Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Работаем над проектом. Понятие проекта"»
Мастер-класс 1
«Понятие проекта»
Цель: дать представление о проекте, его видах.
Содержание учебного материала.
Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Поможет в развитии подобных качеств, проектная деятельность.
Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, становишься более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности решать возникающие проблемные ситуации.
В результате изучения кейса «5 уроков (мастер-классов) проектной деятельности» вы научитесь:
планировать свою деятельность по решению поставленных задач;
работать с информацией;
разбираться в видах публикаций, грамотно их составлять и оформлять;
грамотно вести дискуссии, отстаивать точку зрения и представлять результаты своего труда в выгодном свете;
оценивать результат и процесс своей деятельности.
Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
К стати, в европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни: причастие «projectus» означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза», т.е. прототип прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Иными словами - проект создает то, чего еще нет. Для нас же понятие проекта непосредственно будет связано с понятием «проблемы» и ее решением.
Существует несколько подходов к классификации проектов
По комплексности (предметно-содержательной области):
Монопроекты - как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель - учитель-предметник, консультант - учитель другой дисциплины. Могут быть литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, лингвистическими, культуроведческими, историческими, географическими, музыкальными, спортивными.
Межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки проблемы.
По характеру контактов:
Внутриклассные,
Внутришкольные,
Региональные (в пределах одной страны),
Международные.
Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet, задействования средств современных компьютерных технологий.
Классификация проектов по продолжительности:
Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка.
Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.
Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.
По количеству участников:
Индивидуальный,
групповой
Виды учебных проектов по характеру доминирующей в проекте деятельности:
Исследовательский проект – это проект, предполагающий исследование по выбранной теме.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект –это проект, направленый на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете.
Творческий проект –это проект, предполагающий максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
Практико-ориентированный (социальный проект) – это проект, нацеленный на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Практическая работа: определить вид проекта.
Название проекта
Цель проекта
Ответы на задание
По комплексности
По характеру контактов
по продолжительности
По характеру доминирующей деятельности
Проект «Зимний сад»
Цель: создать в коридоре школы зимний сад
Проект «Путешествие по овощеграду»
Цель: составить альбом, посвященный овощам
Проект «Рыцари средневековья»
Цель: подготовить сообщение, содержащее дополнительный материал по теме «Рыцарство»
Проект «Будем дружить»
Цель: изучить причины конфликтов и дать рекомендации одноклассникам по разрешению конфликтов и поведению в конфликтных ситуациях.
Проект «Новогодняя сказка»
Цель: подготовить выступление на новогоднем утреннике в детском доме.
Название проекта
Цель проекта
Ответы на задание
По комплексности
По характеру контактов
по продолжительности
По характеру доминирующей деятельности
Проект «Зимний сад»
Цель: создать в коридоре школы зимний сад
межпредметный
внутришкольный
долгосрочный
социальный
Проект «Путешествие по овощеграду»
Цель: составить альбом, посвященный овощам
монопроект
внутриклассный
краткосрочный
творческий
Проект «Рыцари средневековья»
Цель: подготовить сообщение, содержащее дополнительный материал по теме «Рыцарство»
монопроект
внутриклассный
краткосрочный
информационный
Проект «Будем дружить»
Цель: изучить причины конфликтов и дать рекомендации одноклассникам по разрешению конфликтов и поведению в конфликтных ситуациях.
монопроект
внутриклассный
недельный
исследовательский
Проект «Новогодняя сказка»
Цель: подготовить выступление на новогоднем утреннике в детском доме.