kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Организация рефлексии учащихся на уроке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлен конспект мастер-класса для педагогов. Цель мероприятия: повышение коллег к овладению на уроке рефлексивной деятельностью учащихся. В ходе мастер-класса дается понятие рефлексии,  представление о классификации рефлексии, показаны конкретные варианты проведения рефлексии на уроке, условия формирования навыков активной позиции ребенка на уроке, самооанализ, саммоценка деятельности. Мастер-класс  проводится  с применением  технологии критического мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Организация рефлексии учащихся на уроке" »





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 города Анадыря»


Мастер-класс по теме

«Организация рефлексии учащихся

на уроке»







Выполнила: Колебер Галина Федоровна,

учитель начальных классов,

заместитель директора по УВР,

руководитель творческой группы учителей

по введению ФГОС НОО






0

Тема «Организация рефлексии учащихся на уроке»


Цель: повышение мотивацию коллег к овладению на уроке рефлексивной деятельностью учащихся.


Задачи:

  • Познакомить коллег с понятием «рефлексия»;

  • Дать представление о классификации рефлексии;

  • Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;

  • Познакомить с условиями формирования навыка активной позиции ребенка на уроке, самоанализа, самооценки деятельности;

  • Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

Технологии: критического мышления, информационно-коммуникационная.


Методы: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование.


Оборудование: презентация, раздаточный материал: таблица «Знаю – хочу знать — узнал», текстовая информация по изучаемой теме: карточка №1 «Понятие рефлексия», №2 «Классификация рефлексии», № 3 «Приемы рефлексии эмоционального состояния», № 4 «Приемы рефлексии деятельности», № 4 «Приемы рефлексии содержания учебного материала», смайлики зеленого, желтого, красного цвета, формат А3, фломастеры, клей.


Этапы работы

Деятельность ведущего

Содержание этапов

Методы, приемы, формы организации деятельности.

Задания для коллег, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность коллег

I. Организационный




Слайд № 1

Приветствие.

Уважаемые коллеги, здравствуйте!

Я рада приветствовать вас.


Задание. А теперь уважаемые коллеги я попрошу Вас  оценить собственное эмоциональное состояние при помощи теста. Выберите, остановите свой взгляд на той полоске, цвет которой Вам наиболее импонирует.  А теперь оцените своё  эмоциональное  состояние.


Сигналят смайликом.





Отвечают на вопросы, диалог с ведущим

II.

Выделение проблемы



Слайд № 2








Слайд № 3






Слайды 4-6

Вступительное

слово ведущего












Задает вопросы, заполняет «Корзину идей»

на доске.





0

Анализ слайда: Основным направлением в своей педагогической деятельности считаю создание на уроке условий, способствующих становлению и развитию таких личностных проявлений младших школьников, как самостоятельное целеполагание, осознанность и избирательность поведения, развитая рефлексия, адекватная самооценка.

Методический прием «Индукция» -проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого.

Заполним «Корзину идей".(Цель: :помочь соотнести старые знания с новыми).

Что означает понятие рефлексия?

Для чего нужна рефлексия на уроке?

Как вы считаете, применение на уроке рефлексии способствует формированию самооценки у младших школьников?

Исходя из ваших ответов, предположите, пожалуйста, тему сегодняшнего мастер-класса. А какова моя цель сегодня? А ваша цель?


Слушают ведущего.










Приводят примеры: самоанализ, самооценка.

Приводят доказательства: помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.

Формулируют тему под руководством ведущего.

Отвечают на вопросы.

III. Актуализация

знаний

Слайд №7

Подготавливает участников к работе по проблеме.

Методический прием «Самоконструкция».

Заполните вторую графу таблицы «Знания – не незнания, о каком - либо понятии».

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

1.Рефлексия

2.Классификация

3.Рефлексия настроения

4. Рефлексия деятельности

5. Рефлексия содержания








Заполняют таблицу.








Слайд 8

Формулирует цель рефлексии

Обмен мнениями.

Беседа.

Как вы думаете, на каком этапе урока можно применять рефлексию? Какие УУД формируются при использовании рефлексии? Какие технологии деятельностного характера можно использовать?

0

Отвечают на вопросы: может осуществляться на любом этапе урока.

Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.


IV.Изучение нового материала.

Индивидуальная работа по карточке


Объясняет, как работать по карточке.

Самостоятельный поиск материала по карточке №1.

Все участники получают карточку №1. Задание: прочитайте текст на карточке №1, выберите объяснения понятия «рефлексия», которые вы не знали.


Работают по карточке № 1.

Проверка работы

Слайды № 8-10

Выслушивает участников, дополняет «Корзину идей» на доске

Ответы по тексту.

Дополняют «Корзину идей»:

Корзина идей



Обращение назад, самопознание, внутреннее состояние, самоанализ.

Групповая работа


Слайд № 11


Объясняет

,методический прием «кластер», как его заполнить.


Методический прием «Социоконструкция» -

групповая работа по карточкам.

Объединитесь в 4 группы по 3-4 человека (парты заранее расставлены). Распределите роли в группе, вспомните правила работы в группе.

Прочитайте текст, распределите межу собой, кто будет и какое понятие объяснять. Составьте кластер: 1 группа: виды и формы рефлексии, 2 группа: приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния,3 группа: приемы рефлексии деятельности, 4 группа: приемы рефлексии содержания учебного материала. Возьмите лист формата А3, полоски бумаги, на которых напечатаны понятия и приемы рефлексии, наклейте эти полоски в виде кластера.

Осмысливают понятие «кластер». Кластер («гроздь»), выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» — графический прием систематизации материала.

Составляют кластеры на листах формата А3.

1 группа – карточка № 2, (Приложение)

2 группа – карточка № 3,

3 группа – карточка № 4,

4 группа – карточка № 5



V. Обсуждение и корректировка результатов работы.

Слайды 12-39

Распределяет оформленные листы формата А3 на доске, корректирует знания коллег.















Методический прием «Афиширование» - представление результатов деятельности.

Каждая группа рассказывает о проделанной работе.

В отчете задействованы все участники группы.





0












1 группа:

Формы рефлексии

Виды рефлексии


Коммуникативная,

личностная,

интеллектуальная; Индивидуальная, групповая, коллективная


2 группа:

Рефлексия эмоционального состояния


Приемы: «Солнышко», «Смайлики», «Дневник настроения».

Рефлексия деятельности


3 группа:

«Лестница успеха», «Яблоня», «Светофор», «Букет», «Поезд», «Поляна», «Волшебные линеечки», «Корзина идей»

Рефлексия содержания материала


4 группа:

«Рефлексивный экран», «Метод пяти пальцев», «Синквейн».

VI.Рефлексия


Слайд 40

Выясняет полноту знаний,


чувства, ощущения, возникшие у участников в ходе мастер-класса.




Благодарит всех за работу.

Проверка таблицы «Знания – не незнания, о каком - либо понятии».


Составьте по результатам мастер-класса «Синквейм».






Оцените свою деятельность на мастер-классе.

Покажите сигналами: если понравился - покажите зеленый смайлик, не понравился – красный.

Представитель от каждой группы зачитывает заполненную таблицу.

Составляют «Синквейм» по алгоритму, зачитывают.

Мастер-класс

Познавательный, деловой.

Формирует, развивает, направляет.

Повышает мотивацию к познанию.

Эффективная форма передачи знаний.


Сигналят смайликами.


Литература:


  1. Слободчиков В.И. О возможных уровнях анализа проблемы рефлексии. Проблемы логической организации рефлексивных процессов. Новосибирск, 1986.

  2. Алексеев Н.А. Понятие личностно-ориентированного обучения. М., 2001.

  3. Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. М., 1998.

  4. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2010.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер-класс "Организация рефлексии учащихся на уроке"

Автор: Колебер Галина Федоровна

Дата: 09.10.2015

Номер свидетельства: 237647


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства