтобы вы совместно выработали еще несколько приемов для сбережения и укрепления здоровья учащихся. Я предлагаю разбиться на пары. Даю вам предметы и вы должны подумать, как можно использовать их с целью здоровьесбережения (газета, ластик, карандаш, книга, вата, стаканчик из-под йогурта)





Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В связи с этим мною используется игровая методика, занимательные уроки или вводятся занимательные элементы в уроки, нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, что позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании.На уроках каждый этап направлен не на получение готовой информации ,а на то чтобы дети сами в процессе работы добывали её,использую элементы методики Бакулиной.

Далеко не всем учащимся легко дается учеба, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.

Разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся. В практике работы использую разноуровневые разъяснительные инструкции.

Из опыта работы.

Гринжола Е.А. сейчас расскажет вам из своего опыта работы,что использует она для укрепления здоровья детей.

Рефлексия.

    1. Игра «Волшебный клубок»

(Среди участников мастер-класса выбираются 6 человек (по желанию).Они берут таблички с опорными словами, слушают инструкцию ведущего, делают выводы по изученному материалу).

- В завершении нашего мастер-класса мне хочется Вас убедить в том, что все основные составляющие современного урока неразделимы. Невозможна организация здоровьесберегающего урока без грамотной деятельности учителя. И, конечно же, помощь родителей в организации учебного процесса, соблюдении детьми режима дня будут способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.

(Учебная игра заключается в том, что участники мастер-класса выстраивают логическую цепочку о взаимодействии составляющих образовательного процесса (родители, учитель, эмоции, познавательные потребности, успешность, физиология). Участники мастер-класса с табличками встают в круг, передают клубок от «компонента» к «компоненту», обосновывая свой выбор, при этом оставляя себе нить клубка. В результате, в центре круга образуется «паутинка», символизирующая связи между компонентами. Затем одному из участников системы предлагают покинуть круг, не бросая нить. Естественно, что другие участники мастер-класса почувствуют натяжение нити, нить может порваться и система взаимосвязей внутри разрушится. Таким образом, участники игры должны прийти к коллективному выводу, что все компоненты не только взаимодействуют между собой, но и выстраивают единую систему под названием «здоровье школьника», где каждый компонент в отдельности не может существовать.)

! ! ! Помещение на доску назад 6 табличек-компонентов



2.Послушайте старую легенду: «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»





Не умирайте, пока живы.

Поверьте, беды все уйдут.

Несчастья тоже устают,

И завтра будет день счастливый.

- Будьте здоровы и научитесь

чувствовать себя и управлять собой!

















Если остается время.

Работа педагогов в группах кооперативного обучения и обмен опытом по теме: « Каким должен быть современный здоровьесберегающий урок?»

(Учитель делит аудиторию на 2 группы и распределяет темы: 1 группа - «Условия здоровьесбережения на уроке». 2 группа- «Структура современного здоровьесберегающего урока».Каждая группа обсуждает, выбирает карточку с нужным тезисом. Ведущий группы представляет свой проект.)



Ответы педагогов 1 группы:

  • Соблюдение этапов урока.

  • Использование методов групповой работы.

  • Использование интерактивных методов.

  • Создание положительной психологической атмосферы.

  • Активность каждого участника.

  • Физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.

  • Выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня.

  • Педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе.

  • Педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей.

  • Упражнения для глаз.

  • Дозировка объема учебного материала.



Ответы педагогов 2 группы:

  • Начинать урок рекомендуется с ритуала приветствия, выполняющего роль “разогревающего” упражнения.

  • Проверка домашнего задания должна быть построена не как проверка (правильно-неправильно), а как рефлексия (что было трудно-легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей).

  • В вводной части урока организуется актуализация знаний по теме урока.

  • В основной части урока формулируются новые представления (это наиболее информативная часть урока).

  • Заключительная часть урока используется для закрепления убеждений и отработки на их основе личной стратегии поведения.

  • Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта. Важное условие урока – это создание положительной психологической атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников"

Автор: Немошкалова Наталья Евгеньевна

Дата: 12.12.2017

Номер свидетельства: 443904


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства