Мастер–класс
«Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе»
І. Установочно-мотивационная часть.
Добрый день! Уважаемые коллеги, перед началом нашей работы представляю Вашему вниманию отрывок из мультфильма «Буревестник».
Коллеги, мультфильм демонстрирует традиционную школу. А современная школа должна не только дать учащимся определенный объем знаний, но и воспитать человека, способного творчески мыслить, принимать решения, иметь свою позицию, брать на себя ответственность, т. е. быть человеком компетентным в профессиональной деятельности и общении.
Слайд 1.
В своем мастер-классе я хочу показать, как, применяя инновационные технологии, можно формировать коммуникативные компетентности ученика.
Слайд 2.
Актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности школьников обуславливается современными тенденциями в образовании – развитие интеллектуальной, креативной, инициативной личности, способной реализовать себя в жизни, быть успешной.
Слайд 3.
Для решения этого задания на своих уроках сочетаю традиционные формы обучения с инновационными технологиями.
Слайд 4.
Среди большого количества инновационных технологий я выбираю те, которые наиболее соответствуют возрастным особенностям младших школьников, теме, задачам урока.
Слайд 5.
Приведу примеры некоторых практических заданий коммуникативной направленности. Урок русского языка. Лексикология. Знакомство с устойчивыми выражениями (этап – закрепление).
ІІ. Проведение имитационной игры.
Уважаемые коллеги! Представьте, что Вы ученики 3 класса.
Просмотр видеоролика «Красная Шапочка»
Ребята, давайте посмотрим видеоролик «Красная Шапочка» и запомним фразеологизмы, которые услышим.
Комментарий учителя. Я знакомлю детей с термином «фразеологизм», т. к. он встречается в олимпиадных, конкурсных заданиях («Русский медвежонок», «Лукоморье»). При использовании информационно-коммуникативных технологий происходит зрительное и слуховое восприятие. Чем больше информационных источников, тем сильнее влияем на формирование коммуникативной компетентности учащихся.
Игра «Микрофон». Слайд 6.
Назовите фразеологизмы, которые вы запомнили. Для работы используем микрофон.
Как белка в колесе.
В ежовых рукавицах.
На часах стоять.
Вставлять палки в колеса.
По горячим следам.
Как баран на новые ворота.
Весь мир на ладонях.
Взять быка за рога.
Как сельди в бочке.
Крокодиловы слезы.
У разбитого корыта.
Слайд 7. Спасибо, ребята, ворон вы не считали, а потому все фразеологизмы запомнили и назвали.
Комментарий учителя. Несложная интерактивная технология позволяет осуществить обратную связь. Способствует воспитанию культуры поведения. Говорит только тот, кто получает микрофон.
Лексическая работа в группах. Слайд 8.
Чтобы употреблять в речи фразеологизмы, мы должны понимать их значение. Работаем в цветных группах (объединение на группы учитель проводит перед уроком). Каждой группе необходимо объяснить фразеологизмы.
Зеленая: используя Интернет.
Красная: используя толковый словарь фразеологизмов.
Синяя: используя слова для справок.
Фразеологизмы вашей группы выделены вашим цветом.
Как белка в колесе. Слайд 9.
В ежовых рукавицах.
На часах стоять.
Вставлять палки в колеса.
По горячим следам.
Как баран на новые ворота.
Весь мир в ладонях.
Взять быка за рога.
Как сельди в бочке.
Крокодиловы слезы.
У разбитого корыта.
Слова для справок: в строгости; караулить, охранять; мешать какому-либо делу; в постоянных хлопотах, трудах; сразу, без промедления; получить все; смотреть с глупым видом; смело приняться за дело; неправдивое сочувствие; очень тесно; потерять все.
Комментарий учителя. В данном виде работы синтезируются технология личностно ориентированного обучения и интерактивные технологии. Объединенные в группы учащиеся, общаясь друг с другом, развивают умение слушать, думать и работать вместе, принимать решение. А значит усваивают навыки демократического способа жизни, которые понадобятся в семье, на работе, в обществе.
Проверяем все. Записываем значение фразеологизма.
Спасибо, вы потрудились в поте лица.
Игра « Найди пару» (разноуровневая работа). Слайд 10.
Ребята, запомнить значение фразеологизмов вам поможет игра «Найди пару». Работа различается по степени сложности. Познакомьтесь с заданиями.
Задание среднего уровня. Соотнесите фразеологизм с рисунком.
Задание достаточного уровня. Соотнесите каждый фразеологизм с его фразеологизмом-антонимом. К фразеологизму-антониму дается его толкование.
Задание высокого уровня. Соотнесите данные фразеологизмы с фразеологизмами-синонимами.
Выберите задание по силам, приступайте к работе.
Комментарий учителя. Использую технологию личностно ориентированного обучения и игровые технологии. Учащиеся получают задания всех уровней. Самостоятельно выбирают задание по силам – создается ситуация успеха. Игра – любимая форма деятельности человека. Игра стимулирует познавательную активность, вызывая положительные эмоции в процессе учебной деятельности.
Проверьте данную работу, самостоятельно оцените смайликом. Слайд 11,12,13.
Творческая работа в парах. Слайд 14.
Используя фразеологизмы, можно оценить, дать характеристику. Работая в парах, выберите и подчеркните фразеологизмы, которыми, по вашему мнению, можно охарактеризовать волка.
Комментарий учителя. Работу в парах использую в своей практике довольно часто. Ребята активнее включаются в учебный процесс, работают увлеченно, учатся общению. У них вырабатываются навыки совместной работы. Данное творческая задание побуждает ребят к анализу, обсуждению, обоснованию вывода.
Какие фразеологизмы выбрали? Объясните, как понимаете.
Спасибо, вы работаете, засучив рукава, и добиваетесь успеха.
Игра « Учитель». Слайд 16.
А сейчас мы поменяемся с вами ролями. Я написала фразеологизмы. Ваша задача, как учителя, исправить допущенные ошибки.
Как заяц в колесе.
В еловых рукавицах.
На стуле стоять.
Вставлять спицы в колеса.
По холодным следам.
Как осел на новые ворота.
Весь мир в охапке.
Взять козу за рога.
Как сельди в море.
Бегемотовы слезы.
У разбитого стакана.
Комментарий учителя. Игра «Учитель» развивает навыки самостоятельной работы. Это самоконтроль каждого ученика, результат его работы.
Проверьте работу, оцените фразеологизмом.
ІІІ. Рефлексия
Слайд 17. Уважаемые коллеги! Спасибо Вам за работу. Вы сегодня были кладезями премудрости, что позволило нам работать рука об руку.
Я Вам показала, как применение инновационных технологий на уроке русского языка по теме «Знакомство с устойчивыми выражениями» помогает детям разобраться со сложным языковым понятием, побуждает их к активным формам коммуникативно-речевой деятельности.
Главным экзаменатором наших учеников будет жизнь. Насколько они будут адаптированы к социальной среде, способны принимать решение в нестандартной ситуации, уметь анализировать и контролировать собственную деятельность, зависит от того, как будут сформированы ключевые компетентности, в частности коммуникативная.
Теперь, уважаемые коллеги, Вы оцените нашу работу. У Вас есть три фразеологизма, после проведенного мастер-класса, Вы можете сказать:
Что, Вы семи пядей во лбу;
У Вас каша в голове;
У Вас знаний с гулькин нос.
Слайд 19. Выберите себе цветочек. Напишите на нем пожелание себе, учителю-новатору, закройте лепестки, опустите в воду. Наш инновационный букет раскрылся, а значит у нас все получится. Успехов Вам! Спасибо за внимание!