Мастер-класс "Использование критического мышления в практике учителя начальных классов"
Мастер-класс "Использование критического мышления в практике учителя начальных классов"
Предлагаю вниманию коллег разработку мастер-класса с приложениями для работы в группах по использованию критического мышления в практике работы учителя начальных классов. Надеюсь, моя работа будет полезной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Использование критического мышления в практике учителя начальных классов"»
МАСТЕР-КЛАСС
"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ"
Березнёва Н.В., учитель начальных классов
КГУ "Средняя школа №2" г.Риддера ВКО
Уже достаточно прочно вошли в нашу жизнь государственные образовательные стандарты второго поколения и обучение учителей новым, активно-деятельностным или активно-практическим подходам в преподавании на предметных и уровневых курсах опирается на стратегии развития критического мышления.
Новые учебные программы и ГОСО фиксируют исключительную роль учителя в современных процессах образования. Педагогический дизайн урока усложняется и педагогу следует кардинально менять свой стиль и технологии. Педагог должен уметь создавать организационные и содержательные условия для проведения уровневых занятий, знать и уметь готовить и проводить блиц-контроли на каждом уроке, быть в курсе методик целенаправленного формирования проектных, творческих, креативных способностей, развития теоретических (умственных) операций, организации целенаправленных учебных коммуникаций, владеть методами, поддерживающими и развивающими у детей самоконтроль, самооценку и самоанализ учебной и внеучебной деятельности.
И у меня произошло такое переосмысление содержания урока, с целью формирования у обучающихся универсальных учебных действий на основе системно-деятельностного подхода. Главная моя задача как педагога сейчас заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения знаний самостоятельно.
Для меня в этом отношении открытием стала технология развития критического мышления через чтение и письмо. Казалось бы, эта технология ориентирована больше на гуманитарные предметы, однако её приемы столь универсальны, что и на других уроках помогают обучению способам продуктивной деятельности, способствуют индивидуальному развитию учащихся, становлению личности обучающегося, его самосовершенствованию, ведь знания приобретаются им в деятельностной форме.
В ТРКМЧП (технологии развития критического мышления через чтение и письмо) синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения. Это, прежде всего, подход, являющийся способом «разукрасить» урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.
Это универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, представляющая собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, а также базовые навыки человека открытого информационного пространства. Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих.
Цель данной технологии и работы по её внедрению в практику начальной школы - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.
Принципиальными моментами для технологии «РКМЧП» являются:
- активность субъектов образовательного процесса;
- организация групповой работы в классе;
- развитие навыков общения;
- идея ценности личности;
- подход к образовательной технологии как средству и инструменту самообразования
человека;
- соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами,
выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни.
Практическая направленность технологии - развитие у учеников способности выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость получения, анализа и использования той или иной информации для своей деятельности, осуществлять направленный информационный поиск, самостоятельно осваивать знания, необходимые для решения познавательных и коммуникативных задач через чтение и письмо, а таким образом - формирование способов активного мышления через практическую речевую и письменную деятельность.
Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:
подготовительный – стадия вызова;
восприятие нового –стадия осмысления (или стадия реализации смысла);
присвоение информации – стадия рефлексии.
Стадия
Функции
Вызов
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).
Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме).
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Осмысление содержания
Информационная (получение новой информации по теме).
Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).
Рефлексия
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
Информационная (приобретение нового знания).
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Таблица целей и приёмов по технологии «Критическое мышление»
Этапы
Цели
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приемы
Результаты
Вызов
Актуализация опыта и преды-дущих знаний обучаемых.
Активизация деятельности учащихся.
Формирование мотивации на учебную деятельность.
Постановка обучаемыми индивидуаль-ных целей в учебной деятельности.
Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе
Ученик вспо-минает, что ему известно по изучаемому вопросу (дела-ет предположе-ния), систематизиру-ет информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответы.
«Мозговой штурм»
Прогнозирование (по портрету, картине) Прогнозирование по ключевым словам
Верные и неверные утверждения. Пере-путанные логические цепочки. Формули-ровка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте
Кластер
Таблица «З–Х–У»
Чтение текста с мар-кировкой по методу INSERT
Актуализиро-ванный опыт
Активизиро-ванное знание
Сформирован-ный мотив
Осмысле-ние
Получение обу-чаемыми нового знания. Форми-рование понима-ния и система-тизация знаний, соотнесение из-вестного с но-вым. Освоение способа работы с информацией.
Поддержка це-лей, поставлен-ных на стадии Вызова.Присво-ение нового зна-ния. Создание целостного представления о предмете.
Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому
Ученик читает, слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации
Выделение ключевых слов подчёркиванием
Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
Таблица «З–Х–У»
Маркировочная таблица INSERT
Систематизированное знание
Укрепление целей, заявленных на стадии Вызова
Присвоенное знание
Рефлексия
Расширение проблемного поля, постанов-ка новых целей в учебной деятельности.
Работа по оцен-ке и самооценке развития обучаемых в предмете.
Учитель возв-ращает уча-щихся к перво
-начальным записям– предположениям, чтобы вне-сти изменения, дополнения; предлагает творческие, исследовательские или прак-тические зада-ния на основе изученной информации.
Ученики соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления.
Творческая работа – синквейн.
Возвращение к клю-чевым словам, верным и неверным утверждениям
Ведение дневника, письмо другу
Заполнение кластеров, таблиц
Перепутанные логические цепочки
Сформированное целостное представление о предмете
На своих уроках я применяю ряд приемов ТРКМЧП, которые наиболее доступны для младших школьников.
Приём «Знаю - Хочу узнать - Узнал». Графическая форма отображает три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
Формирует умения:
• определять уровень собственных знаний;
• анализировать информацию;
• соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.
Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. В начале урока, заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы - «Хочу узнать» - это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. После усвоения темы на стадии рефлексии учащиеся заполняют третью графу таблицы - «Узнали».
Пример работы по составлению таблицы "Знаю - Хочу узнать - Узнал".
Урок русского языка. Сквозная тема "Мой родной край", лексическая тема "Как сохранить природу родного края?"
Цель работы: находить информацию на заданную тему в разных источниках, определять главное и второстепенное в тексте для построения монологического ответа, раскрывая тему и основную мысли на основе опорных слов.
1. Прочитай статью из толкового словаря С.Ожегова и текст из детской энциклопедии. Найди и подчеркни информацию на тему «Ёж - зверёк».
2. Какую информацию на тему «Ёж - зверёк» ты нашел в разных источниках? Прочитай.
Приём ИНСЕРТ (insert)
I – interactive- самоактивизирующая
N – noting - системная
S – system - разметка
E – effective - для эффективного
R – reading - чтения
T – thinking - и размышления
Можно начинать применение стратегии "чтение с пометками", когда учащийся знакомится с учебной статьёй и при чтении делает пометки. После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу ИНСЕРТ, состоящую из 4-х колонок, количество граф которой соответствует числу значков маркировки. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д. Прочитав учебный текст один раз, возвращаемся к своим первоначальным предположениям.
"V"– уже знал
"+" – новое
"–" – думал иначе
"?" – не понял, есть вопросы
Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы ученикам понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» – понятным и четким.
На этапе рефлексии обсуждаем записи, внесенные в таблицу, или маркировку текста. Заканчивается работа озвучиванием таблицы, т.е. усвоенное знание проговаривается.
Прием «Корзина идей».
Прием «Корзина идей» - это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на стадии вызова. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске схематично изображаю корзину, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится следующим образом:
Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме.
Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (индивидуальная работа продолжительностью 1–2 минуты).
Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ученика факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Прием «Концептуальная таблица».
Прием «Концептуальная таблица» использую, когда нужно сравнить три и более объекта. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные свойства, по которым сравнение происходит.
Пример. Тема «Какие секреты у растений?». Естествознание, 2 класс.
Учащиеся заполняют таблицу, работая в группах или парах. Затем проводится обсуждение и сравнение результатов.
Группа растений
Травы
Кусты
Деревья
Пример (свой)
Сходства
Различия
Прием «Верные и неверные утверждения».
На доске или слайде записаны верные и неверные утверждения. До изучения новой темы ученики должны прочитать и поставить «+» там, где они считают, что высказывание верное, а знак «-» там, где неверное. Ученики работают в парах. Затем предлагаю учащимся поделиться своим мнением с классом. Заслушав ответы учащихся, заполняю первый столбец таблицы (столбец А). Подводя итоги работы над таблицей, подвожу учеников к мысли, что отвечая на вопросы, мы пока не знаем, правы мы или нет. Ответы на вопросы можно найти, изучив материал темы, прочитав предложенный текст и др. Ученики приступают к работе над текстом, а затем, по окончании работы, возвращаются к вопросам, рассмотренным в начале урока, делятся своим мнением с классом. В результате заполняется столбец Б. Но это пока еще не значит, что учащиеся правильно ответили на все вопросы. Окончательно таблица заполняется (столбец В) на стадии рефлексии, после обсуждения полученных результатов.
Пример 1. Математика, 2 класс. Тема «Геометрические фигуры»
№
п/п
Утверждения
А
верно (+)
Б
неверно (-)
В
1
Все фигуры с четырьмя углами называют прямоугольниками.
2
Квадратами называют фигуры, у которых стороны равны.
3
Чтобы дать название фигуре надо пересчитать её углы.
Прием «Кластер».
Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии в основном для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определённая тема будет изучена более тщательно. Часто применяю этот прием в качестве средства для подведения итогов того, что учащиеся изучили.
Алгоритм создания кластера.
• В центре чистого листа пишется ключевое слово, название рассматриваемой темы.
• Вокруг пишутся в «окошках» основные свойства, определения, понятия, характеристики, предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
• По мере записи появившиеся слова соединяются стрелками, показывающими связи с ключевым понятием, образом или чем-то еще. У каждого из «спутников», таким образом, появляются свои «спутники», устанавливаются логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.
Иногда ключевое слово располагают вверху, ветви («гроздья») опускаются вниз, как гроздья винограда. Такой вариант хорошо воспринимается обучающимися и представляется более логичным.
Творческая форма рефлексии – Синквейн.
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
4. Два выражения, связанные знаками больше или меньше
5. Сравнение
Моим ученикам в 3 и 4 классах становится доступным и даже нравится писать синквейны, так как даже слабые ученики могут представить свое понимание изучаемого материала, изложить свои мысли в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Приём «Толстые и тонкие вопросы».
Те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ - тонкие вопросы, те, на которые ответить столь определенно невозможно - толстые вопросы. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
«Тонкие» вопросы.
«Толстые» вопросы.
Кто..? Что…?
Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?
Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?
Что, если ...?
Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к нему список вопросов. Оговариваем с ребятами их минимальное число. Подобное задание предлагаю выполнить ученикам и при повторении темы. Ученики работают в парах или микрогруппах, поочередно отвечая на вопросы, предложенные товарищами. Умение формулировать вопросы по теме демонстрирует её понимание.
(вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана)
Толстые вопросы
(вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать)
Роман Ф.
Что называют уравнением?
Что значит решить уравнение?
Верно ли, что у уравнения только один корень?
Объясни, как решить уравнение с неизвестным слагаемым (уменьшаемым, вычитаемым).
Как выполнить проверку решения уравнения?
Систематическое применение данного приема учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. На первом этапе, уже в первом и во втором классе, дети учатся составлять и задавать вопросы по содержанию прочитанного текста.
Преимущества технологии развития критического мышления:
работа в паре, микрогруппе развивает интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;
совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного математического текста;
есть возможность повторения, усвоения материала;
усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса);
вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
обостряется любознательность, наблюдательность;
дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;
развивает активное слушание;
предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.
В заключении хочу отметить, что технология РКМЧП позволяет повысить интерес у моих учеников к процессу обучения, способствует активному восприятию ими учебного материала, развивает способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности, формирует коммуникативные навыки, ответственность за знание и умение.
Результативность работы по технологии показана при проведении городского комплексного тестирования знаний учащихся 4 классов по русскому языку и математике. По результатам тестирования мои учащиеся 4 "Г" класса показали результат по городу 78% качества знаний, при 100% успеваемости. Дети уверенно перешли в среднее звено, сохранили учебные результаты предыдущего года обучения.
При безотметочном обучении по новым учебным программам положительным и мотивирующим результатом становится использование мной в практике преподавания элементов (стратегий) различных образовательных технологий (игровая, ИКТ, разноуровневого обучения, РКМЧП, технология мастерских и т.д.) в учебной и воспитательной работе.
ПРИЛОЖЕНИЯ К МАСТЕР-КЛАССУ
1. Прочитай статью из толкового словаря С.Ожегова и текст из детской энциклопедии. Найди и подчеркни информацию на тему «Ёж - зверёк».
2. Какую информацию на тему «Ёж - зверёк» ты нашел в разных источниках? Прочитай.
3. Заполни таблицу. Составь свой рассказ о ёжике.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Прием «Концептуальная таблица».
Тема «Какие секреты у растений?». Естествознание, 2 класс.
Учащиеся заполняют таблицу, работая в группах или парах. Затем проводится обсуждение и сравнение результатов.
Группа растений
Травы
Кусты
Деревья
Пример (свой)
Сходства
Различия
Прием «Верные и неверные утверждения».
Математика, 2 класс. Тема «Геометрические фигуры»
№
п/п
Утверждения
А
верно (+)
Б
неверно (-)
В
1
Все фигуры с четырьмя углами называют прямоугольниками.
2
Квадратами называют фигуры, у которых стороны равны.
3
Чтобы дать название фигуре надо пересчитать её углы.
4
Все четырёхугольники с одинаковыми углами называются квадратами.
5
Если у фигуры все углы прямые, то она называется прямоугольник.
6
Если у фигуры все углы прямые и все стороны равны, то она называется квадрат.
7
У всех геометрических фигур можно вычислить периметр.
Имена собственные
Белкаимеет удлинённое тело с пушистым длинным хвостом, уши длинные, цвет тёмно-бурый с белым брюшком, иногда серый (особенно зимой). Водятся повсюду, кроме Австралии. Белка является источником ценного меха. Одной из широко известных отличительных особенностей многих белок является их способность запасать на зиму орехи. Некоторые виды белок закапывают их в землю, другие — прячут в дуплах деревьев.
В основном питаются растительностью, богатой белками, углеводами и жирами. Самым тяжёлым временем для белок является ранняя весна, когда зарытые семена начинают прорастать и более не могут служить в качестве пищи, а новые ещё не поспели. В этот период белки питаются почками деревьев, в частности серебристого клёна. Несмотря на широко распространённое мнение, что белки являются растительноядными животными, они, на самом деле, всеядны: кроме орехов, семян, плодов, грибов и зелёной растительности они также употребляют в пищу насекомых, яйца и даже небольших птиц, млекопитающих и лягушек. Очень часто эта пища заменяет белкам орехи в тропических странах.
Белки считаются умными животными, в населённых пунктах они способны кормиться из птичьих кормушек, выкапывать высаженные растения в поисках семян и селиться в помещениях, таких как мансарды. В продаже есть кормушки с защитой от белок.
Дельфинысостоят в прямом родстве с грозными обитателями океанов, касатками и китами. Существует около 50 видов дельфинов.
Дельфин – это не рыба, а млекопитающее животное. Общим для всех видов является вытянутое обтекаемое туловище, которое венчает небольшая голова дельфина с клювообразной пастью. На каждой челюсти располагается 80-100 маленьких зубов конической формы.
Дельфины в воде двигаются очень легко, они практически не ощущают ее сопротивления благодаря специальным жировым выделениям на коже, облегчающим скольжение. Интересно, что от трения воды кожа дельфина быстро стирается. Поэтому в глубоких кожных слоях у них есть значительный запас регенерирующих клеток. Дельфин постоянно линяет, меняя за сутки до 25 слоев кожи!
Среда обитания дельфина – исключительно водоемы. Дельфин обитает почти во всех местах нашей планеты, за исключением арктических и антарктических областей. Живут дельфины в море, в океане.
В рацион питания дельфинов входит исключительно рыба, предпочтение отдается сардинам и анчоусам. Интересен и способ охоты, которым пользуются животные. Стая дельфинов находит косяк рыбы и особыми звуками вынуждает его сбиться в плотную группу. В результате такой охоты большая часть косяка становится добычей дельфинов. Этой особенностью часто пользуются чайки, атакуя перепуганную рыбу с воздуха. Известны факты, когда дельфины помогали рыбакам, загоняя косяк к ним в сети.
Муравьи́являются общественными насекомыми, образующими 3 касты: самки, самцы и рабочие особи. Самки и самцы крылатые, рабочие особи — бескрылые. Муравьи живут семьями в гнёздах[2], называемых муравейниками, которые устраивают в почве, древесине, под камнями; некоторые сооружают муравейники из мелких растительных частиц и т. п. Существуют паразитические виды, которые обитают в гнёздах других муравьёв, муравьи-«рабовладельцы», содержащие в своих гнёздах «рабов» — муравьёв других видов. Ряд видов приспособился к обитанию в жилищах человека. Некоторые виды ценятся за регулирование численности насекомых-вредителей, другие могут считаться вредителями.
Питаются преимущественно соком растений, падью тлей и других сосущих насекомых, в период кормления личинок — преимущественно насекомыми. Есть также виды, питающиеся семенами (муравьи-жнецы) и культивируемыми грибами (муравьи-листорезы).
Распространены по всему миру, за исключением Антарктиды и некоторых удалённых островов. Успех муравьёв во многих средах обитания обусловлен их социальной организацией и способностью изменять место обитания и использовать разнообразные ресурсы.
В мире более 14 000 видов и 485 родов (включая вымершие), распространённых преимущественно в тропиках.