Просмотр содержимого документа
«Мастер класс Проектно-исследовательская деятельность»
МКОУ СОШ №7
С.Старомарьевка
Учитель начальных классов
Пую Галина Михайловна
Мастер-класс
Тема: «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ с ФГОС»
Слайд 1. Мастер-класс
Цель: Представление опыта проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций.
Задачи:
1. Представление разных форм реализации проектно-исследовательского метода в рамках урочной и внеурочной деятельности и представить алгоритм работы над проектом.
2. Моделирование участниками мастер-класса проектов внеурочной и урочной проектно-исследовательской деятельности для учащихся начальных классов, готовых к практическому применению.
Добрый день, коллеги.
Рада приветствовать вас на мастер-классе «Проектно-исследовательская деятельность» Слайд 2.Хочу сегодня представить свой опыт работы по проектно-исследовательской технологии. С участниками мастер-класса мы попробуем, используя алгоритм, построить модель двух проектов внеурочной и урочной проектно-исследовательской деятельности. Слайд 3.
«Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим»
Карл Роджерс
1.Представление технологии
Мой выбор проектно-исследовательской технологии не случаен.
В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается метод проектов. Слайд 4
Проектно-исследовательская деятельность формирует целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Слайд 5 (комментирую)
Современная жизнь требует новой работы с содержанием образования. Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается, и это требует умение отбирать главное в мире информации.
Слайд 6.
Именно поэтому я уделяю большое внимание формированию информационной компетентности.
Для выполнения каждого проекта, задуманного самим ребенком, группой, классом используются различные педагогические технологии и методики.
По данной технологии я работаю в течение 15 лет и это дало следующие результаты:
Слайд 8.
.Это успешное участие в конференции исследовательских работ для начальной школы «О. За это время выпускники начальной школы, учащиеся 4 классов были призерами данной конференции . Были представлены работы по теме: «Энергия ветра», «Можно ли увидеть звук», «Соблюдение правил выгула собак»;
Слайд 9.
. Регулярное участие в научно-исследовательских конференциях, где нужны командные навыки работы и информационные компетенции;
Слайд 10.
. Участие во всероссийских конкурсах.Сидорова Мирослава стала финалистом Всероссийского фестиваля творческих работ «Леонардо» с проектом «Почему трава зеленая»;
. Известный мониторинг «Кенгуру» в 4 классе показал высокий результат;
. Вы можете получить представление о моей проектно-исследовательской деятельности по материалам выставки.
. По словам учителей старшей школы, мои ученики отличаются креативностью и умением работать в команде. Что же такое «Проект»? Некоторые ученые говорят «проект – это пять «П»: Слайд 11
1. Проблема,
2. Проектирование (Планирование),
3. Поиск Информации,
4. Продукт (Создание Проектного Продукта),
5. Презентация Проектного Продукта.
Выходит по щелчку каждый пункт
-Давайте поиграем:
• Загадайте число.
• Прибавьте столько же.
• Прибавьте 10.
• Разделите на два.
• Отнимите задуманное.
- Какое число загадали? (спросить у 2-3 человек)
-Что у вас получилось?
•В результате у всех должно получиться число 5.
Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Причём, вначале никто об этом даже не догадывался. Также происходит и в проектной деятельности учащихся.
Слайд 12.
Алгоритм работы.
Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель «ведет» детей по неизведанному ими пути к верному ответу.
3. Моделирование
Я предлагаю поработать двум творческим группам.
1) Первая творческая группа должна составить технологическую карту проекта в рамках учебной деятельности по данному им алгоритму работы.
2) А вторая группа должна представить прием реализации внеурочного проекта в рамках общей темы, используя прием «Паутинка» и схему коллективного проекта, и показать одну из форм презентации продукта. 4.Проведение имитационной игры
Работа со слушателями.
1) - Как вы думаете, группа людей, объединенная одними целями и задачами должны иметь отличительные знаки?
- А какие отличительные знаки вы могли бы предложить?
- А что, по-вашему, символизирует герб? (отражение основных идей сообщества)
- Для того, чтобы познакомить детей с понятием «герб» и принципом его построения, расширить знания детей о Ставрополе, мы провели общешкольный проект в рамках начальной школы,. В этом проекте предлагались темы: Слайд 13
1. Геральдика городаСтаврополя:
. Зачем нужны гербы
. Почему гербы разные
. Все ли города имеют свои гербы
2. История и люди
. Знаменитые люди Грачевского района
. Культура, традиции, обычаи
. Памятники
. Археологические раскопки
. Ставрополь в истории страны
3. Уникальные места Ставрополя
. Полезные ископаемые
. Водоемы
Слайд 14, 15.
На слайдах вы можете увидеть результаты этой проектной деятельности. Слайд 16
2) При осуществлении любой проектной деятельности самым трудным является формулировка основополагающего и проблемного вопроса. Хочу предложить вам разобраться вместе со мной.
-Как вы думаете, что подразумевает основополагающий вопрос? Слайд (щелчок)
(Это глобальные и открытые вопросы, объединяющие понятия из нескольких разделов или предметных областей.Основополагающие вопросы часто охватывают несколько областей знаний и помогают ученикам понять, как эти области связаны между собой)
-Как вы думаете, что подразумевает проблемный вопрос?
(Это учебные вопросы ориентированы на предмет и темы раздела. Проблемные вопросы открыты. Это помогает учащимся продемонстрировать, насколько хорошо они поняли основные принципы проекта и стимулирует лучшее понимании основополагающих вопросов)
- Посмотрите определения на слайде: в чем сходство и различие?
(Общее - это открытые вопросы, основополагающие вопросы – глобальные, охватывают несколько областей знаний,
Развивают критическое мышление, а проблемные вопросы - ориентированы на предмет и темы раздела и направлены на понимание основополагающих вопросов, Слайд (щелчок)
поддерживают цели обучения)
3) Игра со зрителями
-Давайте решим следующие задачи. Перед вами несколько вопросов. Соотнесите, какие из предложенных вопросов основополагающие, а какие проблемные?
-Аргументируйте свою точку зрения.
Слайд 17.
Сформулируйте учебный вопрос для проблемного вопроса:
«Кого растения выбирают в помощники?»
(Учебные вопросы - это конкретные вопросы, основанные на фактах и имеющие единственно правильные ответы) Слайд (щелчок) Сравним варианты. Слайд (щелчок) 5.Выступления творческих групп
-А теперь давайте посмотрим на результаты работы наших творческих групп.
6. Заключение
В результате проведенного мастер - класса можно сделать следующие выводы:
1. Проектно- исследовательская технология является наиболее современным подходом к организации деятельности школьников
2. Проектно-исследовательский метод может быть реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности. Мы все боимся организовывать проект в рамках урока. Сегодня мы убедились, что это возможно. Имея четкий алгоритм, каждый учитель в силах осуществить проект.
3. Основой исследовательской работы над проектом является информационная компетенция (умение найти информацию, составить план работы, представить проект)
7.Рефлексия.
Выскажите свое мнение стоит ли активно вести проектно-исследовательскую деятельность в начальной школе? Проголосуйте, пожалуйста, подняв желтый стикер.
Оставьте, пожалуйста, свой краткий отзыв и пожелания на белом стикере.