kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа познакомит с технологией проблемно–диалогического обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС"»

Шуклина Ирина Владимировна МБОУ СОШ №47 г. Белгорода



Мастер-класс

"Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС"


1.Но сначала давайте познакомимся. А поможет нам в этом вот эта ваза с конфетами. Берите конфетку и называйте свое имя и качество характера, которое начинается на первую букву вашего имени.

Начнём с меня- Ирина –искренняя..( Я прохожу и всем подаю вазочку)

Спасибо!

Для работы нам нужно разделиться на 4 группы. В первой группе будут работать коллеги, которые взяли синюю конфету. Во вторую группу проходят коллеги с желтой конфетой. В третьей группе будут работать коллеги, которые взяли красную конфету. Во 4 группу проходят коллеги с белой конфетой.


2. Основная часть

Технология проблемно–диалогического обучения. Автор этой технологии Мельникова Елена Леонидовна. Данная технология применяется на уроках открытия новых знаний. Я использовала её в учебной деятельности, в том числе и на уроках технологии. Не надо детям показывать образец изделия, потому что готовое изделие лишает детей самостоятельной творческой активности.

Вот здесь и стал вопрос, а как детям донести идею изделия. На помощь пришла проблемно-диалоговая технология, сразу разрешившая все вопросы. Сегодня я хочу показать возможности использования проблемно-диалогической технологии для активизации мыслительной деятельности учащихся и развития творческого мышления в процессе занятий «Пластика бумаги». Для начала хотелось бы коротко познакомить вас с тем, что представляет собой, данная технология. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по-своему.

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. При построении проблемно-диалогового занятия надо учитывать, что диалог – это форма общения.

Диалоговое занятие не получится, если присутствуют факторы тормозящие диалог:

- категоричность учителя,

нетерпимость к другому мнению;

- отсутствие внимания учителя к ребёнку;

- закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые можно и не отвечать;

- неумение учителя быть хорошим слушателем.

В начале занятия учитель в диалоге с учениками создаёт проблемную ситуацию. Далее ученики в диалоге с учителем, исходя из проблемной ситуации, формулируют учебную проблему. В диалоге с учителем ученики актуализируют имеющиеся у них знания, которые пригодятся для решения учебной проблемы. Определяют, каких знаний недостаточно и что нужно узнать (сделать), чтобы найти решение проблемы, чаще используя практические методы работы. Выполняя практическую работу, ученики с помощью учителя открывают новое знание, решая соответствующие учебные задачи. Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Данная форма построения занятия вызывает у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию.


3.Уважаемые коллеги, а я хочу предложить вам самим апробировать технологию проблемно - диалогического обучения.

Тема занятия: Конструирование из бумаги. Волшебные полоски.

. Цель занятия: создание условий для развития творческих способностей учащихся.

Занятие построено как путешествие в волшебную страну ВООБРАЗИЛИЮ

Занятие начинается со вступительной беседы, в содержании которой закладывается материал, необходимый для дальнейшего построения занятия. Происходит мотивация учащихся на дальнейшую работу, создание ситуации заинтересованности – интриги ;

Коллеги, сегодня на занятии я вам предлагаю совершить путешествие в страну…. Ой, уважаемые, я кажется, забыла как эта страна называется. Сейчас, сейчас, у меня где-то здесь на листке было записано название этой страны ;

Не может быть! Представляете, когда я готовилась к нашему занятию, делала для вас образцы, я случайно разрезала лист с названием страны. Остались только полоски с буквами. Поможете мне собрать из обрезков слово? ; Ну, конечно! Страна называется ВООБРАЗИЛИЯ!

А приходилось ли вам, когда-нибудь бывать в этой стране?

Что вы там делали?

Вы знаете, я скажу вам по секрету, я тоже часто путешествую в эту страну.

На прошлой неделе, я там побывала несколько раз и собрала много фантазий, которые спрятаны в этой замечательной коробочке. Но в неё мы с вами заглянем позже, а пока мы с вами продолжим учиться превращать обычные листы бумаги в различные предметы.

Следующий этап постановки проблемы и поиска её решения. На этом этапе актуализируются, ранее полученные знания и жизненный опыт учащихся и в подводящем диалоге дети подходят к проблеме занятия и впоследствии к поиску её решения.

Сегодня на занятии мы с вами будем превращать плоский лист бумаги в различные предметы.

Посмотрите, что я держу в руках? (Шар, круг)

Кто же коллеги прав? (Объясняют каждое понятие)

Скажите, в какой предмет мы будем сегодня учиться превращать наш лист бумаги? (В шар).

Расскажите, как бы вы выполнили это превращение? (Рассматриваются варианты учащихся).

Сейчас мы с вами проверим, кто из вас был самым внимательным в начале занятия. Какие детали я готовила к сегодняшнему занятию? (Полоски). Откуда появились полоски бумаги? (Разрезали лист на полосы).

Как думаете, для чего? (Чтобы сделать из них шар).

Закройте сейчас глазки, и попробуйте слетать в свою страну ВООБРАЗИЛИЮ и поискать там ответ на вопрос «Как сделать шар из полосок бумаги?» Есть ли результат?

Попробуйте выстроить последовательность действий при сборке шара.

Я помогу вам, но если вдруг на каком-то этапе работы вы сможете догадаться, как завершить превращение в шар, поднимите руку. (Если есть необходимость) После построения цепочки действий, дети самостоятельно собирают шар из полосок бумаги.

Следующий этап творческой деятельности учащихся, на котором учитель использует побуждающий диалог, предлагая продолжить самостоятельно превращение изделия.

Мы с вами закончили превращение листа бумаги в шар, но это не всё. Помните мою коробочку из страны ВООБРАЗИЛИИ?

Собрав из полосок дома вот такой замечательных шарик, я подумала, а где я могу его применить? Я нашла много ответов на этот вопрос и все они здесь, в коробочке моих фантазий. Но прежде чем вам их показать, я хочу, чтобы вы тоже подумали над этим вопросом. Где можно использовать полученные вами шары, во что их можно превратить?

Закройте глаза, сосредоточьтесь, пофантазируйте.

Откройте нам ваши фантазии. (Дети рассказывают о своих вариантах декорирования изделия).

Сейчас превратите ваши шарики, в то, что вам подсказывает фантазия. Для этого на столе есть полоски бумаги, которые вы тоже можете использовать. Вот и пришла пора открыть мне свою коробочку фантазий. Я тоже этим с вами с удовольствием поделюсь! Надеюсь, что мой опыт пригодится и вам в вашей работе. Благодарю за внимание!


Мне очень приятно было с вами общаться. И я хочу сделать вам еще один небольшой подарок.


Если я скажу: УПАЛА ОДНА КАПЛЯ, покажите, сколько раз вы хлопните в ладоши.

- УПАЛИ ДВЕ КАПЛИ

-УПАЛИ ТРИ КАПЛИ

- ПОШЕЛ ТИХИЙ МЕЛКИЙ ДОЖДИК

-ДОЖДЬ УСИЛИВАЕТСЯ, УСИЛИВАЕТСЯ, УСИЛИВАЕТСЯ

- ПОШЕЛ ЛИВЕНЬ

ЭТИ АППЛОДИСМЕНТЫ Я ДАРЮ ВАМ!

СПАСИБО!



3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер-класс "Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС"

Автор: Шуклина Ирина Владимировна

Дата: 17.08.2016

Номер свидетельства: 339641


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства