Просмотр содержимого документа
«Мастер класс "Увлекательная экономика" по теме: "Бюджет семьи".»
Мастер класс "Увлекательная экономика" по теме: "Бюджет семьи".
Иванова Елена Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 56» г. Чебоксары
Бюджет семьи
Аннотация: Мастер-класс направлен на популяризацию экономических дисциплин у школьников. Мастер-класс вписывается в дополнительное образование, во внеурочную деятельность и в преподавание предметов школьной программы, в четком соответствии с требованиями ФГОС. Подходит для всех возрастов – от дошкольников до профобразования. Последовательное изучение основы экономики поможет учащимся, справится с задачами и трудностями, которые ожидают их в реальной «взрослой жизни». Изучение экономики можно использовать в начальном, основном общем и среднем (полном) общем образовании, в области начального профессионального образования.
Цели занятия:
Обучающая: познакомить учащихся с понятием доход, расход, бюджет, их видами, структурой семейного бюджета, с основой домашней бухгалтерии, показать практическое применение при решении задач.
Развивающая: развитие внимания, памяти, речи, логического мышления и навыков составления семейного бюджета, умения анализировать информацию, обучение навыкам аргументации выводов.
Тип: изучение нового материала с применением информационных технологий.
План занятия (40 минут)
1. Организационный момент (5 минут) Знакомство. Сообщение темы и цели занятия. 2. Изучение нового материала (20 минут) Объяснение нового материала с использованием презентации, решение задачи. 3. Закрепление нового материала (10 минут) Проверка усвоение основных понятий путем выполнения практического задания. 4. Подведение итогов занятия (5 минут)
Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство.
Бертольд Авербах (немецкий писатель)
(Слайд № 1)
Я хочу вам рассказать об увлекательной науке - Экономике. Сегодня я вам расскажу, что экономикой мы занимаемся с вами каждый день и это не зависит от того изучали вы эту науку или нет. Тема нашего занятия «Бюджет семьи». Сегодня на занятии мы познакомимся с понятиями доход, расход, бюджет, научимся составлять и анализировать бюджет семьи.
2. Изучение нового материала
Прежде чем приступить к самому понятию бюджет семьи, давайте с вами вспомним о том, что для удовлетворения многочисленных потребностей человека, нам необходимы товары или услуги.
При помощи чего мы приобретаем товары или услуги? (Предполагаемый ответ: при помощи денег).
Каким образом в семье появляются деньги? (Предполагаемый ответ: люди получают зарплату, пенсию).
Давайте мы сформулируем понятие дохода семьи.
(Слайд №3). Доходы – это все денежные и неденежные поступления в семью.
Итак, основными видами доходов в семье будут заработная плата, которую получают люди за свой труд в различных организациях (прибыль у предпринимателей), пенсия, которую получают пожилые люди или инвалиды и пособие на детей, студенты получают стипендии. (Слайд №4).
Существуют и непостоянные, разовые доходы. К ним можно отнести наследство, бонусы, премии и другие. Давайте подумаем, какие еще могут быть "Виды доходов". (ответы ребят)
Ребята, доходы бывают не только денежными. Наверно вам приходилось получать подарки или выигрывать в тире мягкую игрушку. Это тоже будет относиться к доходам семьи. (Слайд №5).
Чтобы существенно улучшить материальное положение семьи, нужно стремиться к получению постоянных доходов.
Как мы уже сказали – доходы необходимы для удовлетворения различных потребностей членов семьи. Назовите эти потребности. (Предполагаемый ответ: скорее всего учащиеся назовут в первую очередь потребности, связанные с питанием и приобретением различных вещей, получением услуг).
Приобретая все необходимое для удовлетворения потребностей, у любой семьи появляются расходы. (Слайд №6). Расходы – это денежные затраты, идущие на удовлетворение потребностей членов семьи.
Как и доходы, расходы тоже будут делиться на постоянные и непостоянные. К постоянным расходам мы отнесем расходы на питание, одежду и обувь, оплату коммунальных платежей и услуг связи, транспортные расходы (на содержание личного транспорта или покупку проездных билетов). (Слайд №7).
Существует также особый вид постоянных расходов – это налоги. Налоги – это обязательные платежи государству с доходов или собственности. (Слайд №8). В российской семье, как правило, существуют следующие расходы на налоги: подоходный налог в размере 13% от получаемого дохода (не берется с пенсий и пособий), налог на имущество (его размер зависит от величины и количества вашего имущества), транспортный налог (его величина зависит от специфики вашего транспорта).
Другие расходы семьи не носят регулярного характера или являются временными. (Слайд №9). Это расходы на аренду жилья, покупку предметов домашнего обихода, медицину, образование (иногда это сезонный расход), досуг, отдых, покупку предметов роскоши и так далее.
Итак, зная, какие бывают доходы и расходы семьи, мы с вами подошли к основному понятию нашего занятия – бюджет. Так что же такое бюджет и для чего он нужен?
Бюджет – это роспись доходов и расходов за определенный период. (Слайд №10). Составляется он для того, чтобы знать, сколько было доходов и расходов у семьи за определенный срок. В России семья обычно составляет бюджет на месяц. И на основе полученных данных можно делать выводы, экономно ли живет семья.
