Истоки - стратегическая программа развития социокультурного пространства России.Главная цель программы: преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.
Рабочая программа по курсу «Социокультурные Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук. Курс «Истоки» соответствует требованию ФГОС, который призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны. Программа внеурочной деятельности «Социокультурные Истоки» охватывает весь период начальной школы с 1 по 4 классы.
Мы начали изучать курс «Истоки» с 2017 года в 1 классе. Содержание первого класса, в основном, сосредоточено на понимание сути Истоков. Система ценностей формируется на основе категорий «Слово», «Образ», «Книга», которые дают представление о мире. Во втором классе дети осваивают истоки социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности человека в ней. В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека. В четвертом классекурс призван обобщить всё известное и вывести ученика на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции, как важный механизм передачи их новым поколениям.
Содержание программы, учебные пособия «Истоки», дидактические и методические материалы, сопутствующие издательские программы обладают большим воспитательным потенциалом.
Во 2 классе в начале учебного года на занятиях курса «Истоки» изучается раздел «Родной очаг», где одной из тем является тема «Род». Основные понятия, изучаемые в этом разделе – Родина. Род. Родня. Родственники. Родственные отношения. Поколения. Родовое дерево. Дети узнают, что такое род, семья, как возникли некоторые фамилии, что такое родословная.
Род и семья. Эти слова нам известны с детства. Самые близкие люди в жизни объединены общими узами. Что же объединяет нас с близкими? К сожалению, далеко не все знают историю и родословную своей семьи. Однако в настоящее время общественный интерес к истории семьи растёт и набирает силу. Проблема изучения истории своей семьи в современном мире является одной из наиболее значимых. На своих занятиях мы делаем первые шаги по созданию родословного древа.
Создание генеалогического дерева – не просто возможность больше узнать о себе и своих корнях, но и удивительное приключение, которое поможет вам перенестись в прошлое. Там вы сможете погрузиться в мир тайн и загадок близких вам по крови людей, узнать их судьбы, горе и радость в их жизни. Возможно, изучая свой род и жизнь предков, вы найдете ответы на вопросы о своей судьбе и узнаете, как ее можно изменить. Ведь не случайно эти люди являются вашими кровными родственниками, частица их души вложена в вашу. Мы являемся следствие того, что было до нас, но мы же являемся причиной того, что будет после нас. Отсюда наша личная ответственность за здоровье грядущих поколений! И нам необходимо задуматься над тем, что мы сеем в душах наших потомков, какую историю творим для своего Рода.
Есть два разных способа составления родословной - по восходящей и нисходящей линиям. В первом случае она строится от конкретного лица (ребенка) к его предкам, во втором случае – начинается с предков (о которых есть какие-то данные, сведения, записи). Родословные могут быть мужскими, женскими, смешанными. Составление родословной с младшими школьниками целесообразно начинать со смешанной восходящей родословной (включающей родственников по мужской и женской линии). Это более понятно и доступно детям в силу их психологических особенностей. Родословную можно изобразить в виде дерева. Тот, от кого строится родословная, будет располагаться на его стволе, а его родственники – на ветвях. Однако такое оформление совсем не обязательно – можно использовать таблицы, схемы, рисунки. Младшим школьникам более близки родословные с фотографиями, содержащие не более двух-трех поколений родственников. (Представить наши родословные)
К сожалению, сегодня практически утрачен опыт изучения родословной, который позволял передавать семейные ценности и традиции, устанавливать связь между различными поколениями рода. Современные дети зачастую не владеют полной информацией даже о самых близких людях – родителях, бабушках и дедушках. Общение между представителями рода минимально и резко ограничено и это касается как дальних, так и близких родственников. Возрастание же заинтересованности в изучении родословной семьи закономерно ведет к тому, что общение между родственниками становится более частым, конструктивным и привлекательным для них самих. Постепенно расширяется интерес к изучению семейной истории, укрепляются духовные ценности, повышается культурный уровень семьи. Познавать историю собственной семьи необходимо, именно она помогает воспитать уважение к старшим и гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать продолжателями лучших традиций и семейных ценностей. Советы:
Пользуйтесь естественным детским интересом к тому «как было раньше». Будьте осторожнее со сложными терминами (лучше сказать «родовое древо», чем «генеалогическое»). Нам ведь важно, чтобы ребенок воспринял суть, а не умные слова.
Когда говорите о своем прошлом, о прошлом родных – не скупитесь на эмоции. Ведь детей привлекает все яркое, неожиданное, а интересные детали им так же важны, как и то, что мы считаем главным.
Подготовьте фотографии и старые вещи. У семи-восьмилетки память наглядная и образная: то, что он раз взял в руки, то, что показалось ему интересным, впечатывается в память на всю жизнь. Выцветшая фронтовая фотография прадедушки и его старый военный билет с записями о том, какое обмундирование ему выдавали, где служил, когда был ранен, оставят в душе более заметный след, чем слова.
И не бойтесь упоминать даты: детская память схватывает их на лету. Ваш ребенок запомнит и День Победы, и время сражений под Сталинградом, и дату запуска первого спутника как часть жизни своих близких.
А теперь, уважаемые родители, составьте историю своего рода и изобразите родословное древо своей семьи. Перед вами модель дерева и листья.
- Представьте, пожалуйста, образ семьи, созданной вами (представление участниками мастер-класса).
- На любом занятии необходимо сделать небольшой вывод и дать анализ. Все ли получилось?
- Посмотрите, какие разные родословные получились. Но в одном они похожи. В том, что семья объединяет родных людей, очень близких друг другу.
Позвольте закончить наш мастер – класс такими словами: «Человек, как дерево, силен своими корнями: чем больше он знает о своем прошлом, тем увереннее чувствует себя в настоящем и с оптимизмом смотрит в будущее.»