Мастер – класс «Игра-путешествие по страницам произведений В.Берестова» (в условиях ФГОС)
Мастер – класс «Игра-путешествие по страницам произведений В.Берестова» (в условиях ФГОС)
Данное мероприятие было проведено в рамках городского семинара "Внеурочная деятельность как инструмент формирования функциональной грамотности" с обучающимися 1 класса. Дети показали высокую активность, заинтересованность, умение работать с изученным и новым литературным материалом, навыки работы с книгой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс «Игра-путешествие по страницам произведений В.Берестова» (в условиях ФГОС)»
Игра-путешествие по страничкам произведений В.Д.Берестова
«Всё на свете, всё на свете, всё на свете – впереди!»
Учитель: Паламарчук Екатерина Федоровна
Класс: 1 «А»
Дата проведения: 14.04.2023г.
Предшествующая работа:
Знакомство с творчеством и биографией В. Берестова, разучивание стихов, конкурс рисунков к произведениям, посещение школьной библиотеки, участие в акции «Подари книгу», начало работы над проектом «Книжки-малышки».
Цели:
1.Обобщить, систематизировать и расширить представления детей о творчестве В.Д.Берестова;
2. Выявить уровень читательской активности учащихся.
Задачи:
1.Закреплять знания детей о биографии и творчестве В. Берестова. 2.Обобщать информацию о произведениях В. Берестова, пользующихся устойчивым интересом у детей. 3.Формировать грамматический строй речи, обогащать словарь детей. 4.Развивать речь, мышление, память. 5.Расширять читательский кругозор. 6.Развивать умение работать в группах, в парах. 7.Воспитывать бережное отношение к книге.
Личностные УУД:
Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.
Познавательные УУД:
познакомить с героями произведений детского писателя; развивать творческое воображение, логику мышления и память;- уметь самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.
Регулятивные УУД:
осуществлять пошаговый контроль по результатам работы, под руководством педагога; удерживать цель деятельности до получения ее результата; анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности; оценивать результаты своей деятельности.
Коммуникативные УУД:
Допускать существование различных точек зрения; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; формировать вербальных и невербальных способов коммуникации; уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, тематическая выставка книг, план путешествия, кроссворд, разрезные картинки и иллюстрации к стихотворениям, материалы для изготовления книжки-малышки, предметы: юла, робот, зайчик и др.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент:
Приветствие гостей, настрой детей.
(Пальчиковая игра «Улыбнемся солнышку»)
Улыбнемся солнышку: «Здравствуй, золотое!» (вытягивают руки вперед, ладонями вверх)
Улыбнемся небу: «Здравствуй, голубое!» (поднимают руки вверх)
Улыбнемся лучикам: «Лейтесь, нежно – ласково!» (поглаживают обе ладони)
Гостям улыбнемся: «Пожелаем им, добра!» (улыбаются и кланяются гостям)
2.Создание проблемной ситуации. Постановка цели занятия.
- Вы любите путешествовать? (да)
- На чем можно отправиться в путешествие? (пешком, на автомобиле, поезде или самолете)
- Чтобы отправиться в путь, нужно приобрести билеты! Но касса закрыта.
Ребята, здесь записка для нас! «Решите вы кроссворд сейчас, и касса откроется тотчас!»
3.Дети разгадывают кроссворд. Отгадки – названия стихотворений В.Д.Берестова.
1. Зверь я горбатый Нравлюсь ребятам. (Верблюжонок)
Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной, А когда придёт весна, Просыпается от сна. (Медвежонок)
Стальной конёк
По белому полю бегает, За собой чёрные следы оставляет. (Ручка)
Учитель у меня в портфеле! Кто? Быть не может! Неужели? Взгляни, пожалуйста! Он тут. Его учебником зовут.
Он больше всех. А хобот - лучший нос. Прекрасный нос! Ведь с помощью его Он может дотянуться до всего. (Слон)
Пушистей игрушки, Помягче подушки, Но всё же бесёнок – Весёлый -……(Котёнок)
Не знает телёнок, Что будет потом. Кем вырастет он?: Подскажите (Бычком)
Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи собирает. (Воробей)
Дети читают ключевое слово: Берестов.
Касса открывается, дети получают билеты.
Занимают свои места за столом.
4.Беседа о Валентине Берестове.
Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы вспомнить имя всеми любимого детского писателя. Поговорим о В.Д. Берестове. (Показать портрет) 1 апреля ему исполнилось бы 95 лет.
Презентация, рассказ о писателе…..
Родился В.Д. Берестов 1 апреля в 1928 году в городке Мещовске в семье учителя истории. Когда ему было всего 4 года, в его жизни произошло чрезвычайно важное событие: он научился читать.
Поэтический талант тоже проснулся у мальчика достаточно рано.
Берестов любил очень путешествовать. Он ездил на раскопки в древний Новгород, в пустыни Средней Азии. Наука и искусство прекрасно уживались в его душе. Открывая для себя новые страны, поэт в стихах делился открытиями со своими читателями.
В одном из стихотворений он писал:«Всё на свете, всё на свете, всё на свете – впереди!»
Вот и мы с вами отправляемся вперёд, в путешествие по страницам замечательных книг В.Д. Берестова!
5.Путешествие по станциям:
1 станция «В Океане Детства»
Итак, начнём путешествие пешком….