Итак, давайте с вами рассмотрим, какие бывают виды бюджета. На одну чашу весов мы положим доходы, а на другую – расходы семьи.
Первый случай, если доходы больше расходов, то такой бюджет называется избыточным. (Слайд №11). А что мы будем делать с излишком денег? (Предполагаемый ответ: положим в банк, в копилку). Действительно, излишек денег отправляют в накопления. Накопления порой делают и намеренно, если хотят получить в будущем дорогостоящую услугу или покупку.
Второй случай, если доходы меньше расходов, то такой бюджет называется дефицитным. (Слайд №12). А что мы будем делать, если нам не хватило денег до зарплаты? (Предполагаемый ответ: возьмем кредит в банке, достанем деньги из копилки). Действительно, если денег не хватает, то их берут в долг или используют предыдущие накопления. Иногда берут в долг намеренно, приобретая что-то важное в данный момент. Но любой «долг платежом красен». И его необходимо возвращать.
Третий случай, если доходы равны расходам, то такой бюджет называется сбалансированным (от слова «баланс», что значит равенство). (Слайд №13). Сбалансированный и избыточный бюджеты самые хорошие. Можно смело сказать, что семья не испытывает финансовых затруднений. И как следствие этого, в такой семье больше денег можно тратить на образование, спорт, отдых и так далее.
3. Закрепление материала
Сейчас мы с вами посмотрим на примере, как составляется бюджет семьи и ответим на вопросы.
Итак, перед вами семья Ивановых (Слайд №14), членами которой являются дедушка и бабушки пенсионного возраста, работающие мама и папа, сын-студент, дочь-старшеклассница и маленький ребенок.
Бюджет семьи Ивановых за январь выглядит следующим образом. (Слайд №15). Как правило, при составлении бюджета используют таблицу из четырех столбцов: первый – вид дохода, второй – сумма дохода, третий – вид расхода, четвертый – сумма расхода. Строк может быть любое количество, но последняя строка должна содержать позицию «итого доходов» и «итого расходов».
Мы видим, что доходы семьи состоят из заработных плат, пенсий, пособий, стипендии, премии и банковского начисления по вкладу за предыдущий год. У семьи были следующие расходы: на питание и корм для собаки, покупку одежды, обуви и бытовой химии, на транспорт, оплату коммунальных услуг, телефонов, налогов, услуг образования, на покупку лекарств дедушке и проведение досуга (ходили в театр и кино). Итоговая сумма дохода – 100 тысяч рублей за месяц, а сумма расходов – 75 тысяч рублей за месяц. Ответьте мне на вопросы. (Слайд №16).
1. Определите вид бюджета. (Правильный ответ – избыточный).
2. Какие доходы и расходы постоянные, а какие переменные? (Правильный ответ: постоянные доходы – зарплаты, пенсии, пособия и стипендия, непостоянные – премия и банковский процент; постоянные расходы – на питание, коммунальные услуги, телефон, бытовую химию, одежду и обувь, образование, транспорт, непостоянные – досуг и отдых, может быть – лекарства).
3. Смогут ли они в этом месяце отложить деньги на летний отдых на море? (Правильный ответ: да, смогут отложить 25 тысяч рублей).
Мы с вами рассмотрели пример составления бюджета семьи за месяц.
4. Подведение итогов занятия
Давайте вспомним, с какими новыми экономическими понятиями мы познакомились на занятии? (Предполагаемый ответ: доходы, расходы, налог, бюджет, виды бюджета).
Итак, сегодня на занятии мы с вами познакомились с важнейшими элементами семейной экономики – видами доходов и расходов семьи, научились составлять семейный бюджет, определять его вид и делать выводы. Надеюсь, что вы поняли, как важно составлять бюджет, и теперь будете помогать родителям в его разработке и анализе. Хочется пожелать вам ребята и дальше изучать - интересную и увлекательную науку Экономику. Приходите к нам в Центр и мы вам расскажем, каким образом можно увеличить доходы или сократить расходы в семье. До новых встреч, всем спасибо за участие.
Список литературы:
1. Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики. Учебно-методическое пособие для преподавателя. – М.: МЦЭБО, 1999.
2. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников / авт.-сост. М.М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2008.
3. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
4. Достижения молодых. Личная экономика. Методическое руководство для учителя и консультанта. – Junior Achievement Russia. МОО «Достижения молодых», Москва, 2004.
5. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: Учебное пособие для 7-8 классов общеобразоват. учрежд. Образовательная область «Технология». – М.: Вита-Пресс, 2002.
6. Экономика для 3-5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Равичевой, под ред. С. Равичева. МЦЭБО, 2006.
Интернет-источники
1. http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет»;
2. http://ekonomica.org – сайт по основам финансовой грамотности;
3. http://ekonomica.info – сайт по основам финансовой грамотности с видеоматериалами;
4. http://www.mirkin.ru – библиотека по финансово – экономической тематике;
5. http://www.dostatok.ru – сайт по основам финансовой грамотности.