Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс учителя начальных классов Туниной О.В.»
МАСТЕР – КЛАСС
учителя начальных классов
Туниной Ольги Васильевны
по теме: «Использование информационно – коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС»
Апрель,2021
Использование информационно-коммуникационных
технологий на уроке окружающего мира в начальной школе
как средств реализации требований ФГОС.
(слайд 1)
1.Актуальность проблемы. Особенностью современного общества является проникновение информационных технологий во все сферы жизни, в том числе и школьное образование.
Информатизация процесса образования предполагает компьютеризацию образования; внедрение информационных технологий в образовательный процесс; подготовку кадров в области информационных коммуникационных технологий (ИКТ);
Использование компьютеров в образовании приводит к тому, что основной акцент в обучении делается не на запоминание информации, а на развитие мышления, умения самостоятельно учиться, развитие творческих способностей. Всё это входит в процесс радикальных изменений системы современного образования, которая переходит на новый уровень обучения – обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий как средство реализации требований ФГОС.
(слайд 2)
2. Определение понятия «информационно- коммуникационные технологии»
Информационно – коммуникационные технологии в обучении представляют собой» совокупность методов и средств обучения , направленных на формирование у учащихся определенных знаний , умений и навыков.»
Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования — инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.
Для обеспечения системно-деятельностного подхода, который положен в основу Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, оборудование рабочего места учителя должно существенно измениться. Учитель должен максимально использовать возможности материально-технической базы, научиться разрабатывать и реализовывать учебные программы. Использование информационных технологий в обучении изменило содержание методов и форм обучения. Всё большее признание получил интеграционный подход к обучению. Познание мира осуществляется в результате создания его модели, а не путём
традиционного заучивания. Целью обучения становится формирование личности обучаемого в процессе приобретения знаний, навыков и умений, а не простое приобретение знаний, навыков и умений. .
(Слайд 3)
Информационно – коммуникационные технологии являются одним из важных средств формирования и развития универсальных учебных действий(УУД),которые выступают инвариативной основой образовательного и воспитательного процесса. Наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно – образовательной среды.
Действительно, системно-деятельностный подход предполагает развитие УУД, в том числе и с помощью ИКТ-технологий.
(слайд 4)
Понятием обобщающим «информационные технологии» и «коммуникационные технологии» является термин «информационные и коммуникационные технологии» (ИКТ), который описывает различные устройства и механизмы, способы и алгоритмы обработки информации. На сегодняшний день самым важным современным устройством ИКТ является компьютер, который снабжён необходимым программным обеспечением, а также средства коммуникаций вместе с размещённой на ней информацией. Введение ФГОС требует от учителя готовности к организации образовательного процесса в современной информационно- образовательной среде на основе системно- деятельностного подхода.
Итогом «Информационно – коммуникационных технологий в реализации ФГОС « должны стать методические умения учителей начальных классов и учителей -предметников начальной школы использовать ИКТ на начальном этапе для решения информационных задач, а затем решать информационные задачи, используя ИКТ, умение представлять содержание учебных предметов.
(слайд 5)
3. Цели использования ИКТ в начальной школе
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие способностей ориентироваться в информации разного вида, элементов алгоритмической деятельности, образного и логического мышления;
- овладение практическими способами работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передачи, хранение информации, её использование в учебной деятельности и повседневной жизни;
- овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности повседневной жизни;
- формирование начальной компьютерной грамотности и элементов информационной культуры;
- воспитание интереса к информации, бережного отношения к техническим устройствам.
- формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Таким образом, использование информационных технологий играет огромную роль в учебном процессе, повышая его эффективность и улучшая качество знаний учащихся, формирует у них навыки научно-исследовательской работы, усиливает мотивацию к учёбе. Как и всякое новое дело, на начальном этапе оно требует значительных усилий преподавателей.
(слайд 6)
В условиях компьютеризации образования в учебном процессе появляется ещё один участник – компьютер. Формирование учебной деятельности соответственно представляет следующие взаимосвязи:
Используемые в учебной деятельности информационные технологии можно рассматривать как инструмент исследования, как источник получения дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования, как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. При этом скорость подачи качественного материала в рамках одного урока увеличивается. Такие умения как умения вести поиск информации, систематизировать и анализировать её, могут помочь в дальнейшем ученикам школы самоутвердиться в жизни, т.е. повысить свой интеллектуальный уровень, самостоятельно добывая знания.
(слайд 7)
4. Формы и методы использования ИКТ на уроках в начальной школе.
ИКТ в образовании в органическом сочетании с традиционными методами обучения и воспитания повышают качество обучения, способствуя развитию ребёнка как творческой личности.
Современные возможности компьютера могут способствовать в начальной школе не только обеспечению первоначального становления личности ребёнка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться.
Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер – это не игровой автомат и устройство для путешествия по виртуальным мирам, а инструмент для решения задач. Более того, большинство вводимых понятий (объект, управление, исполнитель и пр.) являются именно теми понятиями, с помощью которых формулируются и решаются.
Большое количество компьютерных программ для младших школьников ориентированы на развитие внимания, мышления, памяти младших школьников на основе заданий, явно выделяющих процессы обработки информации человеком, формирование осознанного и ценностного отношения к собственной деятельности по переработке информации.
Использование младшими школьниками в своей деятельности компьютера оказывает существенное влияние на различные стороны его психологического развития. Возникает целый ряд новых видов деятельности, тесно связанных с использованием компьютеров: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игры-воображения и т.д. Проявляются во всей полноте такие процессы, как мышление, представление, восприятие и память.
В настоящее время на уроках, в основном, используются следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера: презентация, информационно-обучающие программы и тренажёры, тесты.
Таким образом, компьютерные средства дают наглядную картину того, что происходит в процессе работы, и того, что получилось в результате.
Внедрение ИКТ в учебный процесс рассматривается:
- не как цель, а как способ постижения мира учащимися;
- как источник дополнительной информации по предметам;
- как способ самообразования учителя и учащегося, как возможность реализации личностно-ориентированного процесса.
(слайд8)
С введением ФГОС изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника , но и наблюдения и опыты. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации методики обучения. Теперь каждый может проводить уроки по- новому, увлекая детей , предоставляя информацию более наглядно, разнообразно.
Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет:
повысить качество усвоения материала;
построить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика;
осуществлять дифференцированный подход к обучению;
одновременно активно усваивать материал детям с разными модальностями;
размещать на слайде большой объём информации, но выводить её постепенно, не перегружая восприятие ученика и существенно экономя время
(слайд 9)
Некоторые педагоги считают, что использование ИКТ-технологий на уроках - это слишком долгий и не всегда надежный способ работы с обучающимися, что практика применения старых методов и приемов работы принесет больше пользы и знаний обучающимся, чем нечто новое, еще не совсем понятное. Но учитель - это человек,который всегда должен развиваться, идти в ногу со временем, осваивать что-то новое и применять это новое в своей практике.
Ученик должен стать активным участником образовательного процесса, уметь мыслить, рассуждать, свободно высказывать и доказывать свою точку зрения. Вместо передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, формирование умения учиться (результаты обучения не только предметные, но и метапредметные).
Функции учителя сводятся к тому что он должен:
Наглядно представить материал;
Регулировать объём и скорость содержания;
Повышать познавательную активность учащихся
Функции ученика в учебном процессе при использовании ИКТ заключаются в том, что он, в свою очередь, должен:
За урок усвоить большой объём информации;
Развивать мышление, память, внимание, восприятие;
Активно участвовать в уроке.
(слайд 10)
Использование ИКТ на уроках имеет свои преимущества, а именно: Эффективность обучения;
Индивидуализация обучения;
Повышенная мотивация обучения
Активизация познавательной деятельности учащихся
Эффект обратной связи;
Развитие у учащихся продуктивных функций и психических процессов;
Повышение интереса к изучаемому предмету
Рассмотрим, каковы же недостатки этой технологии:
Нарушение зрения;
Проблемы осанки и опорно-двигательного аппарата;
Компьютерная радиация;
Компьютерная зависимость
Поэтому необходимо использовать ИКТ согласно нормам СанПин. (длительность работы с компьютером не должна превышать 15 минут)
5. Фрагмент урока с использование ИКТ
Пример (фрагмента)одного из таких уроков.
Тема: Царства живой природы (в форме путешествия по царствам)
Цели: Познакомить с четырьмя царствами живой природы, их особенностями, через использование ИКТ разобрать, что объединяет жителей каждого из царств;
развивать логическое и вариативное мышление; воспитывать интерес к предмету и уважение к природе
оборудование: ИКТ, учебник, тетрадь.
Ход
(слайд 11) Орг. Момент.
(слайд 12) – Какие царства живой природы вам знакомы?
(слайд 13) – Сейчас мы отправимся в путешествие по этим царствам и познакомимся с их жителями.
- Кто на нашей планете появился раньше всех и почему?
(слайд 14) Действительно, бактерии не используют кислород при дыхании, поэтому, когда на Земле ещё только формировалась воздушная оболочка «атмосфера», жили бактерии.
(слайд 15) – Бактерии – это друзья или враги? Разбейтесь на две группы, одна группа будет на защите бактерий, другая – против них.
(слайд 16) – работа в группах
(слайд 17) – Ответ группы, почему бактерии вредны для человека. Действительно, многие бактерии на Земле являются возбудителями различных заболеваний.
(слайд 18, 19) – Ответ второй группы, почему без бактерий прожить нельзя. Вывод: они необходимы нам во многих сферах жизни: питание, медицина и т.д.
Общий вывод: Любая форма жизни на Земле имеет право на существование, так как выполняет свою определённую роль.
(слайд 20) Отправляемся дальше
(слайд 21) Чтобы узнать, какое это царство, отгадайте загадки. Разгадывают. Назовите одним словом этих жителей. Растения.
(слайд 22) Что такое растения? Какие виды растений вам знакомы?
(слайд 23) Продолжаем путешествие)
(слайд 24) - Кто это?
(слайд 25) - Творческое задание «Угадай животное»
(слайд 26) - Двигаемся дальше
(слайд 27) - Чтобы попасть в это царство, вы должны разгадать кроссворд
(слайд 28) - Итак, мы попали в царство грибов
(слайд 29) - На какие группы можно разбить грибы?
(слайд 30) Практическая работа в раб тетрадях.
(слайд 31) Итог: вспомни, о чём мы говорили на уроке?
Результативность обучения как следствие использования ИКТ
Такая работа способствует повышению мотивации детей, им интересно учиться, всё это, безусловно, влияет на качество знаний, на успешность обучения. На представленной гистограмме (слайд 32) динамики успешности виден значительный рост качества знаний учащихся двух четвертых классов, в которых с сентября проводились уроки окружающего мира с использованием ИКТ.
Заключение
(слайд 33) Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, необходимость. ИКТ позволяет показать любой процесс, происходящий в природе, в развитии, в действии; наглядно отобразить объекты, изучаемые на уроке, показать необходимые географические координаты на картах и многое другое. В рамках одного урока учитель имеет возможность использовать и видеофрагменты и музыкальный ряд, иллюстрации и репродукции. Использование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить материал, но и учителю творчески развиваться.
8. Литература
1.Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде «за» и «против» [текст]/ Г.М. Будунов.- М.: Аркти, 2006.- с 192
2. Воробьёва О.Я. Коммуникативные технологии обучения [текст]/О.Я.Воробьёва.-Волгоград:Учитель,2008
3. Плешаков А.А. Мир вокруг нас [текст]/А.А.Плешаков.-М.:Просвещение,2005
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [текст]/Г.К.Селевко.-М.:
Народное образование,1998
5. Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир» [текст]/Е.М.Тихомирова.-М.: Экзамен,2007