«Спешим, друзья, идём вперёд,
Нас Берестов с собой зовёт!»
(Перешагиваем препятствия, подпрыгиваем, перепрыгиваем лужи и т.д.)
И вот мы в Океане Детства!
(На столе план путешествия.
Дети выставляют флажок на первую станцию)
А как вы думаете, почему эта станция получила такое название?
Знакомство с В. Берестовым начинается ещё в раннем детстве. Давайте мы с вами вспомним весёлые стишки этого автора, которые вы узнали ещё, когда были совсем маленькими.
(Несколько человек читают стихи наизусть)
«КУКЛА» –Милана
«БЫЧОК» – Матвей
«КОТЕНОК» - Алиса
«МИШКА» - Маша
«ПЕТУШКИ» - Арсений
2 станция «Угадай-ка»
Дальше едем на поезде!
«Спешим, друзья, едем вперёд,
Нас Берестов с собой зовёт!»
(Дети цепляются паровозиком друг за друга, делают круг вокруг стола)
Мы на следующей станции «Угадай-ка»!
(На столе план путешествия.
Дети выставляют флажок на вторую станцию)
А как вы думаете, почему эта страна получила такое название?
В коробке предметы, которые встречаются в произведениях Берестова. Дети достают предметы и угадывают произведения, находят стихи по содержанию в книге «Картинки в лужах», читают их.
Курица с цыплятами
Кошкин щенок
Робот
Юла
Лягушка
Заяц барабанщик
3 станция «Сочиняй-ка»
Дальше летим на самолете!
«Спешим, друзья, летим вперёд,
Нас Берестов с собой зовёт!»
(Дети расставляют руки в стороны, имитируя крылья самолета)
И вот 3станция «Сочиняй-ка»!
(На столе план путешествия.
Дети выставляют флажок на третью станцию)
А как вы думаете, почему эта страна получила такое название?
Ещё в 1 классе Валентин Берестов пробовал сочинять стихи. Он увидел фильм про озорного парижского мальчишку Гавроша, который сражался вместе со взрослыми на баррикадах, он распевал весёлые куплеты про короля. И вот в подражание своему любимому герою он тоже сочинил песенку про разные неприятности, происшедшие с этим королём. А ведь больше всего ему хотелось тогда написать о своих друзьях, о школе, о мечтах. Бился он, бился и сочинил только две строки:
«Хорошо купаться! Хорошо гулять!
Хорошо на солнце летом загорать!
Давайте, и мы попробуем сочинить стихи, я вам предлагаю слова:
.…мышки,
…книжки,
…. читать,
……жевать.
Дети работают в парах, придумывают строчки по рифмам, читают получившиеся стихи.
4 станция «Собирай-ка»
Дальше плывем на корабле!
«Спешим, друзья, плывём вперёд,
Нас Берестов с собой зовёт!»
(Дети показывают плавательные движения руками)
Вот мы уже и на 4станции «Собирай-ка»!
(На столе план путешествия.
Дети выставляют флажок на четвертую станцию)
А как вы думаете, почему эта страна получила такое название?
Ребята получают 2 конверта, в котором находятся разрезные картинки. Необходимо собрать их, вспомнить название стихотворения, к которому нарисована эта картинка. Работают в группах: собирают пазлы, отгадывают стихотворение. Прослушивают его аудио текст.
5 станция «Самоделкино»
«Спешим, друзья, спешим вперёд,
Нас Берестов с собой зовёт!»
(Дети обегают стол, садятся на свои места)
Вот мы оказались на 5станции «Самоделкино»!
(На столе план путешествия.
Дети выставляют флажок на пятую станцию)
А как вы думаете, почему эта страна получила такое название?
На прошлом занятии мы начали проект по изготовлению книжки-малышки стихов В.Д.Берестова. Перед вами странички будущей книжки, которые вы сделали своими руками. Нам нужно распределить их по темам на 2 группы. Первая книжка будет называться «В океане Детства», а вторая – «Пора в школу!»
Изготовление книжки-малышки. Дети работают в группах.
Отличные получились книжки! Предлагаю подарить их Библиотеке, чтобы и другие ребята смогли прочитать замечательные стихи В.Берестова!
6. Итог занятия. Рефлексия.
Время пролетело быстро, и нам пора возвращаться назад! Произнесём заклинание: «Спешим, друзья, всегда вперёд.
Нас Берестов с собой зовёт!»
И вернемся обратно в школу!
Вот и подошло к концу наше путешествие Я думаю, что оно вам понравилось.
Возьмите свои билетики, на обороте вы увидите три смайлика. Закрасьте желтым цветом тот из них, чье настроение соответствует вашему:
(Рефлексия)
Мы с вами вспомнили лишь немногие стихи Берестова. Все они очень весёлые и поучительные.
Чтение - это было самое любимое занятие в детстве у Валентина и поэтому спустя много лет, он написал стихотворение «Читалочка», которое вы все знаете и любите. Ученик читает стихотворение.
Теперь вы знаете, какой большой мир В. Берестова. Желаю вам не расставаться с книгами этого автора, открывайте для себя его новые стихи и рассказы.
- Спасибо за ваши добрые глаза и приветливые улыбки. Встанем и попрощаемся с нашими гостями: