Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Работаем над проектом. Постановка проблемы"»
Мастер-класс 3
«Постановка проблемы»
Проблема – как противоречие реального и желаемого. Причины возникновения проблем. Выбор темы информационного проекта. Понятие проблемной ситуации. Анализ проблемной ситуации. Постановка проблемы.
Поисковый этап – первый этап работы над проектом. Его составными частями являются:
определение тематического поля
поиск и анализ проблемы
постановка цели
определение объекта и заинтересованных сторон
На данном занятии мы подробно остановимся на определении тематического поля и постановке проблемы.
Тематическое поле это некоторая ограниченная область знаний, в рамках которой будет происходить разработка проекта.
При определении тематического поля проекта можно опираться на потребности человека в различных областях науки, искусства или жизнедеятельности. Например, тематическим полем может быть: космология, медицина, литература, анатомия, импрессионизм, общение, школа, дом, досуг, отдых, общественно полезная деятельность, производство и предпринимательство и т.п.
Следующим шагом является постановка проблемы.
Проблема – это противоречие между идеальной и реальной ситуацией.
Для того чтобы обозначить проблему сначала формулируется основополагающий вопрос. Этот вид вопросов обнажает исследуемую тему с ее сложностями и загадками, побуждает задавать другие важные вопросы. На основополагающий вопрос нельзя ответить одним предложением, он не имеют очевидного «правильного» ответа и требует творческого подхода к изучаемому материалу
Проблема возникает из проблемной ситуации когда человек осознает невозможность разрешить трудности и противоречия, возникшие в той или иной ситуации, средствами личного знания или опыта.
Противоречия могут быть:
между известным и неизвестным;
между знаниями и умениями;
между сложностью задачи и наличием способа ее решения;
- между потребностями и возможностями их реализации.
Для ответа на основополагающий вопрос необходимо сформулировать проблемные вопросы учебной темы. Эти вопросы предназначены для того, чтобы обозначить и раскрыть основополагающий вопрос.
П рактическая работа: по данному основополагающему вопросу заполнить остальные поля таблицы.
№
Тематическое поле
Основополагающий вопрос
Вид противоречия
Формулировка проблемы
Проблемные вопросы
Творческое название проекта
Вид
проекта
Геоэкология
Как связаны между собой природа и здоровье человека?
Межличностное общение
Как можем мы все ужиться друг с другом?
Валеология
Можно ли сохранить свое здоровье?
Коммунальные услуги
Можно ли платить меньше?
Проверь себя:
№
Тематическое поле
Основополагающий вопрос
Вид противоречия
Формулировка проблемы
Проблемные вопросы
Творческое название проекта
Вид
проекта
Геоэкология
Как связаны между собой природа и здоровье человека?
Между известным и неизвестным
Я не знаю как связаны между собой человек и природа
Какое влияние оказывает вода на здоровье человека?
Зависит ли здоровье человека от качества воздуха?
Существует ли связь между растительным миром и здоровьем человек?
Биосфера и человек
Информационный
Межличностное общение
Как можем мы все ужиться друг с другом?
между сложностью задачи и наличием способа ее решения
Мы хотим, чтобы наш коллектив был дружным, но не знаем как это сделать
От чего зависит микроклимат в коллективе?
Как влияет тип личности на взаимоотношения?
Для чего нам нужны манеры?
Как избежать конфликтов?
Давайте жить дружно!
Практико-ориентированный (социальный)
Валеология
Можно ли сохранить свое здоровье?
между знаниями и умениями
Мы знаем что необходимо заботиться о своем здоровье, но не умеем это делать.
Какие факторы влияют на здоровье подростка?
Каким видом спорта лучше заниматься?
Как правильно составить режим дня?
Здоровым быть здорово!
Информационный или исследовательский.
Коммунальные услуги
Можно ли платить меньше?
между потребностями и возможностями их реализации
Я хочу сэкономить на оплате коммунальных услуг но не знаю возможно ли это.
Как рассчитываются коммунальные платежи?
Как влияет установка индивидуальных приборов учета потребления воды и газа на квартплату?