kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс по теме: «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Повышение мотивации педагогов к применению АМО в образовательном процессе.

Задачи:

  • Познакомить участников с АМО.
  • Углубить знания педагогов об АМО, алгоритме применения АМО.
  • Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал для участников мастер-класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме: «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36»

г. Новокузнецк, ул. Олимпийская, 20 61-27-13

















Мастер-класс по теме:

«Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе»










Подготовила и провела: учитель

высшей квалификационной

категории Киселёва И.А.











Новокузнецк, 2019

Цель: Повышение мотивации педагогов к применению АМО в образовательном процессе.

Задачи:

  • Познакомить участников с АМО.

  • Углубить знания педагогов об АМО, алгоритме применения АМО.

  • Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал для участников мастер-класса.



- Здравствуйте уважаемые коллеги! Позвольте начать мастер-класс вот с такой притчи.
(слайд)
Наберись смелости – сделай попытку!
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.
«О, вы, подданные мои», — обратился к ним царь, — «у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» — спросил царь.
Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошел к замку.
Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо — замок открылся! Он просто, был не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку.


За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности. Поэтому современный учитель сам должен свободно и гибко оперировать информацией, уметь легко показать учащимся уровень их собственных знаний и научить способам их совершенствования. 
Всем известно, что привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит можно использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. Современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии. Возникает вопрос: почему же мы продолжаем использовать те методы обучения, которые вызывают скуку, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь можно внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом давно уже существует. Как это сделать? Все просто, как в притче: «Наберись смелости – сделай попытку!»

В этом году я вновь набираю 1 класс. Дети этого возраста очень активны, любознательны и передо мной встал вопрос, как построить урок, чтобы у детей не потерялся интерес к учебе. Я нашла выход из сложившийся ситуации, это применение на уроках АМО.

Тема мастер-класса «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе»
(слайд)

Сегодня мы постараемся выяснить, что такое АМО, рассмотрим некоторые виды этих методов и также возможность применения активных методов обучения на различных этапах своих уроков.
1 АМ начала урока 

Для каждого этапа на уроке используются свои АМО, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Так, например, для начала урока могут быть использованы такие методы как:

(слайд)
«Подари подарок другу»

«Поздоровайся локтями»

«Поздороваемся ладошками»

«Поздоровайся глазами» 

Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

-Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для     установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю вам упражнение «Поздороваемся ладошками!».

-Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой)

                                                                          Успеха (Указательный)

                                                                          Большого (средний)

                                                                          Во всем (мизинец)

                                                                          Здравствуй ( всей ладонью)

 - А теперь я хочу подарить вам свои ладошки на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. 

Эти методы займут немного времени и дадут ребятам заряд положительных эмоций. Следующий этап урока, на котором используются АМО


2 АМ выяснение целей, ожиданий и опасений 

(Постановка цели)
На данном этапе можно использовать такие методы как:

 (слайд)
«Фруктовый сад»

«Солнышко и туча»

«Разноцветные листья»

« Компот»

« Поляна снежинок»



Эти методы позволяет лучше понять класс и каждого ученика, для обеспечения личностно-ориентированного подхода. Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагог мог их знать и учитывать в своей работе на уроке.

- А мы с вами свои ожидания и опасения запишем пальчиках наших «ладошек».

- Зачитайте вслух свои ответы.(по желанию зачитывают).  В конце нашего мастер-класса мы вернёмся к ладошкам.

- На этапе
3 АМ презентации нового материала

 (слайд)
Можно использовать такие методы как:

«Кубик Блума»

«Белые пятна»

«Инфо-угадай-ка»

«Кластер»

«Синквейн »


- Мы с вами применим метод «Инфо-угадай-ка».
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания. Он применяется при работе в группах.

- Возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода. Итак, тема «Активные методы обучения». Листок разделён на сектора. 

Сектор 1 – «понятие».

- Итак, определимся с понятием «активные методы обучения».

- Подумайте и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу. (Ответы педагогов)
(слайд)
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
-Запишите.(Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся) 

Сектор 2 – этапы урока. 

-Как вы считаете, а каких этапах урока можно применять АМО? (Ответы педагогов)
(слайд)
Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.
(Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация ).

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока. 

Сектор 3 – виды АМО.(Ответы педагогов)
(слайд) («Добрый день», «Поздоровайся глазами», «Что у меня на сердце», «Фруктовый сад», «Мой цветок», «Инфо-угадайка»)

К этому сектору мы вернёмся в конце нашего мастер-класса и заполним его до конца. 

Сектор -4. Цели применения АМО. (Ответы педагогов)
(слайд)
- Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и  становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений.

Метод синквейн

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

(Слайд)

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются два глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы.

Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

- Использовать синквейн удобно на уроках окружающего мира и литературного чтения для составления характеристики герою.

Илья Муромец.

Могучий, храбрый.

Ехал, сражался, победил.

Всем людям радость дарил.

Герой!

- Уважаемые коллеги, попробуем составить синквейн по теме нашего мастер-класса самостоятельно (Работа в группах).

Итак, тема синквейна - Метод.

-Запишите на карточках.

Заслушиваются ответы разных групп.

- Вот какой синквейн составила я (слайд)



4 АМ релаксации
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса. (слайд)
«Полет птицы»

«Порхание бабочки»
«Четыре стихии»
«Постройся по росту», «Пантомима» и другие.

- Мы с вами тоже немного расслабимся, встряхнёмся и восстановим энергию при помощи «Геометрической абстракции».

- Представьте себе шар, погладьте его со всех сторон. Он большой, огромный. (Ученики «обхватывают» руками и гладят воображаемый шар).

-А теперь представьте себе конус, дотроньтесь до его вершины. Конус растет вверх, вот он уже выше вас. Допрыгните до вершины. (Ученики слегка подпрыгивают.)

-Представьте, что вы внутри цилиндра, похлопайте, пожалуйста, его по верхнему основанию, по нижнему, по боковой поверхности.

(Учащиеся рвутся из воображаемого цилиндра наружу. Восторг полный!)



5 АМ организации самостоятельной работы



Для закрепления пройденного материала могут использоваться такие методы:

(слайд)

«Парный выход»

«Картина»

«Ключ»

«Лото»

«Домино»

«Теремок»



- Мы с вами вспомним сказку «Теремок» (карточки с названием АМО)



-Я активный метод «Светофор» меня использует учитель для подведения итога урока, я помогаю активизировать мыслительную и практическую деятельность учеников на уроке. А ты кто? и т.д.


6.Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.

Активные методы, которые позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу. Можно использовать такие активные методы как: (слайд)

«Мудрый совет»

«Письмо самому себе»

«Солнышко и туча»

«Комплименты»

«Ромашка»

«Итоговый круг» и др.

- Завершить урок можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг». 

Метод «Мудрый совет».

Группа пишет в конце урока совет детям, которые ещё не совсем поняли тему урока.

Метод «Ромашка».

Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.

Метод «Итоговый круг».

Учитель даёт минуту. Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

Заключительная часть метода «Солнышко и туча» ( проводится в конце урока) 

Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися 

Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны. Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты. 



- А теперь возьмите карточки для метода «Инфо - угадайка» и допишите в графу «виды». С какими методами и упражнениями ещё сегодня познакомились («Четыре стихии», «Физкультминутка», «Кластер»)

-Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

У каждой методики есть свои плюсы и минусы.

+ Активные методы обучения помогают:

- формирование положительной учебной мотивации;

- повышение познавательной активности учащихся;

- активное вовлечение учащихся в образовательный процесс;

- развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;

- эффективное усвоение большого объема учебной информации;

- развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

- развитие универсальных навыков.

Недостатки АМО

​ - Дети  не могут совладать со своими эмоциями, следовательно,  на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.

-Вернемся к нашим ладошкам, где вы написали свои ожидания и опасения перед началом работы. Если ваши ожидания сбылись, а опасения развеялись, загните пальчики и покажите ладошки.

В заключении хочу рассказать вам притчу «Все в твоих руках» (слайд)

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках»

Рефлексия «Все в твоих руках»

-Вернемся к нашим ладошкам. Каждый палец на ладошке, это какая- то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

Большой – для меня было интересным и важным …(высказывания коллег)

Указательный – по этому вопросу я получил(а) конкретную рекомендацию.

Средний – моя оценка психологической атмосферы…

Безымянный – мне понравилось…

Мизинец – ваши предложения

- К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другими активными методами обучения. Но для тех, кто заинтересовался ими, предлагаю вот такую брошюру, подготовленную мной.

- И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.

«Все в ваших руках»

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

- Спасибо за работу!





Литература.

  1. «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru/

  2. Савин Н. В. Педагогика. «Просвещение», Москва, 1978 г.

  3. Яковлев И.М. Методика и техника урока. -М., 2003

  4. Амоношвили Ш.А. Школа жизни. – М: Изд. дом Шалвы Амоношвили. 2000. – 143.

  5. Аристова Н. А. Роль медитации в жизни /Труды второй международной научной конференции “Мораль. Здоровье. Мир: Восток – Запад”. – СПб.: 1996. – 395 с.







































метод «ИНФО - УГАДАЙ-КА»

Активные методы обучения

ПОНЯТИЕ

ЭТАПЫ УРОКА

ВИДЫ АМО

ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ


























метод «ИНФО - УГАДАЙ-КА»

Активные методы обучения

ПОНЯТИЕ

ЭТАПЫ УРОКА

ВИДЫ АМО

ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ



























МЕТОД «СИНКВЕЙН»


«Активные методы обучения»
























МЕТОД «СИНКВЕЙН»


«Активные методы обучения»
























Метод «Крестики-нолики».

Цель: закрепление изученного материала.

Правила игры - как в традиционной игре «Крестики-нолики». Нужно набрать три подряд нолика\крестика либо по вертикали, либо по горизонтали, либо по диагонали. Та команда, которая сделает это первой, считается выигравшей. Группа учащихся делится на две группы. Одна группа – «Нолики», вторая – «Крестики».

Вариант с лексикой:

Все 9 квадратиков заполнены изображениями животных, к примеру, и на каждом квадратике – соответствующий ему номер. Представители первой команды выбирают клетку, называют её номер и называют прилагательное (глагол, род, место проживания и т.д.) соответствующее данному изображённому животному. За правильный ответ они получают соответствующий им символ (крестик или нолик). Следующий ход делает другая команда.

Если команда назвала слово неправильно, они не получают ничего и ход, как обычно, переходит второй команде. Игра продолжается до тех пор, пока не соберется три одинаковых символа по горизонтали/вертикали/диагонали.


Метод «ХИМС».

Цель: выяснить впечатления участников от мастер-класса.

- Ответьте, пожалуйста, по-возможности, откровенно на вопросы, начинающиеся с начальных букв названия этого метода (учитывая и своё личное самочувствие, которое тоже влияет на продуктивность работы и восприятие):

Хорошо…

Интересно…

Мешало…

Возьму с Собой…


Метод «Инсерт или Пометки на полях»

Цель: позволяет ученику отслеживать своё понимание прочитанного при работе с текстом. Технически он достаточно прост. Учеников необходимо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи или специально подобранного текста. Помечать следует отдельные задания или предложения. Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения.

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней 3 колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее. Её лучше использовать при работе с текстом большого объёма на этапе самостоятельной работы учащихся.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Киселева Ирина Анатольевна

Дата: 04.06.2019

Номер свидетельства: 513290


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства